Турбулентность в туристической сфере в связи с коронавирусом продлится ещё, видимо, года полтора. Сейчас, на невооруженный статистикой взгляд, можно сделать семь предположений на этот переходный период для усреднённого российского региона.

Владислав Шулаев
  1. Люди, выпущенные на относительную туристическую свободу, поедут, прежде всего, туда, куда им очень хочется. Недавнее исследование Яндекса российский перечень этих магнитов для путешественников – около 20 – думаю, наглядно показало. https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_tourism. Искать новые места в массовом порядке внутренний турист поедет намного позже.
  2. Люди поедут туда, куда им нужно, там, где их ждёт немедленная польза. Поэтому достаточно быстро восстановятся деловой, медицинский, образовательный туризм. Рекреационный, бальнеологический и СПА-туризм давно перешли в разряд «технологически» обязательных при современных рабочих перегрузках, поэтому они здесь же.
  3. Люди, скорее всего, будут предпочитать социальное дистанцирование и в посткоронавирусных путешествиях. Поэтому ждём роста экологического туризма, индивидуальных туров и малых групп.
  4. Люди (и прежде всего молодые) будут выбирать туры с опорой на информацию из Интернета и социальных сетей. Причём коронавирус во многом «обнулил» прежние репутации, поэтому будут цениться опыт, описания и отзывы, начиная со второй половины 2020 года.
  5. Никто не может точно сказать, каковы свойства «новой нормальности», поэтому целесообразно заложить в программу развития туризма некоторые элементы экспериментальности, «попробовать в бою» новые форматы.
  6. Учитывая повышение цен и свои сложности авиасообщения, целесообразно в категории внутреннего туризма выделить «подкатегорию» локальный туризм. Имея в виду путешествия между соседними регионами и внутри субъекта Федерации.
  7. Более того, имеет смысл в сферу туризма (локального туризма) ввести даже внутригородские экскурсии, поездки выходного дня «в центр» и посещения объектов досуга и общепита.

6 и 7 пункты почти не фиксируются прежней статистикой туристической отрасли, но тут классический вопрос «с шашечками или ехать» должен решиться в интересах игроков «индустрии гостеприимства», а не в интересах ведомственной статистики. 

 

Что в связи с вышеизложенным можно порекомендовать Удмуртии?

Развитие промышленного туризма стоит отнести к пункту 5 – эксперимент. Возможно, направление «взлетит», особенно в части посмотреть, как делается оружие, и в классическом варианте – посмотреть, как в Сарапуле делаются пиво и сладости, а возможно, и нет.

Спортивный туризм – регулярные самоокупаемые мероприятия для приезжих спортсменов и местных любителей – вполне возможен и в нынешнее неспокойное время: плавание в открытой воде, биатлон, лыжи, бег, триатлон. Почему нет?

Если про более проверенные варианты, то Удмуртии стоит помочь тому туризму, который развивался здесь и до коронакризиса.

Детский познавательный туризм: опора на популярный ижевский зоопарк и транспортно доступного – в отличие от великоустюжского – удмуртского Деда Мороза.

Медицинский туризм. Уже не первое десятилетие в Ижевске действуют чек-ап (диагностический) и стоматологический туризм, преимущественно для республиканской диаспоры, которую раскидало по стране и зарубежью. Исследование на МРТ в Ижевске было в два раза дешевле, чем в Москве при том же или лучшем качестве, – то есть цена одного билета в двухэтажном поезде отбивается одной процедурой.

Вечерний и выходной досуг для командировочных – у этого направления туризма есть более красивые профессиональные названия, но суть именно в этом. Тут я немного отстал от ижевской жизни, но, надеюсь, всё развивается.

Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай»

Не устаю рекомендовать, хоть и без заметного эффекта, выделение новых компактных музеев (буквально по одной квартире на музей) из имеющихся музейных фондов – это будет интересно и для жителей республики: музей мотоцикла с федеральным праздником открытия мотосезона с участием старейшего отечественного мотоцикла (он на ходу) и музей оружейной миниатюры с отделом продаж и магазином сувениров. В эти музеи я бы обязательно заглянул, когда они появятся.

А ещё было бы вдохновляюще посетить в Удмуртии Всемирный музей охоты (и рыбалки?). Но это отдельная тема.

Надеюсь, фестиваль «Всемирный день пельменя» будет проводиться и далее. Его главная ценность – не туристическая. А вот ежесубботний малый пельменный фестиваль (укрепление традиции еженедельного семейного мероприятия) мог бы стать хорошей основой для туристического маршрута.

Если вернуться к теме «локального туризма», то предположу, что большой популярностью у жителей Удмуртии будут пользоваться авто- и мотогонки (включая спидвей), если вдруг кто-то возродит эти любимые в народе старинные ижевские «обряды».

Можете мне не верить, но уникальным по эффекту для разных сфер, в том числе для локального туризма, может стать ежегодная командная лыжная эстафета районов Удмуртии на приз Г. А. Кулаковой в честь её третьей золотой медали в Саппоро. Это было в эстафете в феврале 1972 года, то есть в 2022 году будет 50 лет.

Свой надёжный поток клиентов имеет ижевская «горнолыжка», которая востребована, например, гостями из ближнего Татарстана. Вероятно, есть смысл акцентированно увеличить число и качество привлекательных услуг в Нечкино и Чекериле. Учитывая, что Ижевск – в двадцатке крупнейших городов страны, туризм выходного дня в ближайших к столице республики районах – вполне себе перспективное направление. Круглогодичный термальный комплекс с большой вариативностью типов бань – надёжный магнит для локального туризма и туризма выходного дня. Доказано Воткинском.

Ну и не будем скрывать, индивидуальные туры на рыбалку и охоту по-прежнему остаются популярными и достаточно рентабельными направлениями туризма, пожалуй, в половине регионов страны. И Удмуртия – не исключение.