Сегодня театры Удмуртии получили возможность возобновить свою деятельность, указ об этом подписал глава региона. Во время пандемии они удивляли новыми представлениями в онлайн-формате: почти каждый театр показывал домашние тренировки и репетиции актёров, самые смелые дистанционно организовывали перфомансы и спектакли. Эксперты «Деловой Репутации» рассказали о ключевых изменениях в театральной жизни за последние несколько лет.

Николай Маркелов, главный балетмейстер и режиссёр Государственного театра оперы и балета им П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств Удмуртии:
— Сейчас театры стали предлагать более высокий уровень постановок, чем, например, пять лет назад. Появились новые режиссёры, новые стили в репертуарах. Помимо классики, которая является фундаментом Театра оперы и балета, в репертуаре появились постановки в стиле рок-оперы, модерна, пост-модерна. И у каждого направления есть свой зритель. 

Важный момент – наличие творчества во всех процессах. Если на сцене есть творчество, значит, зрителя будет что-то «трогать», вызывать интерес. В целом, театральное, оперное и балетное искусство развивается семимильными шагами. И это, очевидно, привлекает аудиторию. 

Мы привлекаем к спектаклям приглашённых постановщиков и исполнителей, к чему другие регионы не склонны, отдают предпочтение штатным сотрудникам. Для нашего же театра главное – это наименование репертуара и его разнообразие. Сейчас мы стараемся его «наращивать»: каждый сезон выходит 2-3 новых спектакля. Мы не строим постановки на конкретных исполнителях, и если кто-то из штатных артистов не может принять участие, приглашаем людей из других городов и театров. Раньше, в 2005 году, это было невозможно. Зачастую приходилось выбирать из тех артистов, которые уже есть. Сейчас же на роли проходят кастинги, успеха в которых добивается лишь половина кандидатов.

Благодаря игре разных актёров один и тот же спектакль меняется, и это делает репертуар «живым». В то же время мы не повышаем цены на спектакли с приглашёнными артистами, и ценители искусства имеют возможность посмотреть на игру великих, известных актёров по стоимости обычного представления. Например, так происходит, когда к нам приезжает солист Мариинского театра Ахмет Агади или солисты Казанской оперы —  Юрий Ившин, Гюльнара Гатина, Михаил Тимаев. В этом плане наши зрители – счастливые люди.

После реконструкции театра изменились характеристики сцены: техническое наполнение, свет и звук. Теперь удмуртский Театр оперы и балета может воплотить любые образы художника, что, несомненно, огромный плюс. Подобная реконструкция требовала большого умения и мастерства, за что мы должны быть благодарны директору театра Инне Леонидовне Галушко.

Павел Зорин, директор Центра современной драматургии и режиссуры:
— Самое главное изменение в театре за последние годы — это расширение его границ, появление новых форм и тем: иммерсионные спектакли, спектакли-променады, документальный или театр–мокументари (псевдодокументальное произведение). В стране заметную роль стали играть частные, негосударственные и независимые театры, не получающие субсидии и финансово-независимые от государства и ведущие свободную и порой смелую внутреннюю политику в части репертуара и творческой деятельности, что тоже внесло неоценимый вклад в развитие театральных форм.

Театр в Удмуртии не сильно отличается от театров по всей стране. У нас так же можно встретить разнообразие театральных форм — от сугубо консервативных постановок, например, в Национальном театре, до экспериментального и документального театра в ЦСДР. Единственная уникальность может быть связана, разве что с локальным контекстом: постановки на удмуртском языке в том же национальном театре или спектакли по пьесам местных драматургов (например, из Школы удмуртской драматургии), а также рассказывающие о местных реалиях, как например спектакль «Деликатес. Удмуртская история преступлений» по документальной пьесе Миши Соловьева, о криминальной обстановке в Завьяловском районе и ставший участникам внеконкурсной программы Фестиваля Золотая Маска.

За последние годы театральное искусство в России переживает невероятный взлет, что отмечается не только экспертами, но и простыми зрителями, которые с каждым годом все больше и больше обращают внимание и отдают свое предпочтение театру. Во многом этому способствует тот факт, что зритель может найти себе театр, режиссера или постановку на любой вкус. Будь то классический спектакль по пьесам авторов прошлого века, или современная постановка с использованием цифровых технологий от мэпинга до компьютерной графики по текстам молодых драматургов. Большое разнообразие театральных форм — в этом думаю, секрет возрастающей популярности театрального искусства среди всех слоев населения в России. Во всяком случае, наш Центр из года в год фиксирует прирост интереса к театру среди молодежи, которая до этого в театры вообще не ходила, мы начинаем быть интересны молодому зрителю наравне с концертами, сериалами и компьютерными играми.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).