Директор Датабанка Андрей Пономарев накануне 30-летнего юбилея со дня образования банка рассказал о том, как он узнал, что «Ижкомбанк это круто», как получил приглашение его возглавить, как договаривался с московскими акционерами и «работает» ли новое название.

Андрей Юрьевич, 1990-й   год образования Ижкомбанка, вы ещё в нём не работаете. Чем вы тогда занимались?

– Отслужив в армии, я поступил в УдГУ на заочное отделение экономического факультета и одновременно начал работать в бухгалтерии университета. Тогда я впервые и столкнулся с Ижкомбанком. Он обслуживал коммерческие счета университета, а располагался в одном здании с РКЦ Банка России. Это было очень круто, потому что тогда зарождалась коммерческая банковская система и всех клиентов из РКЦ переводили на другую сторону стойки. Мне кажется, для Ижкомбанка это были самые лучшие времена – 90% клиентов из госбанков переходили именно в коммерческий Ижкомбанк. И тогда я подумал: «банк – это круто».

Вы получили предложение возглавить банк в 2003 году. С чем было связано желание акционеров сменить управляющую команду? И почему оно поступило именно вам?

– На самом деле предложение поступило намного раньше. Мы с Даниилом Ефимовичем Белоголовкиным,  одним из основных на тот момент акционеров Ижкомбанка, начали общение на эту тему, наверное, ещё в 2001 году. Банк к тому времени начал испытывать трудности: развития не было, конкуренция очень выросла, клиенты уходили… Но первый разговор ничем не закончился (не сошлись в условиях). Через год он снова позвонил, сказал: «Андрей, я согласен, давай встретимся, обсудим». И в конце 2002 года мы уже начали переходить в Ижкомбанк. Я перешёл весной 2003-го.

«Мы»  это кто?

– Я тогда работал директором филиала Инкасбанка в Ижевске. И наш филиал был лучшим в системе Инкасбанка на тот момент. Мы – это управляющая команда, которая к тому времени сложилась в Инкасбанке: Никита Салтыков, Алексей Наговицын, Игорь Смышляев, Илья Чукавин, Анатолий Дмитриев, Валентина Щербакова, Светлана Зиятдинова. Это люди, вместе с которыми я рос как профессионал. Мы уже полжизни вместе.

Поскольку вы достаточно долго вели переговоры о переходе, то в банк, наверное, уже пришли с какой-то программой, с пониманием, что нужно делать?

– Разумеется. Было несколько основных пунктов. Нужно было решать вопрос с офисом, потому что он находился далеко от центра. Нужно было договариваться с московским акционером, потому что разногласия не давали банку развиваться. Нужно было привести клиентов, а на тот момент в Ижевске было уже много федеральных банков, и убеждать клиентов работать с нами было непросто. Нужно было развивать направления, которые давали банку возможность зарабатывать — карты, операции с векселями, межбанковское кредитование, биржевые операции. Был целый спектр продуктов, которыми банк на тот момент не занимался совершенно.

Вы это всё уже умели?

– Да. И это к вопросу о том, для чего нужна команда. Каждый силён в своей области, поэтому мы смогли сразу заниматься всем базовым перечнем продуктов. Без команды такие проекты не делаются.

А первый большой успех?

– Наверное, первый крупный успех – банк стал самостоятельным в принятии решений: нашими усилиями Банк Москвы вышел из состава акционеров. Это было очень важно, т. к. стопорились многие стратегические решения. Банк зашёл в тупик по поводу капитала. Соответственно, если бы мы не договорились с Банком Москвы, то банка бы не было. Сначала диалог вообще отсутствовал. Потом они обозначили сумму за свой пакет акций – неподъёмную для нас. Я поехал в Москву, и, так как очень люблю большой теннис, а Банк Москвы как раз спонсировал Кубок Кремля, мы договорились, что встретимся на турнире и обсудим. Мы встретились, обсудили и именно там пришли к согласию о приемлемой сумме выкупа акций.

– В Удмуртии в настоящий момент всего два местных банка. Остаться на рынке через 30 лет при таком количестве финансовых катаклизмов само по себе подвиг. А чувствовать при этом себя очень уверенно, видеть перспективы — это почти магия.  В чем секрет Датабанка?

– Наверное, это всё-таки некая консервативность, «нелюбовь» к авантюрам. Очень многие банки «погибли» за-за того, что хотели достичь каких-то небывалых высот — участвовали в обещающих сказочные прибыли сделках либо в капиталах компаний и бизнесов, непрофильных для банков. Либо это были банки одного клиента или одного вида бизнеса. Ижкомбанк ранее, как и сейчас Датабанк, придерживается модели универсального банка. Если один сегмент проседает, другой помогает выстоять. Ну и второе – взвешенная политика развития и реинвестирования в банк. И команда банка, и акционеры понимают, что нельзя всю прибыль из банка изымать. Если мы работаем на будущее, то хорошая часть средств должна реинвестироваться в бизнес, в развитие – этой политики мы придерживаемся на протяжении последних 20 лет.

Расскажите о будущем банка. Вчера вы были Ижкомбанк, сегодня Датабанк. Какие перспективы, куда хотите развиваться, каковы ваши новые цели? Каким будет банк через 10 лет?

– Исходя из того, насколько скоротечно время, как быстро меняются технологии и рынок, 10 лет для нас – невообразимый период времени. Могу сказать, что и в перспективе мы останемся банком. Но что касается функционала — не знаю. Даже если взять во внимание только госрегулирование, оно меняется почти в ежедневном режиме. И если человек полгода не работал в банке, он уже не в бизнесе.

Мы ставим задачи куда более близкие: мы нацелены на развитие, намерены расширять своё присутствие в городах и райцентрах за переделами Удмуртии с населением до 150 тыс. человек. Но смотрите – мы это планировали год назад, а уже в этом году наши планы корректируются из-за пандемии. Так что сегодня мы думаем, как в новых условиях реализовать наши планы. Без физического присутствия в регионе офис не откроешь, но, может быть, нам не везде нужны офисы? Я хочу сказать, что время постоянно вносит свои коррективы, поэтому мы не загадываем так далеко. Хотя и от планов не отказываемся – сейчас работаем над линейкой стандартизированных продуктов, с которой можем продавать на расстоянии – как через офисы, так и онлайн.

Вы уже можете оценить эффект от смены названия? Получили результат, который планировали?

– Безусловно. Работа в Перми показала, что развиваться в другом регионе, будучи Ижкомбанком, невозможно. Нужно, чтобы наименование не было привязано к локации. Нашли классное, позитивное название. Я получил множество хороших отзывов о нем, причём не только в Ижевске, но и в Москве, и в других городах. В той же Перми переименование приняли на ура. Сейчас восприятие банка и наших продуктов там меняется в лучшую сторону, появились первые результаты именно в связи с ребрендингом. Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Поэтому корабль «Ижкомбанк» можно поставить на почётную стоянку, а корабль «Датабанк» ждёт долгое плавание.