В разгаре работа над проектом республиканского бюджета на 2018 год. Когда я был депутатом третьего-четвёртого созывов, многие вопросы решались легче. Не было большой задолженности, проще распределялись деньги, активнее финансировалось строительство объектов.

 

В ближайшие годы, по прогнозам Министерства экономики, рост удмуртского ВРП будет серьёзно отставать от среднероссийского, а это значит, что нам гораздо труднее станет исполнять существующие расходные обязательства. У меня есть стойкое ощущение, что мы что-то сделали не так, оказавшись сегодня с большим объёмом кредитов и при слабо растущей экономике. Выход из этой ситуации не может быть безболезненным. И законодательной, и исполнительной власти необходимо изыскивать средства даже в условиях дефицита. Мы не можем заложить в расходы те же суммы, что в прошлые годы, но должны выполнить все жизненно необходимые расходные обязательства и оставить ресурсы на развитие.

Основные вопросы – поиск доходов и борьба с неэффективными расходами. И то и другое сложно. Попытки получить дополнительные доходы за счёт ужесточения налогового законодательства вызывают недовольство предпринимателей. Здесь нужна тонкая работа: нельзя «задушить» бизнес, но нужно наполнить бюджет.

Вокруг главного финансового документа республики разворачиваются острые дискуссии. Многие недовольны сокращением финансирования. Моя позиция – в первую очередь необходимо направлять средства на решение жизненно важных вопросов: общественная безопасность, здравоохранение, образование. Меня в большей степени беспокоит обеспечение школьников учебниками и оборудованием для подготовки к ЕГЭ, чем, например, санаторно-курортное лечение работников агропромышленного комплекса.

Уже можно говорить о том, что ко второму чтению проект бюджета изменится. Официальные документы в Госсовет УР пока не внесены, но новости обнадёживают и позволяют рассчитывать на несколько лучшее финансирование, чем предполагалось изначально. Однако до успокоения далеко, ситуация остаётся напряжённой.

Я полностью поддерживаю курс правительства Удмуртии. Кабмин взаимодействует с республиканским парламентом достаточно открыто, принимаемые меры я считаю здравыми и разумными. В частности, снова начала работать комиссия по доходам при главе Удмуртии, которая будет искать возможности для повышения доходной части бюджета. Это предполагает взаимодействие с крупными налогоплательщиками, представителями федеральных министерств, вертикально интегрированных компаний. Для повышения эффективности расходов планируется создать комиссии для помощи муниципалитетам в оптимизации бюджетов, проведения аудита затрат и поиска источников доходов. Кроме того, будут действовать отраслевые комиссии, которые займутся организацией обмена опытом между профильными учреждениями, тиражированием лучших практик.

Стимулы для инвесторов

Положительное влияние на увеличение доходной части бюджета окажет повышение инвестиционной привлекательности Удмуртии. Здесь необходимо продвижение региона, своеобразный маркетинг в федеральном масштабе: общение с представителями госмонополий, федеральными чиновниками, презентация потенциала республики. Глава Удмуртии делает абсолютно верные шаги: пытается привлечь крупных инвесторов, показывает возможности наших предприятий. Его авторитет и связи помогают в этом. Вряд ли другой руководитель региона смог бы так легко выходить на руководителей федеральных и международных компаний.

В республике действуют программы по привлечению инвестиций. Но заложенные в них суммы не очень значительны и не являются определяющими для серьёзных инвесторов. Для них важнее логистика, наличие кадров и площадок, заинтересованность представителей власти. Если инвестору демонстрируют продукты и услуги, производимые в регионе, обещают выполнение заказов в срок, а руководители региона дают свои личные телефоны и предлагают звонить в случае трудностей – такой подход уже обеспечивает 50% успеха.

Удмуртии не стоит мечтать о создании свободной экономической зоны, как «Алабуга» в соседнем Татарстане. Время для этого ушло. Но мы можем активно продвигать свои продукты, знать потребности рынков и стремиться их удовлетворить.

Более перспективными я считаю отрасли, где при производстве продукта возникает высокая добавочная стоимость. Например, та же промышленность. Нам необходимо развивать высокотехнологичные производства в разных отраслях – от АПК до выпуска медицинских изделий.

Бизнесу комфортно

Считаю, что в Удмуртии созданы достаточно комфортные условия для малого и среднего бизнеса. В регионе растёт число вновь зарегистрированных компаний, действуют «налоговые каникулы» при открытии ИП. На мой взгляд, условия для предпринимательства в Удмуртии лучше, чем во многих других регионах ПФО и России. Сугубо местных препятствий для развития в республике нет. Проблема в том, что заниматься бизнесом в принципе тяжело и сложно: нужно рисковать своими деньгами, много трудиться… Когда я на заседаниях конкурсной комиссии слышу доклады предпринимателей, открывающих новые производства, искренне восхищаюсь этими отважными людьми, понимая, какую ответственность они на себя берут.

Конечно, малый бизнес выполняет важные функции: удовлетворяет рыночный спрос, обеспечивает занятость населения. Но всё-таки республику кормят в первую очередь крупные промышленные предприятия.

Учебный процесс

Имея солидный депутатский «стаж», я раньше не был председателем комиссии и не работал на постоянной основе. Не предполагал, что буду настолько загружен. Приходится выполнять достаточно большой объём работы, связанный не только с планированием бюджета. Ответственности гораздо больше – и перед избирателями, и перед членами комиссий. Нужно участвовать в различных совещаниях, собирать и перерабатывать материалы, выносить свои заключения, стремиться снять барьеры недоверия между законодательной и исполнительной властью. Многому учусь заново. В ближайших планах – изучение опыта законотворческой деятельности в других регионах в области повышения эффективности затрат и совершенствования бюджетного процесса.

Юрий ТЮРИН, председатель постоянной комиссии Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам