Надзорная нагрузка на бизнес продолжает расти, и это, как минимум, странно на фоне призывов уйти от его «тотального» преследования. Какова ситуация в Удмуртии? Вопросы соблюдения прав предпринимателей обсудили на круглом столе, организованном Прокуратурой УР. В нашем материале – выступления участников на ключевые темы заседания.  

Виктор Игошин, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдения прав предпринимателей Прокуратуры УР:
– Сегодня для экономики России вопросы обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса приобретают особую значимость. В связи с этим 2020 год, объявленный главой Удмуртии Годом предпринимательства, ставит новые задачи, среди которых – расширение возможностей совместной работы органов власти и бизнеса, налаживание эффективной обратной связи с предпринимателями, в том числе в вопросах поддержки их инициатив.

Прокуратурой республики на системной основе проводятся проверки, позволяющие обеспечивать надёжную правовую основу взаимоотношений власти и бизнеса, соблюдение прав предпринимателей при получении ими государственных и муниципальных услуг, разрешительной документации. В сфере постоянного внимания прокуроров – вопросы законности проведения в отношении хозяйствующих субъектов контрольно надзорных мероприятий, снижения административного давления, устранения барьеров в получении мер господдержки.

Сохраняется проблема неблагоприятного влияния на добросовестную конкуренцию нелегального бизнеса. Прокуратурой, органами контроля выявлены сферы, подверженные проникновению незаконного предпринимательства, – реализация алкопродукции, пассажирские перевозки, заготовка и переработка древесины, предоставление финансовых, медицинских, косметологических, бытовых и образовательных услуг. Отдельный вопрос – уклонение от уплаты налогов, в том числе самозанятыми.

Правоохранительными и контролирующими органами ведётся работа по пресечению правонарушений, связанных с незаконным бизнесом, привлечению к ответственности виновных. Нужны усилия всех уровней власти, предупреждающие эти факты, создающие условия для выхода бизнеса «из тени».

Положительное влияние может оказать сокращение сроков и процедур получения разрешительной документации, введение дополнительных налоговых и имущественных преференций для вновь зарегистрированного бизнеса. Регистрация самозанятых в качестве ИП, использование специального налогового режима позволит им вести открытую рекламу, расширять базу клиентов.

С марта по май 2020 года пройдут прокурорские проверки исполнения государственными и муниципальными органами, специализированными организациями законодательства о предпринимательской и инвестдеятельности, в том числе по вопросам недобросовестной конкуренции, административных барьеров, господдержки, реализации прав МСП на приобретение арендуемого у органов власти недвижимого имущества, получения публичных услуг, лицензий и т. п., подключения к инженерным сетям, исполнения законодательства о торговой и контрольно-надзорной деятельности, противодействия рейдерству и коррупции.

Предприниматели могут обратиться к прокурорам с жалобами на нарушение их прав

Виктор Лашкарев министр промышленности и торговли УР:
– По-прежнему остры проблемы в сфере финансового надзора для бизнеса. Ряд процедур нуждается в более чётком регулировании, есть необходимость оградить добросовестных предпринимателей от убытков. В первую очередь, здесь имеется в виду проблема блокировки счетов организаций. 

Приведу аналогичный пример. На крупного трейдера, находящегося в сложной ситуации, поставщиком был подан иск о банкротстве на сумму свыше 20 млн рублей. Суд принял сторону заявителя. Судебные приставы наложили арест на имущество, сумма – 2 млрд руб., так как закон позволяет приставам выносить оценку по своему усмотрению. 

Это показательный пример. Для предпринимателя блокировка счёта – серьёзная угроза, он не может вести текущие операции. По сути, останавливается вся деятельность организации. Общественные объединения, поддерживающие предпринимателей, могли бы выйти с законодательной инициативой, позволяющей урегулировать ситуацию.

Венера Кузнецова, заместитель руководителя Управления ФНС России по УР:
– Сегодня в целом можно говорить о новых трендах в схеме взаимодействия предпринимателей и налоговых органов. Активно идут процессы централизации функций ФНС. Если раньше была проблема бизнес-миграции, то сегодня она малоактуальна. Всё ведётся к тому, чтобы налоговый орган любой территории мог проверить любого налогоплательщика. Даже если компания, желающая уйти от обязательств, регистрируется в другом регионе, тем самым она не решает вопрос.   

Повсеместно говорится о «бегстве» предпринимателей на иные территории страны. Однако нужно опираться на статистику. На территории республики – более 34 тыс. юрлиц, свыше 37 тыс. ИП. И эти цифры практически статичны, изменения есть, но небольшие. Чаще всего миграция наблюдается среди ИП, при этом она больше связана со сменой места жительства конкретного человека, а не с отказом бизнеса работать в регионе.

Налоговая служба одна из первых перешла на риск-ориентированный подход. Мы мотивируем своевременно выполнять требования, доводим информацию о суммах и сроках уплаты налогов. И весь вопрос – в желании налогоплательщиков быть честными. 

Юлия Камашева, сопредседатель УРРО Общественной организации «Деловая Россия»:
– В нашем регионе на начало 2020 года количество МСП сократилось практически на 2 тысячи. Это, как минимум, странно и как, максимум, вызывает опасения.

Говорится о том, что выбытия предпринимателей с территории региона не наблюдается. У контролирующих органов – свой ответ на происходящее. И зачастую цифры по количеству субъектов МСП у различных надзорных структур имеют отличия.

Думаю, нужно разобраться с причинами бизнес-оттока. Это может быть серьёзным сигналом, который требует соответствующей реакции.   

Валерий Песков, член Ассоциации «Деловая Удмуртия»:
– В Удмуртии создаются институты поддержки бизнеса, позволяющие, в том числе, решать вопросы взаимодействия с контролирующими органами. Это, безусловно, хорошо. Но чаще всего поддержка направлена на начинающих предпринимателей. Опытный бизнес остаётся в стороне.

Это нелогично. Для новичков открыты практически любые двери. А у бизнеса, который развивается в регионе десять и более лет, вкладывает в бюджет заработанный рубль, лобби нет. Приоритет поддержки «своих» важнее, чем гонка за компаниями, которые, возможно, придут в регион, а возможно, и нет. Нужно обратить внимание на проверенных бизнесменов, пока они не ушли в Татарстан, Пермский край и т. д.

Корпорация развития УР, другие структуры могли бы предусмотреть для таких субъектов отдельные меры и инструменты.

Второй момент – проблема тяжёлого входа «наших» в крупные федеральные сети. Большой ритейл продолжает «съедать» небольших местных производителей. Нужно решать вопрос с помощью власти, опять же – при помощи структур поддержки бизнеса.

Моё предложение – создавать в магазинах аутентичную полку с удмуртскими продуктами. Эта практика есть, но точечная.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).