Ежегодно в марте на Ижевском ипподроме собираются несколько топовых российских автогонщиков. В столице Удмуртии они разыгрывают титул чемпиона страны по зимним трековым автогонкам, а уже в апреле пересаживаются в «кузова» европейских и мировых гоночных серий. Обозреватель журнала «Деловая Репутация» в эксклюзивном формате пообщался с двумя пилотами – опытным мастером мирового ралли-кросса (WorldRX, WRX) в полноприводном дивизионе Supеr Cars Тимуром Тимерзяновым и вчерашним дебютантом континентального ралли-кроссового первенства (ERX) в зачёте моноприводных машин Super1600 Айдаром Нуриевым.

 

«Полушки» не радующей стабильности

Сезон-2018 для Тимура Тимерзянова стал уже пятым в WRX. Причём казанец в очередной раз сменил не только автомобиль, но и команду, подписав контракт с частной «конюшней» GRX, которой управляет известный в прошлом раллийный гонщик финн Маркус Гронхольм. Ясно, что Тимерзянов шёл к финнам не с пустыми руками, а со спонсорским бюджетом, который обеспечивала нефтеперерабатывающая компания из Татарстана – TANECO.

Как раз под эти российские инвестиции финны смогли выставить в гоночный чемпионат два хэтчбека Hyundai i20. В кузов одного из них сел сын Маркуса Гронхольма – Никлас, а на втором поехал Тимерзянов.

В сравнении с сезоном-2017 в минувшем году прогресс 32-летнего казанца был очевиден лишь по позиции в итоговой генеральной классификации – с 13-й на 10-ю в тотале. Но качеством пилотирования и своей скоростью амбициозный пилот был очень недоволен.

– Ни одного попадания в финалы, при том, что в «полушку» я выходил 9 раз из 12 этапных гонок. Это совсем не та стабильность, к которой стремлюсь, – досадует Тимур и «кивает» на соперников. – У людей было по 12 выходов в финал! Кроме того, считаю, что по ходу сезона-2018 мы упустили многие моменты в работе с машиной. Имею в виду, что далеко не всё в поведении автомобиля поддавалось анализу…

Здесь надо отметить, что заводская команда Hyundai Motorsport продала финнам из GRX два i20, построенных на базе раллийной модели 2016 года. Для подготовки под специфику ралли-кросса (динамичные зрелищные контактные гонки на компактных комбинированных асфальтово-грунтовых трассах) они нуждались в изменениях и доработках.

– Но продавец не дал возможности инженерам Гронхольма конструктивно изучить эти машины, что привело к тому, что в работе с i20 команда «ушла в неизведанное русло». По сути, мы пробовали всё на ощущениях, которые порой были неверны, потому что машина во многих ситуациях обманывала нас по скорости. Повторю, что мне было сложно адаптироваться к её непредсказуемому поведению, и пришлось устранять ошибки буквально на ходу, – резюмировал Тимерзянов ушедший гоночный год.

 

Частное стремление сэкономить

Для результативного вхождения в сезон-2019 финская команда заранее поработала на нескольких тестах на юге Франции (в местечке Аннес на кольцевой трассе, хозяином которой является Стефан Сарразен – некогда тест-пилот в «конюшне» F1 Алана Проста и гонщик итальянской Minardi в сезоне-1999) и в Эмиратах на автодроме Yas Marina.

Наконец, незадолго до старта в чемпионате пилоты GRX TANECO тестировали свои хэтчбеки на Estering в немецком Букстехуде.

– Думаю, что теперь мы будем двигаться в правильном направлении, – аккуратно предполагает россиянин.

Рассуждая на тему отличий в подготовке автомобилей между частниками и заводской командой, Тимур Тимерзянов апеллирует к количеству времени, которое инженеры уделяют подготовке автомобиля, а также к их знаниям, навыками и подходам.

– Разумеется, частникам намного сложней. «Заводы» могут обратиться в специализированное бюро, где можно заказать подробную техническую аналитику и получить массу полезной информации. Но эти услуги стоят серьёзных денег, и частники стараются сэкономить, рассчитывая на то, что их автомобиль уже был собран по последнему писку техники и всё в нём доведено до ума. Однако практика показывает, что за последние три сезона все мои машины в любом случае приходилось адаптировать и дорабатывать.

 

 

Потери в живой силе

В межсезонье сразу три команды с заводской поддержкой – от Volkswagen, Audi и Peugeot – объявили о том, что покидают гоночную серию WRX.

Первостепенной причиной назывались неопределённость с предстоящим переходом серии, где гоняются полноприводные машины с 600-сильными двигателями, на электромоторы. Хотя «электрификация» «высокооктановых» моторов в ралли-кроссе произойдёт не раньше чем в сезоне-2021 (в «просто» ралли гибриды на электротяге, дружественной к экологии, появятся лишь к 2022 году).

За первой претензией в очередь выстраивались другие – огромные расходы на логистику и перелёты по четырём континентам, длинный календарь и даже инертность промоутеров из американского медиаконцерна IMG, который занимается маркетинговым продвижением ралли-кросса в народные массы на всей планете.

Но если автомобили VW Polo, что называется, «ушли с концами» из серии, то Audi S1 и Peugeot-208 остались в гоночном пелотоне.

Причём за рулём этих эффективных для WRX «кузовов» поедут бравые норвежские парни. Андреас Баккеруд по-прежнему поведёт «четыре кольца» модели S1, а братья Тимми и Кевин Хансены «оседлают» те же самые 208-е «львы-пыжики», которые они выкупили у заводских «конюшен».

Если с марочной линейкой техники в новом сезоне WRX всё более-менее понятно, то в живой силе серия явно потеряла. 5–6 апреля на первом этапе в чемпионата-2019 на гриде (стартовой решётке) автодрома в Абу-Даби поклонники автоспорта не увидят сразу четверых (!) пилотов из первой десятки по итогам прошлого сезона.

Двукратный чемпион мира швед Йохан Кристофферсон подвизался в мировом турнире по кольцевым гонкам, универсальный автогонщик француз Себастьян Лёб помимо ралли-рейдов полноценно возвратился в планетарное первенство по классическому ралли WRC, а матёрый норвежец Петтер Сольберг и ещё один шведский парень Маттиас Экстрем решили выйти из-за руля. Пока, по крайней мере…

Зато при явной девальвации в громких пилотских фамилиях именно у Тимура Тимерзянова возрастают резоны не просто на продвижение вверх, но даже место на подиуме.

– Действительно шансы увеличиваются, но у нас в гоночном канале будет много молодых ребят-дебютантов, и никто не знает, как они поедут! Как бы то ни было, сейчас нам важней сконцентрироваться на нашем результате и не смотреть на других, – говорит сосед из Казани, глядя на состав серии, где нынче заявлены 10 команд и полтора десятка пилотов.

В этой обойме главными соперниками Тимерзянова видятся братская пара Хансенов, названный нами викинг Андреас Баккеруд и британец Лиам Доран из Monster Energy RX Cartel.

Тем паче, что этот дуэт поедет на Audi S1, «прошаренных» для RWX.

 

Управляемая скорость в крови

Надо сказать, что обвиняя промоутеров WRX в пассивности, лидеры серии во многом лукавили. Ралли-кросс остаётся популярен в каждой из частей света, но наибольшее количество зрителей собирается на европейских этапах в Германии, Бельгии, Франции, Норвегии, Португалии и на треке в Бикерниеки в столице Латвии.

Особенно показательна картина шведского гоночного уик-энда, когда в июле в таёжную деревеньку Хольес в самое сердце скандинавской страны всякий раз легко съезжаются около 50 тысяч болельщиков, а то и больше.

– Получается, что людям это интересно, – не желая вдаваться в подробности, реагирует Тимур Тимерзянов, который, по его же признанию, давно сосредоточен непосредственно на гонке, а не на внегоночных впечатлениях. – Не знаю почему, но в России автоспорт мало привлекает народ. Взять те же этапы F1 в Сочи или футбол. В Казани я только однажды видел, как на открытии новой футбольной арены на трибунах собрался аншлаг…

 

 

Пальнуть как из пушки

– Интересна твоя реакция, когда ты узнал, что в мировом ралли «Великий Себ» – Себастьян Лёб – сел за штурвал Hyundai i20.

– Зная, какой он пилот и насколько Себ отличается от других автогонщиков, зная его инженеров, я искренне обрадовался. Во-первых, Лёб не держится за этот контракт – он просто пришёл в Hyundai Motorsport помочь им выигрывать. А во-вторых, теперь в спорах с технарями Лёб сможет перевесить чашу весов на сторону пилотов. Он сделает так, чтобы автогонщиков слушали!

– Зимний трек, кольцевые гонки, ралли-кросс… Тимур, тебя можно назвать гонщиком-многостаночником. Но заметно, что твоя душа лежит как раз к ралли-кроссу.

– Так и есть! Трек зимой и «кольцо» летом дают мне хорошие тренировки. Но, как мне кажется, то же «кольцо» немного скучновато. Мне всегда хочется большего движения. Вот когда буду завершать гоночную карьеру, то перейду в это «растянутое соревнование», которое иногда сравнивают с «шахматами на колёсах», – смеется пилот. – Никаких тебе резких движений. Ты спокойно и задолго планируешь свою атаку, бывает, что за несколько поворотов, а то и кругов. А ралли-кросс – это ударная, энергичная волна. Здесь у тебя на размышление есть один миг. Это как пушечный выстрел – пальнул, резко сорвался со старта и помчался вперёд!

 

«Тёмные лошадки» в «конюшне» Волланда

Недавний мартовский финал чемпионата России по трековым автогонкам в Ижевске напомнил Айдару Нуриеву прошлогоднюю майскую (!) гонку чемпионата Европы по ралли-кроссу (ERX) в португальском Монталегре.

Это был второй по счёту этап континентального первенства, и неожиданно для всех с небес после проливного дождя вдруг повалил густой снег.

– Тот португальский снегопад действительно очень походил на ижевский, – улыбается 24-летний казанец, дебютировавший в ERX в сезоне-2018.

При поверхностном взгляде дебют Нуриева в евротурнире можно было расценить успешным: он выиграл серебряную медаль в моноприводном дивизионе Super1600.

Однако от чемпионского титула, завоёванного литовцем Рокасом Бацюшка (кстати сказать, перешёл в WRX), Айдара отделили ничтожные четыре очка.

– Обидно, конечно, что скрывать, – оглядываясь назад, вздохнул пилот юркой Skoda Fabia. – Хотя вначале никакой досады не было. Зато позже, когда в сослагательном наклонении начал размышлять, пришло чувство неудовлетворенности: «Вот если бы там не ошибся сам, а потом не сплоховал инженер, то мог быть взять золото…» Выбирая команду, я общался с латышами, финнами и немцами. У всех были свои ценники, и лучшее предложение мне сделал немец Рольф Волланд – владелец команды Volland Racing.

У Волланда в гараже было четыре гоночных машины, и как дебютанту ERX Нуриеву дали первую.

– Но не лучшую, а ту, что с другого конца, – иронизирует Айдар. – Не сказать же худшую. Но по подготовке она была слабей других. «Ты едешь первый сезон, а другие ребята уже третий», – объяснил это решение Рольф, сразу дав понять, что не делает на меня ставку. Но уже в первой квалификации в Барселоне на автодроме Circuitde Barcelona-Catalunya я показал лучшее время! «Это случайность, новичкам иногда везёт, – Волланд повторял истину, характерную иногда для рыбалки. – Больше у тебя такого не будет…»

Правда, опытный немец провидцем не оказался.

Если в Каталонии Нуриев сетовал только на себя (мог пробиться в решающий хит, но в полуфинале врезался в отбойник и порвал привод), то в Португалии гонщика подвёл инженер Волланда, неправильно рассчитавший алгоритм гонки, не вовремя отправив россиянина на «джокер» – дополнительную петлю на трассе, обязательную для прохождения каждым пилотом.

– А вот с третьего этапа в бельгийском Мете у меня пошли неплохие результаты в основных заездах, – рассказывает Айдар. – Более того, в норвежском Хелле, во французском Лоэке, латвийском Бикерниеке и немецком Букстехуде никто в нашей команде больше не ошибался. Мы  привезли четыре подиума подряд – два серебряных и два золотых.

На финише сезона-2018 Рольф Волланд признался, что результативный прокат Айдара Нуриева стал для него одновременно сенсацией и приятной неожиданностью.

В межсезонье казанец подписал новый контракт с Volland Racing и поедет на EURO-2019 уже первым номером немецкой команды, в которой три пилота из четырёх представляют Россию – кроме Нуриева это Артур Егоров и Тимур Шигабутдинов, а до размеров квартета командный ростер расширит венгр Гергели Мартон.

Между тем Айдар Нуриев прекрасно осознаёт, что лидером «конюшни» зачастую быть гораздо трудней, чем пребывать в амплуа «тёмной лошадки».

 

 

Текст: Александр Поскрёбышев

Фото: Александр Поскрёбышев, свободные информационные источники

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).