Где поставить запятую в летнем отдыхе школьников? Лето – любимое время года школьников. Это самые длинные каникулы и возможность наконец-то вдоволь отдохнуть. А родители, усердствуя в организации «правильного» отдыха, могут, по сути, лишить этого своих чад. Давайте разбираться!

Отдых – это важно

Отдых – не только приятное времяпрепровождение. Прежде всего – это жизненная необходимость для любого человека, а тем более для ребёнка. Отдых – важнейший элемент восстановления психического и физического здоровья. Что такое отдых с точки зрения психологии? Это радость, удовольствие, интерес, желание. Если ребёнку не весело, он не отдыхает. Если он выполняет что-то без удовольствия, интереса и желания, если что-то заставляют делать из-под палки – он не отдыхает.

Причём, заметьте, отдых и восстановление – две абсолютно разные вещи. До того, как «начать отдыхать», человеку нужно восстановиться. Тело всегда даёт нам сигналы: просит отоспаться, поваляться, полениться. На профессиональном языке это называется «спонтанное времяпрепровождение». Дети, как правило, интуитивно чувствуют, когда им нужно лениться, но мы, взрослые, сами давно потерявшие этот навык, порицаем их, заставляя сразу «включаться в отдых». Поэтому не допускайте ошибок взрослых, дайте юному человеку время на восстановление: несколько дней пассивного отдыха, такого, какого хочется ему: лежать с книгой, спать до обеда, смотреть телевизор, играть. А уже затем отправляйте ваше чадо отдыхать.

Ещё раз отмечу, что полноценно отдохнуть для ребёнка – это остаться довольным, чтоб в первый учебный день гордо сказать обступившим завистливым одноклассникам: «Это были суперканикулы!»

Удовлетворить детские потребности!

Не секрет, что в течение рабочего года все мы – и взрослые, и дети – живём в очень напряжённом графике, у нас зачастую нет времени на то, что нам действительно нравится. Так вот, лето для этого – идеальное время. У детей разного возраста не только разные потребности, но и различные виды ведущей деятельности – той, благодаря которой человек развивается психически, благодаря которой формируется его личность.

У школьников летом основная потребность – отдохнуть от строгого режима, шума, интенсивных занятий, от формы, наконец! Провести побольше времени с родителями. Получить новые навыки и знания, но не энциклопедические, а практические, от своих близких. Человек учится всегда. Летом ребёнок может научиться готовить, окучивать картошку, рыбачить, играть в теннис, разжигать костёр и ставить палатку. Он может просто понаблюдать, как родители совершают платежи в банке, как покупают билеты на поезд, как бронируют отель. Это всё полезные знания.

Каждому возрасту – правильную деятельность

Какая же ведущая деятельность у детей разного возраста и как уделить ей внимание во время летнего отдыха?

Дети первых-вторых классов чаще всего ещё не наигрались, потому что они только что перешагнули рубеж дошкольников с их ведущей деятельностью – сюжетно-ролевой игрой. Поэтому «войнушки», «больничка», «школа», «магазинчики» и «секретики» – то, что психотерапевт прописал. Детям важно проживать эти роли, чтобы во взрослой жизни успешно стать добросовестным покупателем, ответственным родителем, законопослушным гражданином.

Для младших и средних школьников главный навык – научиться учиться. Сидеть на уроках, выполнять домашние задания, писать рефераты, составлять презентации. Эти навыки можно проработать летом. Но опять же – без насилия! Летние занятия должны быть лёгкими и весёлыми. Это может быть и языковая школа, и кружок видеографов, и летний компьютерный класс. Главное, не поленитесь, сходите, присмотритесь, в какой форме там проходят уроки. Самое лучшее, если в игровой.  Вы когда-нибудь прочли весь список литературы, заданный на лето? Я – ни разу! Не стоит силком заставлять ребёнка читать, пусть увлекается теми книгами, которые ему интересны, вместо задач по математике решает сканворды, вместо сочинений ведёт дневник или «записки путешественника».

В подростковом возрасте ведущая деятельность – общение со сверстниками. Именно от того, как он научится общаться сейчас, зависят его будущие контакты в социуме. И тут хороши клубы по интересам, летние загородные лагеря, спортивные сборы. Если ваш подросток против лагеря, не настаивайте. Школьный стадион и волейбольная площадка во дворе вполне подойдут для общения со сверстниками.

Старшим школьникам 16–17 лет важна профориентация. Им нужно найти своё место в профессиональном мире. Полезны будут экскурсии по предприятиям, подработки на производстве. Юношам и девушкам в этот период важно побывать в профессиональной роли, почувствовать радость от первых заработанных денег. Здесь можно просто заглянуть к «тёте Маше» в столовую или денёк посидеть у «дяди Паши» в офисе, помогая сортировать бумаги.

Смена деятельности и есть отдых

Так уж устроен человек, что он отдыхает, меняя деятельность. При решении разных задач наш мозг переключает активность с одного отдела на другой. А каникулы – самое время для разнообразия! Все три месяца в пионерском лагере вместо отдыха превратятся в рутину, три месяца в деревне нагонят скуку, а три месяца безвылазно в квартире вообще напомнят   домашний арест. Поэтому постарайтесь, чтоб отдых был разнообразным. Пусть ваш ребёнок попробует себя в разных ролях: путешественника, спортсмена, работника, исследователя, товарища, и тогда лето ему надолго запомнится и напитает силами и энергией на весь учебный год.

И напоследок. Каникулы – это перезагрузка, а не перегрузка! Это период снижения требований к ребёнку, уменьшения скоростей, прессинга. Время остановиться, прислушаться к желаниям детей. Просто прожить счастливо каждое мгновение. Здесь и сейчас!

Есть мнение

Никита ИЖБОЛДИН, руководитель пейнтбольного клуба «Логово»:

– Прекрасное развлечение для каникул – командная игра на свежем воздухе. Пейнтбой – это не только «бегать и стрелять», это стратегия и тактика. Ребята научатся сражаться в команде, понимать друг друга без слов и оказывать взаимопомощь. А если вас пугает возможность синяков от шариков, то есть «лайтовая» альтернатива игры, которая называется «Кидбол». Она разработана для детей от пяти лет. Отличие от классики – специальный дробовик весом всего 650 г и облегчённый маркер, обеспечивающее безопасность игры и отсутствие болевых ощущений и синяков.

Ирина Корнилова, директор ФОК для семьи «Спортивный квартал»:

– На время летних каникул у нас работает «PRO-лагерь», в котором наши специалисты тренеры и педагоги организуют веселый разнообразный отдых для детей.

Юные посетители будут заниматься фитнесом, восточными единоборствами, учиться плаванию в бассейне, освоят азы хип-хопа. А опытные вожатые возьмут в свои руки «развлекательную  часть» – экскурсии, игры,  и самые разные развивающие занятия. К примеру, у нас будет работать кружок робототехники для будущих инженеров.

Яна КАЙГОРОДОВА, старший инструктор ФОЦ «СпортПаркСемья»:

Бывает, что до отпуска родителей ещё неделя, а дети уже на каникулах. Если нет бабушек, то куда пристроить ребят?  В этом случае очень удобны программы детских спортивно-развлекательных центров. Сюда можно привести детей и на 10 дней, и на 5, даже на 1.

Или семилетки – выпускники детских садов,  которых ещё не берут в загородные лагеря, и которым в силу возрастной психологии трудно отрываться от родителей, отлично проведут лето на свежем воздухе в черте города. И покупаются, и порезвятся на водяной горке, и поиграют. А вечером – домой. Это очень удобно.

Анна ПЛЕХОВА, коммерческий директор, семейный развлекательный парк KIDO:

– Перед летними каникулами все родители задумываются, в какой лагерь отправить своего ребенка и можно ли сделать так, чтобы каникулы прошли не только весело, но и с пользой. Отличным выбором станут тематические смены, которые помогут развить потенциал ребёнка, совершенствовать его личностные качества, дадут возможность получить знания и навыки, которые впоследствии пригодятся в будущем. Творческие мастерские, танцевальные и музыкальные конкурсы, научные эксперименты, создание настоящих проектов, «проба пера» в различных профессиональных сферах – всё это поможет вырастить из маленького человека личность!