Витрина магазина, галереи, бутика — это то, что люди видят в первую очередь, проходя мимо здания. Заглянут они вовнутрь или продолжат свой путь дальше, во многом зависит от её оформления. Некоторые компании имеют целый штат мерчендайзеров — window dressers, разрабатывающих концепцию и претворяющих свои идеи в жизнь. Многие из них не только успешно справляются со своей задачей, но и делают витрину настоящим произведением искусства.

Правильно оформленная витрина – не просто визитная карточка, это начало успеха хороших продаж и возможность заявить о себе, считают специалисты. Витрина должна стать своеобразным магнитом, привлекающим покупателя, и давать представление о том, что он может приобрести, оказавшись в стенах магазина. Правильно разработанная концепция даёт возможность компании не только увеличить проходимость, но и создать положительный имидж и желание заглянуть сюда вновь.

От мастерства мерчендайзера, создающего за стеклом композицию, зависит очень многое. Одни выбирают сюжетную линию, другие делают упор на акционные предложения, а третьи не отказываются от провокационных вариантов. Так, в 1939 году Сальвадор Дали согласился оформить витрину магазина Бонуита Теллера на Пятой авеню. Результат его творения вызывал пробки на известной улице: толпы народа собирались, чтобы посмотреть, что же сделал великий художник. Дали остался верен себе и не подвёл публику в её ожиданиях. На манекенах вместо искусственных париков были настоящие волосы, срезанные с умерших людей. Помимо этого, композиция состояла из чёрной атласной ванной, банной лохани, головы буйвола, в зубах которого лежал голубь. Нью-Йорк не просто вздрогнул: люди рвались к витрине, толкая друг друга. Власти всерьёз задумались о возможности беспорядков и демонтировали скандальную витрину.

Как в сказке

Выбор оформления витрины во многом зависит от того, что производит или предлагает компания, но тем не менее общие принципы продаж и стилистика, например, бутиков одежды, нижнего белья, цветочных магазинов, бывают схожими.

Высшим пилотажем считается, когда специалист создаёт сюжетную композицию, воспроизводя за стеклом сцену из жизни, придавая героям характерные черты или манеры, наполняя картинку реальными историями. Сюжетные витрины более эмоциональны, с их помощью намного проще найти отклик у покупателя.

Так, рождественское оформление напоминает нам сказку. Оно вызывает приятные эмоции, напоминая о грядущем празднике и наталкивая на мысль о покупках к Новому году. Интересно смотрятся витрины с несколькими манекенами или специальными декорациями. Продуманные до мелочей образы новых коллекций, отражённые за стеклом, помогают клиенту сделать выбор «как на картинке». Задача броских витрин с надписью sale – привлечь внимание сезонными скидками и стать клиентом магазина.

Однако всё в мире меняется, иногда появляются обстоятельства, переворачивающие привычное сознание. Так, эпидемия короновируса внесла коррективы, которые, скорее всего, положат начало новым тенденциям.

Рушания Сахапова, владелица бутиков Leonardo & Picasso:
– Витринистика – направление по оформлению витрин – существует с незапамятных времён. Когда-то сапог на окне обозначал, что здесь можно пошить или приобрести обувь, ножницы – за дверями живёт портной, а подвешенные сухие травы – добро пожаловать за лекарствами от разных хворей. Витрины сегодня – не только инструмент для привлечения покупателей, но и отражение процессов, происходящих в обществе. Времена просто манекенов за стеклом уже уходят. Можно сказать, что бренды делают ставку не на узнавание, а скорее – на впечатление, которое они производят. Родоначальником этого направления считается Гастон-Луи Виттон. Эстет, человек, опережающий своё время, он создавал и менял концепцию своих витрин еженедельно. Именно тогда современники заговорили, что прогулка по улице, где располагался магазин, стала превращаться не просто в променад, а в эстетическое удовольствие.

Надо сказать, что оформление витрин для нас всегда было больше, чем демонстрация какого-то бренда. Скорее, нам хотелось донести главный посыл, который в своих коллекциях транслирует тот или иной модный дом. Например, Dolce&Gabbana – это изобилие, изобилие любви, радости, счастья. Философия Brunello Cucinelli – семейные ценности, поэтому за стеклом у нас была воссоздана домашняя «картинка», где царила атмосфера уюта и тепла.

Витринистика – это коллективное творчество: иногда идея рождается совсем неожиданно или появляется по воле обстоятельств. Постепенно она обрастает деталями, мы придумываем, как и благодаря чему её можно реализовать. Мы хотим не столько привлечь клиента, сколько выразить определённую мысль или свою позицию понятным для всех языком. Так случилось во время карантина, когда увидели журнал Voge с белой обложкой. Этим жестом редакция издания выражала свою солидарность с врачами, борющимися со смертельным вирусом, подчёркивая, что именно белый цвет – это цвет обновления, веры, начала новой жизни.

Пример оказался заразительным, наши витрины тоже стали белого цвета, а чуть позже они заиграли новыми красками, потому что мир тоже стал меняться.

Лариса Булдакова, управляющая бутиков Leonardo & Picasso:
– Нам захотелось сказать, что от того, как мы будем выстраивать свою жизнь в посткарантийное время, зависит наше будущее. Только общими усилиями мир будет наполняться добром, яркими красками, эмоциями, позитивом. Отсюда возникла идея обратиться к нашим клиентам и попросить их нарисовать «кусочки» картины новой жизни. Спасибо им, они охотно откликнулись и стали приносить нам свои работы, многие из которых рисовали или клеили дети. Соединив воедино, мы увидели, как на нашей витрине заиграло солнце, ожила птица феникс, появились цветы и колосья хлеба. Мы получили мощный посыл к возрождению, обновлению, новой жизни.

Почти Искусство

Некоторые модные дома идут дальше, не останавливаясь на оформлении, выстраивая свою работу, например, с архитекторами, которые разрабатывают для них необычные конструкции витрин. По такому пути пошли Prada, пригласив Рэма Колхаса. А самый необычный бутик спроектировали для них швейцарские архитекторы де Мёрон и Херцог в виде некого кристалла.

Apple за последний десяток лет оснастила свои магазины по всему миру витринами в стиле хайтек, а самой знаковой для компании стала стеклянная 10-метровая витрина в Нью-Йорке со светящимся яблоком, придуманная американским архитектором Питером Боленом.

В Японии недавно появилась витрина с бушующим морским прибоем. Фантазия дизайнеров, подкреплённая техническими ноу-хау, позволяет постоянно удивлять жителей и гостей Страны восходящего солнца. И вот уже за стеклом порхают бабочки, в воздухе зависают капли воды и платье распадается на мелкие кусочки, превращаясь в длинный шлейф.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).