Итоги работы Госсовета Удмуртии в 2018 году

В шестом созыве Госсовета Удмуртии сформировался эффективный депутатский корпус. В него вошли опытные, грамотные парламентарии с богатым опытом работы в бизнесе и на производстве. Фракции неплохо работают как внутри, так и друг с другом – как правило, на межфракционных заседаниях удаётся прийти к общему мнению.

Сокращение количества депутатов с 90 до 60 в новом созыве не отразилось на работе в округах. Приёмные действуют. Да, в моём округе раньше было 28 тысяч человек, сейчас – 40 тысяч. Бывает, избиратели с другого конца города записываются на приём. Разве откажешь?

Отмечу, что по сравнению с предыдущим созывом депутаты стали намного более дисциплинированными. Взыскания за пропуски сессий применять ещё не приходилось.

 

Непростые законы

Могу выделить два самых непростых документа, над которыми мы работали в 2018 году. Первый – закон о республиканском бюджете на 2019 год. Но всё же принимать этот документ было намного проще, чем годом ранее. Бюджет на 2019 год значительно отличается от бюджета на 2018-й и остаётся рабочим: в него могут вноситься поправки, особенно в доходную часть.

Второй законопроект, касающийся изменения ставок транспортного и имущественного налога, вызвал много споров. Для подготовки документа создали рабочую группу, в состав которой вошли депутаты Госсовета УР и члены правительства Удмуртии. Обсуждали каждый пункт законопроекта по транспортному налогу. В итоге удалось не только сохранить ряд льгот, которые изначально предлагалось отменить, но и расширить категории льготополучателей. Принято решение, что пенсионеры и многодетные семьи получают 50%-ную льготу по ставке налога для транспортных средств с двигателями мощностью до 150 л. с. Например, в эту категорию попадают минивэны, в которых удобно перевозить нескольких детей. Мы наотрез отказались повышать ставку налога для автобусов, полагаю, это вообще некорректно.

Даже с учётом повышения ставки транспортного налога в республике остаются средними или ниже средних по Приволжскому федеральному округу. Так, в категории транспортных средств мощностью до 100 л. с. ставка выросла с 8 до 14 рублей. Однако в среднем по ПФО она составляет 17 рублей. То есть повышение будет, но терпимое для населения.

Много вопросов было и к изменению ставок налога на имущество. Мы старались не нанести ущерба бизнесу и в итоге тоже приняли приемлемое решение. Сразу оговорили – в 2019 и 2020 годах правительство и Госсовет УР оставили за собой возможность пересмотра ставок. Посмотрим, как будет себя чувствовать бизнес, и будем действовать исходя из этого.

Кроме того, мы приняли ещё один важный закон – о наказах избирателей. Когда составляется бюджет, проект плана по капвложениям, нельзя учесть всё до мелочей – что где-то надо мостик построить, где-то тропинку проложить… Но из таких мелочей, по сути, складывается жизнь. И для избирателей это важно. Поэтому мы предусмотрели, что финансирование мероприятий по исполнению наказов избирателей будет осуществляться за счёт средств республиканского бюджета в пределах, установленных в соответствии с законодательством расходных обязательств.

Можно также выделить принятый в декабре базовый закон о патриотическом воспитании. В этом направлении Удмуртии есть чем гордиться – опыт республики был высоко оценён на уровне Приволжского федерального округа и получил одобрение полномочного представителя президента РФ в ПФО Игоря Комарова.

 

Остановить падение

Властями Удмуртии многое было сделано для преодоления негативной тенденции падения закупочной цены на молоко. Её просто обрушили, завезя в страну большие объёмы сухого молока. По нашим подсчётам, аграрии недополучили около 1 млрд руб. чистой прибыли. А ведь эти деньги могли бы быть вложены в развитие отрасли…

Мы первыми забили тревогу по поводу снижения закупочных цен на молоко. В феврале состоялся круглый стол на эту тему. Мы встречались с представителями различных структур, в том числе приглашали на совместные совещания членов правительства УР, обсуждали, какие меры помогли бы повысить стоимость сырья. На одной из встреч главы Удмуртии Александра Бречалова с переработчиками молока им было жёстко сказано привести закупочные цены в соответствие с затратами аграриев. Это было сделано не сразу, но, видимо, разум всё же возобладал. Цена на молоко стабилизировалась на отметке 16 руб./кг, после совещания выросла до 17–18 руб., затем наметилась тенденция к повышению. Сегодня стоимость сырья составляет в среднем 22–22,8 руб./кг – по сути, уровень прошлого года. На недавней встрече с главами районов и селянами мы получили немало благодарных слов за защиту интересов местных производителей. Думаю, производство молока получит дальнейшее развитие.

Цифры

Ставки транспортного налога

Категория транспортных средств мощностью до 100 л.с. – рост от 8 до 14 руб. за л. с.

Среднее значение по ПФО – 17 руб.

Налог на имущество для административно-деловых и торговых центров площадью менее 1000 кв. м (от кадастровой стоимости)

2019 год 0,6%

2020 год 0,9%

2021 год 1,2%

2022 год 1,5%

с 2023 года 2%

Для офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания в МКД

2019 год 0,6%

2020 год 0,9%

С 2021 года 1,2%

Готовы к старту

В 2019 году на территории Удмуртии будут реализовываться федеральные нацпроекты. Если для их успешного воплощения потребуется оперативная корректировка законодательства, мы готовы к работе в ускоренном режиме, потому что понимаем её значимость.

В ближайшее время планируем выйти с проектами законов, касающихся ограничений свободной продажи спиртосодержащих жидкостей и алкогольной продукции. В том числе совместно с общественностью будем обсуждать тему возрастного ценза.

В 2018 году Госсовет УР принял решение ограничить на территории Удмуртии продажу несовершеннолетним вейпов, испарителей и электронных сигарет. Но осталась проблема с кальянными, где нередко оказываются дети, школьники. Думаю, мы выразим общее мнение населения: нужно принимать жёсткие меры. Например, запретить кальянные или не пускать туда детей до 18 лет.

Место для дискуссий

Недавно я участвовал в заседании Совета законодателей России. На нём выступали председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко и председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Последний рассказал о рассмотрении документа по ликвидации ГУПов и МУПов. Матвиенко жёстко ответила: «Знаете, мы этот законопроект у вас не утвердим». Перед камерами, на всю страну. Большинство законодателей в регионах придерживаются того же мнения. Нельзя ликвидировать ГУПы и МУПы, госпредприятия должны оставаться. Просто надо грамотно ими управлять, чтобы они приносили пользу.

Научный руководитель института экономики РАН Руслан Гринберг заявил, что регионам для эффективной работы нужно оставлять больше денег. Заслужил аплодисменты. Хорошо бы его услышали на высшем уровне…