Цифровая трансформация – распространённый, но всё ещё не до конца понятный термин. О том, почему она необходима любой компании и какие цифровые сервисы важно внедрять в своей организации, чтобы продолжать эффективно работать, рассказали эксперты журнала.

Олег Вылегжанин, руководитель «Центра высоких технологий»:

– Цифровизация не только радикально трансформировала бизнес, но и создала его новые направления. До пандемии многие успешные предприниматели снисходительно относились к новым сервисам. Они говорили: зачем нам онлайн-торговля и для чего тратить деньги на участие в ритейл-платформах, если у нас и без того хорошая выручка? Однако пандемия ускорила процессы, которые должны были растянуться на несколько лет, и тот бизнес, который два года назад чувствовал себя прекрасно и без цифровых сервисов, сложился, как карточный домик, буквально за полгода из-за резкого спроса на доставку и прочие новшества. Бизнес, который наращивал присутствие в Интернете, соцсетях и участвовал в ритейл-платформах, выжил именно за счёт того, что инвестировал в своё развитие с точки зрения цифровизации. 

Существует базовый набор цифровых инструментов, без которого сложно вести конкурентный и успешный бизнес. Это CRM-система (customer relationship management) – управление взаимоотношениями с клиентами и оптимизация бизнес-процессов, цифровой бухгалтерский учёт, система электронного документооборота, а также BPM-системы (business process management) – комплексное решение на базе моделирования, мониторинга, контроля за исполнением бизнес-процессами.   

Цифровизация компаний требует более качественной подготовки специалистов. Те, кто работает с платформами, должны обладать определённым образованием и цифровой грамотностью. Если раньше в резюме писали «уверенный пользователь ПК», то сейчас этого мало. Одним из ключевых требований, которое предъявляется современной компанией практически к любому сотруднику, являются элементы системного мышления. Процессы требуют оцифровки, и сотрудник должен понимать, как они работают. 

Большой проблемой является стоимость цифровых решений. Она растёт, причём очень быстро, так как на цифровые решения высокий спрос. Мы видим катастрофическое положение с кадрами в сфере разработки программного обеспечения. Инженеров действительно не хватает. Эти кадры становятся дороже, что сказывается на стоимости цифровых решений. Цифровизация становится дороже и менее доступна для малого бизнеса, так как даже для крупного является большой статьёй расходов. 

Андрей Прокошев, директор по информационным технологиям UDS group:

– Цифровые сервисы в строительном бизнесе необходимы для того, чтобы организовать управление процессом проектирования и возведения объектов и на выходе получить качественный продукт для конечного потребителя. Информационное моделирование зданий, или BIM-модель, – это важный инструмент для контроля за стоимостью и ходом строительства.  

Цифровая модель объекта формируется задолго до того, как начинают копать котлован. BIM учитывает множество факторов и информацию об объекте, отдельных его элементах (даже деталях производителей), географии, дизайне, применении материалов. Эти данные, наряду с технико-экономическими показателями и другими характеристиками объекта,  формируют такую информационную модель, в которой изменение одного параметра приводит к автоматическому перерасчёту всех остальных. 

Это делают профессиональные архитекторы-проектировщики. По согласованным форматам они описывают модель будущего объекта. Далее она попадает к команде строителей. Параллельно на ранних этапах подключаются экономисты, которые регулярно отслеживают стоимость строящегося объекта. Сейчас достигнут такой уровень детализации, что застройщик по каждому из объектов понимает затраты, экономику проекта и то, как она меняется.  

Конечный пользователь – владелец квартиры. На этапе создания BIM-модели в каждый объект закладываются определённые функциональности, которые позволят будущему владельцу комфортно пользоваться цифровыми инструментами. Например, автоматическая подача показаний электросчётчиков в управляющую компанию, система управления контролем доступа,  домофония, видеонаблюдение – это всё, чем собственник жилья будет пользоваться на протяжении долгих лет. Но чтобы эти технологии впоследствии были реализованы, их необходимо заложить ещё на этапе проектирования дома. 

Задачи строительной компании – подобрать оптимальный состав элементов, которые не отразились бы значительно на конечной стоимости объекта и при этом доставили достаточный уровень комфорта, и дать владельцу будущей квартиры возможность «достраивать» свое жильё, добавляя ту или иную инфраструктуру внутри квартиры. Например, элементы «умного дома» – от удалённого включения/выключения техники и освещения до управления шторами, климатом и влажностью воздуха.  

Цифровизация общества идёт быстрыми темпами. Те инструменты, которые мы сейчас активно используем в работе, пять-семь лет назад никто даже не предполагал увидеть в сфере строительства. Профессиональные девелоперы всегда тестируют новые цифровые технологии. Есть те, которые в итоге не приживаются, и наоборот. Это процесс постоянного развития.   

Валерий Сидоренко, генеральный директор digital-агентства «Интериум», член Совета предпринимателей Москвы и Общественного совета при Минцифры России:

– Процесс цифровой трансформации должен происходить из потребностей бизнеса. Высокая скорость развития инноваций вынуждает компании менять существующие бизнес-модели, искать новые подходы к продуктам и услугам, которые они реализуют. Умение видеть новые тренды и меняться в режиме реального времени обеспечивает конкурентоспособность и успешность в цифровой экономике. Сложившиеся модели и процессы бизнеса становятся неактуальными, поэтому компаниям приходится действовать в условиях неопределённости и постоянных изменений.

Для продолжения эффективной работы организации должны повысить digital-навыки своих специалистов. Это касается кибербезопасности и защиты данных, статистики и аналитики, навыков работы с информацией и умения пользоваться современными таск-трекерами, мессенджерами и решениями, которые автоматизируют рутинные задачи.

Самая главная проблема, с которой сталкивается бизнес, – недостаток специалистов в области цифровых технологий и компетенций. Это важная тема, которую все видят и пытаются решить. Владимир Путин определил цифровую трансформацию как национальную цель развития до 2030 года. Государство сейчас запускает и разрабатывает различные программы для увеличения количества IT-специалистов в стране. Также существует острая нехватка директоров и стратегов по цифровой трансформации, ведь её создают не только непосредственно айтишники, но и специалисты, понимающие её преимущества. Чтобы цифровой прорыв был возможен, очень важно наличие этих людей в команде и желание трансформировать процессы.

Темп цифровой трансформации может ускорить только потребность в ней. Когда бизнес понимает, что цифровая трансформация, несмотря на вложения в неё на первичном этапе, даёт существенную экономию и повышает эффективность, это начинает повышать темп. Лидерами цифровой трансформации в России являются компании из сферы b2c. B2b компании переходят в цифровую среду медленнее, но многие уже адаптируются к новой реальности. Банки, компании из сферы торговли и телекоммуникационная отрасль лучше всего готовы к цифровым изменениям.

Константин Капачинский, сооснователь компании, специализирующейся на системной комплексной автоматизации «СКАТ» (г. Санкт-Петербург):

– Любой бизнес – про деньги. Технологии ради технологий никому не нужны. Внедрение цифровых решений необходимо для сокращения издержек, повышения производительности, создания дополнительной ценности и добавленной стоимости. Технологии дают конкурентное преимущество продукта или услуги, придавая им новые качества или улучшая текущие характеристики. Объективно повышают привлекательность и ценность для потребителя, что выражается в росте финансовых показателей, а это уже создаёт ценность для собственника или акционеров.

Чтобы эффективно работать, важно внедрять в своей организации решения, которые сокращают время бизнес-процесса. Уже давно всё сводится к скорости. Время – деньги. Клиент хочет получить товар и услугу как можно быстрее, следовательно, ваш бизнес должен это удовлетворять. Примеры решений: электронный документооборот внутри компании и с другими ведомствами (контрагенты, государство), профильные программные системы автоматизации труда.   

Компании могут существенно ускорить темп цифровой трансформации, начав со стратегии – как они видят себя через пять или десять лет и что для этого требуется. А затем собрать команду, в идеале с компетенцией, которая будет заниматься внедрением и реализацией. Команда обязательно нужна, она будет проводником, поможет преодолевать сопротивление внутри компании. В идеале действующие сотрудники компании и должны быть этой командой.

Если оценивать технологические решения, которые есть в мире, то сегодня лучше всего готовы к цифровой трансформации такие сферы, как реклама, транспорт, образование. Большой потенциал в медицине, благодаря данным (Big data) и ИИ (machine learning).

Евгений Осьминин, коммерческий директор РДТЕХ (г. Москва):

– Внедрение новых, перспективных технологий в стратегическом плане всегда повышает ценность бизнеса, поскольку работает на подготовку компании к возможным изменениям внешней среды. Более высокая степень готовности в точке начала этих изменений позволит получить конкурентное преимущество как за счёт более эффективного удовлетворения требований заказчика, так и благодаря появлению возможностей для формирования новых рынков и продуктов.

Прежде всего следует внедрять сервисы и инструменты, направленные на сохранение и повышение эффективности коммерческой деятельности в условиях высокой неопределённости внешней среды. Примером одного из таких вызовов стал экстренный переход на удалённые/гибридные форматы работы в связи с пандемией. В условиях неопределённости актуальны сервисы, связанные с аналитикой данных, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Чтобы оставаться конкурентоспособной, компании необходимо внедрять решения, направленные на автоматизацию деятельности (в т. ч. RPA), а также инновационные механизмы работы с рынком.

Многие компании в своём развитии идут по пути построения экосистем – как внешних, так и внутренних. Это обусловливает рост популярности таких сервисов, как маркетплейсы, медиапорталы, порталы корпоративного образования и HR-порталы, сервисы электронной торговли, сервисы автоматизации digital-маркетинга (конструкторы лид-форм, лендинга и т. д.).

У цифровой трансформации есть традиционные барьеры, связанные с внедрением новых технологий. С ними мы уже неоднократно сталкивались на более ранних этапах эволюции IT. Это сопротивление изменениям, вызванное нежеланием что-то менять в своей деятельности, осваивать новые цифровые инструменты, перестраивать подходы к работе. К этой же группе можно отнести общее усложнение IT-инфраструктуры, систем, интерфейсов, появление новых процессов. Данная проблема характерна, прежде всего, для компаний, в которых начало трансформации осуществляется не системно, а точечным образом. Все процессы и подразделения компании должны трансформироваться согласованно – параллельно либо последовательно. Необходимо активно работать с сотрудниками, в частности, формировать у них понимание необходимости и неизбежности таких изменений, вовлекать их в этот процесс, обеспечивать соответствующее обучение и поддержку.

Лидируют по степени готовности к цифровизации такие отрасли, как промышленность, финансовый сектор, энергетика. Пандемия послужила импульсом к цифровизации медицины. Однако само понятие цифровой трансформации – в деталях и параметрах – находится в стадии формирования. Поэтому можно измерить цифровизацию через отдельные процессы, операции и т. д., но достаточно сложно говорить о готовности к изменениям в экономической деятельности и бизнес-моделях.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).