Рынок интернет-маркетинга постоянно развивается. За ним следят digital-компании, которые предоставляют услуги по контекстной рекламе, SEO, SMM и другим направлениям продвижения. Команды специалистов изучают тенденции работы с аудиторией, анализируют рынок и создают разнообразные кейсы. Чем руководствуются интернет-маркетологи? Что ожидают предприниматели от развития в социальных сетях и что получают в итоге?  За счёт каких инструментов digital-фирмы выполняют ожидания заказчиков? Компании дали ответ для «Деловой Репутации». 

Когда SMM нужен бизнесу?

Нина Булдакова, основатель коммуникационного агентства «Молоды, Бодры, Румяны»:
Маркетинг в социальных сетях уместен для бизнеса абсолютно на любом этапе и подходит для всех видов деятельности. Главное – правильно поставить цель. Ведь даже крупные заводы, которые никак не связаны с продажами в социальных сетях, нуждаются в молодых, сильных кадрах и поддержке своего HR-бренда, например. Поэтому главное в создании онлайн-проектов – мыслить не линейно и понимать свои запросы.

Любовь Малафеева, ведущий SMM-специалист компании «Пиком»:
– Раньше говорили, что продвижение в социальных сетях не очень нужно b2b, продуктовым магазинам, которые распространяют продукцию вне Интернета, или промышленным предприятиям. Но сейчас мы видим, что та же группа «ВКонтакте» может выполнять широкий спектр функций, и тут можно найти любую аудиторию. Например, среди наших клиентов есть и узкоспециализированные b2b-компании, у которых на всю страну не больше пары десятков заказчиков, и те виды бизнеса, которые работают вне Интернета, и государственные больницы. 

Развитие в социальных сетях выручает тогда, когда нужно привлечь новых клиентов, повысить лояльность к продукту и его узнаваемость, или стимулировать спрос. Даже само совершение сделки может происходить в социальных сетях, включая отработку возражений и прочие этапы продажи.

В чём заключаются главные принципы работы интернет-маркетолога?

Григорий Коган, директор компании «Пиком»:
Специалист по контент-маркетингу, SMM и PR в digital должен быть грамотным, уметь писать тексты или, как минимум, понимать принципы их создания и оценки, чтобы работать с подрядчиками. Необходимо обладать вкусом и «насмотренностью». Интернет-маркетолог участвует в производстве визуального контента, поэтому должен быстро отслеживать погрешности и мелкие недостатки в оформлении проектов. Все эти навыки приходят с опытом.

Кроме того, сегодня общий для всех интернет-маркетологов принцип – нужно уметь работать быстрее, чем обычно. Именно это позволяет получить больше клиентов и оперативно выдать результат.

Надежда Сергиенко, руководитель интернет агентства «Аура»:
– Для маркетолога на протяжении всей работы важны такие качества, как умение ставить цели, работать с данными и последовательность. Помимо этих принципов, существуют разные подходы к проектам. Например, есть разница в работе с большим и малым бизнесом, и она заключается  в величине бюджетов. С маленьким бюджетом сложнее накопить статистику и отследить закономерности, поэтому очень часто результаты непредсказуемы.

Дмитрий Лунин, директор и владелец digital-агентства «СЕО Эксперт»:
– В первую очередь интернет-маркетолог – это тот человек, который ставит гипотезы, умеет доказывать необходимость их проведения и отчитываться о результате перед руководством компании. И это не только написание постов в социальных сетях и размещение картинок на сайте, но и более глобальные процессы, такие как выстраивание стратегий продвижения и рекламы.

Какой основной клиентский запрос в сфере интернет-маркетинга и SMM?

Дмитрий Лунин:
– Чаще всего к нам обращаются бизнес-проекты, которые только «набирают обороты».  В основном они хотят, чтобы им рассказали, с чего начать и как быстро получить клиентов при помощи Интернета. В 2020 году таких клиентов стало больше и наиболее популярный запрос: «помогите нам перейти в онлайн – в работе, в продажах, во всём».

Григорий Коган:
– В агентства за экспертным мнением обращаются даже крупные клиенты, у которых есть свой отдел маркетинга. По сути, они привлекают внешних аудиторов, которые должны выявить «болевые точки» в цифровых коммуникациях и предложить оптимальные решения.

На данный момент активно растёт спрос на настройку контекстной рекламы – чем выше конкуренция на рынке, тем у клиента сильнее потребность выделиться. Стабилен спрос на SMM. Большинство бизнесов в сегменте b2c уже не могут полноценно работать без представительства в социальных сетях.

Надежда Сергиенко:
— В 2020 году для крупных клиентов важны такие задачи, как узнаваемость и вывод на рынок новых предложений. Но в любом случае предпринимателям нужны в первую очередь продажи.

Где digital-компании ищут клиентов?

Григорий Коган:
— Большинство digital-компаний находят своих клиентов в онлайн с помощью контекстной рекламы, лендингов или анкет для сбора данных потенциальных клиентов или в офлайн с помощью «сарафанного радио», хорошего портфолио или участия в тендерах.

Исходя из опыта нашей компании, могу сказать, что около пяти лет назад спрос на услуги интернет-маркетолога превышал предложение. Сейчас на рынке появилось много онлайн-инструментов для автоматизации управления трафиком и создания простых сайтов и лэндингов. Несмотря на это, хорошего маркетолога передают из рук в руки и рекомендуют. 

Нина Булдакова:
– На данный момент digital растёт по экспоненте, поэтому к нам клиенты приходят сами. Сейчас все ищут по-настоящему эффективных маркетологов. Дефицит таких профессионалов нельзя сравнить даже с отсутствием гречки. В тоже время, есть «староверы», которых приходится брать за руку в офлайне и переводить через воображаемую дорогу в онлайн, чтобы они сами убедились, что «на той стороне улицы» безопаснее.

Надежда Сергиенко:
— Мы работаем в сегменте b2b. Своих клиентов – представителей малого и среднего бизнеса – мы ищем в Интернете, а также подключаем прямые продажи. Кстати, в рекламе своей компании мы пользуемся теми же инструментами, которые предлагаем клиентам.

О будущем интернет-маркетинга в Удмуртии:

Дмитрий Лунин:
– Будущее диджитал-маркетинга в Удмуртии хорошее, республика находится ещё «в начале пути», и мы не встретили среди наших клиентов ещё ни одной компании, которая бы системно развивала диджитал-направление, оценивая при этом результат на каждый вложенный рубль.

Я считаю, что в скором будущем появится большой сегмент готовых и шаблонных решений для быстрого перехода в онлайн-формат. Многие бизнесы либо подстроятся под ситуацию, либо обанкротятся и закроются. Уже наблюдается всплеск спроса на внедрение быстрых решений типа «запуск сайта за два дня».

Григорий Коган:
– Возможно, в средне- и долгосрочной перспективе кризис подтолкнёт компании активнее переходить в онлайн. Когда ситуация начнет стабилизироваться, вырастет спрос на интернет-маркетологов и услуги digital-агентств.

МНЕНИЯ
Какой результат получают бизнесы от продвижения в Интернет?

Дамир Мухутдинов, сооснователь проекта «Орех Бобру»:
– Наша компания – пример, где все продажи идут только из социальных сетей и с сайта, который оформлен в виде каталога интернет-магазина. Заказы со всех ресурсов приходят в равной степени. Но больше всего на узнаваемость бренда, продажу и «подогрев» аудитории влияют социальные сети. Сайт – это просто инструмент для структурирования информации и заказа продукта.

В наши социальные сети внедрены все передовые технологии.  Мы стараемся постоянно использовать новые виды контента, записываем истории в Инстаграм, а во «ВКонтакте» у нас настроена таргетированная реклама. В какой-то степени мы показываем «закулисье» компании. Но всё же внутреннюю работу стараемся афишировать по минимуму: у всех людей разные ожидания, и не всегда они совпадают с реальностью.

Валерия Жвакина, маркетолог сети ресторанов японской кухни AYAMI:
– На данный момент у нас появилась потребность больше взаимодействовать с гостями через медиа-пространство для того, чтобы «закрывать» различные страхи и поддерживать их в это непростое время. Благодаря SMM люди вступают в диалог с компанией, помнят о нас, комментируют записи. Некоторые люди не любят звонить для того, чтобы сделать заказ, и их выручают социальные сети. Для того чтобы реклама была эффективной, мы также используем таргет, промотирование и связь с аудиторией через инфлюенсеров.

Варвара Новикова, исполнительный директор Ассоциации образовательных учреждений «МВЕУ»:
– Мы смотрим на социальные сети, как на инструмент взаимодействия с нашей аудиторией, – подростками от 14 до 18 лет. Нас ищут в социальных сетях, там нам задают вопросы, консультируются. То есть нашей аудитории, причём, как подростковой, так и родительской, удобно общаться с МВЕУ именно в Интернете.

Сегодня у нас есть профили или сообщества как в ВК, Facebook, так и Instagram, Tik-tok, Одноклассниках. Наш сайт – лицо МВЕУ и площадка для первого знакомства с продуктом или услугой. Известно, что более 70% людей сегодня пользуются мобильными устройствами, вёрстка современного сайта должна быть адаптивна для мобильных устройств.
Также мы стремимся показывать внутреннюю жизнь университета. Бэкстейдж – это очень интересно, практически в любой сфере это круто работает. Мы с готовностью показываем в видеороликах, как работает приёмная комиссия, как учатся студенты, как идут пары, как снимают рекламные видео, как проходят экскурсии на предприятия, как наши студенты готовятся к чемпионату Worldskills или как они тренируются. Это важно для принятия решения нашими абитуриентами и их родителями, повышает доверие к МВЕУ, укрепляет нашу репутацию.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).