Изменения в правилах игры для участников госзакупок происходят постоянно. Дайджесты на тему реконструкций действующих нормативных требований актуальны, пожалуй, всегда. Насколько закон в ближайшем времени упростит или, напротив, осложнит жизнь поставщиков на этот вопрос отвечают эксперты нашего журнала.

Анна Тресвятская, эксперт Контура в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ:
– Одно из самых важных изменений, которые произойдут в ближайшее время, на мой взгляд, – перевод в электронную форму ещё двух этапов закупок: актирования и обжалования.

Итак, электронная приёмка, актирование и расторжение контрактов. Сейчас поставщики подписывают акты приёмки на бумаге, затем заказчики загружают их в виде сканов в реестр Единой информационной системы госзакупок. Когда документы можно будет подписать в режиме онлайн, станет проще работать всем сторонам закупок. Поставщики смогут быстрее получать деньги за выполненные работы, поскольку срок оплаты в госзакупках привязан к двустороннему подписанию акта приёмки. Особенно это важно в закупках с казначейским сопровождением, в которых проверяют целевое расходование бюджета. Исполнителю не нужно будет формировать отдельный пакет документов на каждом этапе работ, чтобы получить деньги. Заказчикам нужно будет тратить меньше времени на оформление документов и их загрузку в ЕИС, им будет проще контролировать ход исполнения контракта. Контролёрам станет удобнее отслеживать нарушения по срокам, составу подписей на документах и т. д.

В целом можно сказать, что электронное актирование сделает процесс исполнения контракта и оплаты более прозрачным для бизнеса, снизит бюрократию. Не будет ситуаций, когда акт подписан, но не выложен. Или акт оформлен с ошибкой, поэтому нельзя получить деньги и т. д. При этом электронное оформление актов повысит ответственность заказчиков, так как проверяющим легче будет проследить, когда оплатили товары и работы, вовремя ли состоялась приёмка, подписаны ли все документы.

Рассмотрим вопрос по электронному обжалованию. В ближайшее время процедура подачи жалобы в ФАС серьёзно изменится. Во-первых, автоматизируют предварительную обработку жалоб. Система не пропустит документ без заполненных обязательных полей и отправит жалобу в нужное территориальное управление ФАС.

То есть жалобы станут гораздо реже отклонять по формальному признаку – например, когда не хватает какой-то информации, чтобы начать рассматривать её по существу. Это важное новшество, так как в госзакупках срок подачи жалобы ограничен, и после отклонения можно просто не успеть подать новую жалобу.

Кроме того, нельзя будет «ошибиться адресом» подачи жалобы и проще отслеживать ход рассмотрения: принята, отклонена, какое решение вынесено.

Во-вторых, жаловаться смогут только добросовестные поставщики – те, у кого есть опыт исполнения контрактов. Проверять добросовестность будут автоматически – с помощью механизма универсальной предквалификации. Система проверит, отсутствует ли заявитель в Реестре недобросовестных поставщиков и есть ли в реестре исполненные им контракты на нужную сумму.

С одной стороны, невозможно будет пожаловаться в ФАС тем участникам закупки, кто ещё ни разу не получал госконтракт. Но с другой стороны, благодаря отсеву госзакупки избавятся от так называемых профессиональных жалобщиков. Они шантажируют добросовестных победителей или заказчиков, угрожая приостановить подписание контракта жалобой на закупку.

Если соответствующий законопроект примут, то нововведение, скорее всего, начнёт действовать с апреля 2021-го.

Юлия Собко, ведущий юрисконсульт Южного федерального университета:
– С сентября 2020 года вступили в силу изменения регулирования закупок в сфере строительства, которыми данные закупки исключаются из обязательного «аукционного перечня» и смогут проводиться заказчиками с применением как аукциона, так и конкурса. Об этом сообщил в письме от 19.06.2020 Минфин России.

Цель изменений – нормализация деловой жизни, восстановление занятости, доходов граждан и роста экономики. Но, исходя из существующей практики, можно сказать, что конкурс только уменьшает конкуренцию, не позволяя малым и средним предприятиям участвовать в закупках.

В аукционной документации сложнее установить дополнительные требования, направленные на одного конкретного участника (под которого делается закупка, хотя и в нём устанавливают квалификационные отборы). А в конкурсе все дополнительные требования специально разрабатываются, чаще всего под конкретную фирму, что никак не направлено на восстановление нормализации деловой жизни, а, наоборот, сводит к минимуму все шансы на развитие нормальной деловой конкуренции. Если заказчикам предоставить право выбора между конкурсом и аукционом, то заказчики всегда будут выбирать конкурс, так как при нём легче провести «своего».

В настоящее время для заказчиков ещё действует обязанность проводить аукцион для заключения договоров на выполнение строительных работ. Поэтому у небольших компаний, которые ещё не работали с определённым заказчиком, есть шанс выполнить требования аукционной документации и принять участие, тем самым выйти на новый рынок и начать работать с новым заказчиком. После данных изменений на рынке строительных работ останутся только «избранные». Это может привести к росту цен, поскольку некому будет предлагать более низкий ценник на работы.

С 1 апреля 2021 года появится новый порядок взаимодействия участников и заказчиков закупок – это предварительное предложение о поставке товаров, подписанное электронной подписью участника, содержащее описание, характеристики и количество имеющегося товара (на сумму не более 3 млн руб.). Срок действия предварительного предложения – не более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке. Участник вправе изменять предложение, продлить срок или отозвать предварительное предложение в любой момент до его направления оператором электронной площадки заказчику (ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Поиск заказчиков осуществляется оператором площадки, который автоматически выбирает пять предложений участников (присваивая первый номер победителю с наименьшей ценой), предложения после этого становятся заявками. Данное изменение позволит освободить субъекты малого и среднего предпринимательства от постоянного мониторинга сайта закупок и поиска заказов на имеющиеся у них в наличии товары.

С 1 апреля 2021 года также изменятся положения о запросе котировок в электронной форме. Первое: изменится порядок проведения котировок в электронной форме (ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). Второе: увеличится лимит на закупки посредством запроса котировок в электронной форме – 3 млн рублей. Третье: сократится временной период на отмену заказчиком запроса котировок вместо двух дней, теперь отказаться можно за один час до окончания срока подачи заявок на участие в нём. Это добавит нестабильности участникам котировок. Изменение более выгодно для заказчиков, которые в последний момент приняли решение об отсутствии необходимости в закупке.

Дмитрий Кудрявцев, адвокат, руководитель антимонопольной практики Адвокатского бюро CTL (Санкт-Петербург):
– Важные новшества связаны с тем, что строительные работы убрали из аукционного перечня (это даст возможность, как уже было ранее, проводить некоторые их виды в форме конкурса). Соответственно, для того чтобы победить в закупке, нужно будет не просто снижать цену, часто в ущерб качеству, а подтверждать свою квалификацию (опыт, наличие сотрудников, необходимого оборудования и т. д.). Это обеспечит очевидные преимущества квалифицированным участникам рынка перед фирмами, которые идут в госзаказ за «длинным рублём», не очень думая о сроках, качестве и иных важных для заказчика результатах закупки.

С конца мая вступил в силу приказ Минсельхоза РФ об утверждении типовой формы контракта на поставку продуктов питания. Данный документ, скорее, является позитивным для отрасли. Раньше заказчики зачастую составляли крайне кабальные для подрядчика контракты, включая в них фактически невыполнимые условия, при нарушении которых каждый контракт мог быть расторгнут. Например, указывалось, что в случае выявления при приёмке некачественного продукта поставщик должен заменить его в течение трёх часов.

Некачественным продуктом мог оказаться кочан капусты с увядшим верхним листом, а заменить требовали всю партию, но с учётом времени на доставку и разгрузку-погрузку товара срок на устранение был нереален. По сути заказчик при желании всегда мог составить два акта о нарушении и расторгнуть контракт с внесением поставщика в РНП. Теперь же контракт типовой, сроки и условия в нём более адекватные, что, вероятно, сократит число злоупотреблений со стороны заказчика.

С недавних пор в постановление правительства № 99, регулирующее дополнительные требования к участникам закупок, включено положение о доптребованиях к участникам закупок на охранные услуги (в том числе образовательные услуги). Теперь для участия в такой закупке нужно иметь опыт оказания аналогичных услуг не менее 20% за последние три года. Это нововведение является довольно существенным и ограничивающим некоторых участников, в первую очередь при проведении крупных совместных закупок. Часто у довольно больших компаний, работающих с образовательными учреждениями, есть много контрактов, но все они – небольшие по суммам. При проведении совместной закупки на район или город для многих учреждений такой компании не удастся принять участие, так как опыта в 20% одним контрактом у неё нет. 

В ближайшее время могут быть приняты и иные изменения закона. Например, рассматриваются следующие. Подача жалоб через Единую информационную систему с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. Безусловно, это будет очень удобно, будет меньше сбоев и ошибок при подаче, быстрее и оперативнее будут уведомляться заинтересованные стороны. Далее: включение в ЕИС претензионной переписки по контракту. Опять же – крайне удобная для подрядчиков (в первую очередь) опция. Не нужно будет в случае спорных ситуаций приносить невнятную переписку и протоколы совещаний. Всё заведомо будет на площадке.

Особую роль, на мой взгляд, занимает введение унифицированной формы банковской гарантии. Это очень распространённая проблема для подрядчиков, когда заказчику, по делу или нет, предъявляют формальные претензии к БГ, выданной банком, а поставщик страдает от действия третьего лица (банка), на которое почти никак не может влиять. В случае если БГ будет стандартна, эти проблемы уйдут в прошлое.

А вот в части возможности жаловаться в ФАС могут возникнуть проблемы. Планируется ввести требование о наличии у жалобщика опыта по предмету контракта не менее 20% от НМЦК при закупках от 20 млн рублей. Делается это с благой целью борьбы с профессиональными жалобщиками, однако приведёт и к затруднению отстаивания своих прав для многих реальных участников рынка.

Владимир Чернигов, президент московской АНО «Институт отраслевого питания»:
– Рассмотрим проблемы госзакупок под несколько иным углом. Недавно прошёл всероссийский онлайн-форум «Про питание», тема школьного питания затрагивает, без преувеличения, полстраны. Как известно, в своём послании Федеральному Собранию президент В.В. Путин высказал мнение, что все младшие школьники страны, независимо от родительского кошелька, должны питаться в школе бесплатно, и государство готово выделить на это немалые деньги. После этого работа закипела. Ведь чтобы получить федеральное финансирование, все 100% школ региона должны быть готовы обеспечить детей горячим питанием.

На форуме выступил заместитель директора Департамента финансов, экономики и организации бюджетного процесса Министерства просвещения РФ Андрей Родионов. Он рассказал, что о полной готовности выполнения ФЗ-47 отчитались 58 регионов, остальные продолжают работу по модернизации школьных пищеблоков и столовых. Он подчеркнул, что на протяжении всего года ситуация по использованию федеральных субсидий будет под контролем, для этого создан центральный штаб. Также для заказчиков и поставщиков будет запущена горячая линия по горячему питанию.

На форуме говорили не только о качестве питания, но и рассматривались технические аспекты закупок, торгов и требований к поставщикам продуктов для школ. Об этом рассказала заместитель начальника управления контроля размещения заказов Федеральной антимонопольной службы Екатерина Ульянова.

Она отметила, что закупки для питания старшеклассников уже проведены, поставщик известен, и поэтому пока можно заключить контракт с ним же на первое время по поставкам продуктов для младших классов. А за этот период подготовить объёмный конкурентный аукцион, в котором смогут принять участие и остальные подрядчики. В любом случае торги должны быть прозрачными и честными.

Как рассказала Екатерина Ульянова, согласно ФЗ-44, существует достаточно позиций для того, чтобы закупить качественные продукты: типовой контракт, рейтинг деловой репутации, предквалификация и т. д. По этим параметрам заказчик может сориентироваться и выбрать подходящего поставщика. Ведомство также планирует в помощь поставщикам и заказчикам составить типовые правила описания объекта закупки для всех видов питания.

На данный момент существует ещё одна проблема. В некоторых регионах заказчики уходят от конкурентной процедуры и закупают питание вне рамок 44-ФЗ. От закупок в такой форме необходимо отказываться.

Тему закупок на форуме продолжила вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова. Она подчеркнула, что нужны чёткие и понятные правила участия в поставках питания. «Основная часть предпринимателей – это не злостные нарушители, а добросовестные поставщики», – заметила она. Если они будут чётко знать, что подразумевается под горячим блюдом, его рецептурные составляющие, то работать будет легче всем. Надо использовать по максимуму внутренний рынок, оказывая поддержку отечественным производителям продуктов питания. «Государство должно не только наказывать, но и стимулировать тех, кто готов и умеет добросовестно работать», – справедливо указала Елена Дыбова.

Обратила она внимание и на то, что сегодня разрушена система экспертизы, которая необходима и заказчикам, и поставщикам: «Мы понимаем, что сегодня система экспертизы разрушена. В результате заказчику трудно сориентироваться в вопросах цены и качества. Экспертиза не должна быть стихийной: хочу – проверяю, хочу – нет. Если бизнес будет заведомо понимать, что его в обязательном порядке станут контролировать, то и шансов у недобросовестных поставщиков занять рынок не останется».

В своём выступлении Дыбова ещё раз отметила то, что уже звучало в выступлениях других выступающих: поставки питания – слишком лакомый кусок, плотно контролируемый структурами, которые не пускают «чужих» в этот бизнес.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).