В эпоху электрокаров, систем беспилотного управления и дисплеев с тачпадом в автомобилях на наших дорогах ярко выделяются очертания олдтаймеров — ретро-автомобилей XX века. Каждый из них пережил уже не один экономический кризис и модные веяния, но по-прежнему остаётся интересным и востребованным. Такая машина попадает к любителю автоклассики со своей историей: любимица семьи, легенда кинематографа или просто «старичок», требующий ремонта. Ценители ретро рассказали, почему автомобили, как и вино, с каждым годом становятся всё интереснее, вызывая желание оценить и попробовать в деле.

Илья Теплоухов, создатель ижевского клуба любителей отечественных ретро-автомобилей «Сатурн»:
– Ижевский клуб любителей ретро-автомобилей «Сатурн» создан весной этого года и назван в честь одной из разновидностей «Москвича». История создания клуба началась с моей давней тяги к автомобилям старого образца. Мои детские воспоминания тесно связаны с родительским автомобилем ВАЗ-2101 1978 года выпуска, который мы часто ремонтировали в гараже. Я с малых лет сталкивался с отечественным автопромом времён СССР и симпатизировал ему. Когда в 2016 году я получил права, первым выбранным мной автомобилем стал ГАЗ-24-10 «Волга» 1985 года. Конечно, такую машину сложно в городе не заметить, и в июне 2017 года меня пригласили на выставку ретро-авто, где я познакомился с людьми, увлечёнными этой темой так же, как я.

Наше общение со временем стало регулярным, встречи частыми, а тема ретроавтомобилей всё плотнее входила в круг моих интересов. Я стал основательно разбираться в устройстве машин, ремонтировать, совершенствовать их и создал клуб для таких же любителей ретро-авто, как сам.

Позже «Волга» была продана и выбор пал на автомобиль «Москвич-412» 1989 года. Я сам восстановил его, начал совершенствовать, и благодаря хорошей проходимости и низким требованиям к ремонту он оказался хорошим помощником в хозяйстве. Через какое-то время захотелось поближе познакомиться с зарубежным автопромом, и «Москвич» я выменял на Volkswagen Jetta 1986 года. С этой машиной сделал много интересных открытий, в том числе, о зарубежных технологиях. Кроме того, я был владельцем автомобиля ЗАЗ-968 1968 года выпуска и из своего опыта сделал вывод, что автомобили СССР сохраняли свой знак качества до середины 1980- х, дальше, к сожалению, стало хуже. Однако в каждом поколении можно найти хорошие экземпляры.

Дмитрий Ломаков, создатель и директор Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов, эксперт Минкультуры по старинным автомобилям и мотоциклам, президент Российского клуба любителей старинных автомобилей и мотоциклов «Ретромотор»:
– Наш Ломаковский музей старинных автомобилей – это частный социальный проект, направленный на сохранение ломаковской коллекции автомотостарины для человечества. Ретро-машины – крайне увлекательные объекты.

Мой личный автомобиль – ГАЗ-2410 1989 года с заводской окраской цвета «московский ленивец» (бежевый, слоновая кость) и пробегом всего 57 000 километров. Я специально искал именно эту машину, поскольку она соответствует статусу директора автомузея и нравится мне с детства, а расцветка позволяет принципиально избежать необходимости частых посещений автомоек.

Касательно ретро-автомобилей существует множество мифов. Один из них – утверждение о том, что представители старины стоят больших денег и значительно дороже новых. На самом деле основная масса ретро-автомобилей дешевле новинок автопрома таких же классов. Если говорить об автомобилях до 1972 года, то существует небольшой дорогой сегмент, в который входят редкие раритеты и машины высокого класса, стоящие приличных сумм ещё на момент их изготовления. О критериях цены я знаю не понаслышке: при нашем музее старинных автомобилей и мотоциклов есть первый в стране комиссионный магазин ретро-авто, где частные лица продают свои ретро-автомобили, а ценители их приобретают. Так, Audi 1938 года стоит около 150 000 рублей, автомобили ГАЗ-М20 «Победа» – от 40 000 до 200 000 рублей. Этот примерный ценник лишний раз подтверждает, что старинные авто гораздо дешевле, чем новые машины.

Покупают ретро-авто абсолютно разные люди: кто-то – из любви к старинной технике, кто-то – желая выделиться с помощью нестандартного авто прошлых лет, и это, как правило, не единственный автомобиль в семье. Большинство покупателей не интересует возможность заработать на старинной машине, хотя и это возможно. К примеру, можно взять ту же «Победу», 21-ю «Волгу», 401-й «Москвич» или Audi 1938 года и, вложив в них свой труд и деньги, потом получить прибыль.

То, что всем старинным автомобилям необходимы реставрация, модификация и улучшение, тоже миф, который формируют в общественном сознании коммерческие тюнинговые мастерские. Их цель – увеличение прибыли своего бизнеса. На самом деле наиболее высоко ценятся экспонаты, которые хорошо сохранились сами по себе. По сути, реставрация – это «новодел», который низко ценится специалистами. Для тех, кто разбирается, важна аутентичность, значение имеет каждый нюанс, «родная» покраска или нет в том числе. Понятно, что когда авто разрушено, его нужно восстанавливать. У себя в музее мы реставрируем машины и мотоциклы постоянно, но очень-очень медленно. А ввиду обилия экспонатов уже встаёт вопрос о том, куда после завершения работ ставить экземпляры.

Но вот интересный пример и дилемма одновременно: у нас в экспозиции имеется нереставрированный огромный джип Dodge WC-52 1943 года. Наши деды и прадеды на таких воевали во время войны, их поставляли в СССР по ленд-лизу. У него разбита «морда», небольшим снарядом, вероятно. Но он в аутентичной краске, настоящий железный ветеран Второй мировой. Я 30 лет собираю к нему недостающие запчасти. Многое нашёл, но всё чаще стали появляться мысли: а надо ли его реставрировать? Ведь в России уже есть несколько сделанных автомобилей этой модели (это, как правило, послевоенные машины, завезённые сравнительно недавно из Европы). А вот такой железный ветеран с реальными «шрамами», полученными во время Курской битвы, и найденный у крестьянина в сарае под Прохоровкой, – раритет, живой свидетель Великой Отечественной войны! Многие люди теперь тоже говорят мне о том, как важно сохранить такой исключительный экспонат. Хотя большинство всё же желает видеть автомобиль в идеальном состоянии. Кто же прав в этой ситуации? Не знаю.

Конечно, старинные авто привлекают больше внимания, если они имеет определённую историю или были участниками каких-то событий, хотя и рядовые старинные машины радуют людей своим видом и фактом существования. У нас в «Ломаковке» есть просто удивительные редкости мирового масштаба. Например, «Царь-автомобиль» – изумрудный ЗИС-110 1949 года, некогда принадлежащий Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Первому, мечта коллекционеров и автомузеев всего земного шара без преувеличения, или Mercedes Benz 540K 1935 года и второй такой кабриолет Mercedes Benz 540SKL (уже двухместный) 1936 года, который вообще был выпущен в одном экземпляре. «Красный Октябрь» (Ленинград-300) – это первый советский мотоцикл 1933 года, но в заводской краске. Один из самых красивых автомобилей в мире – Horch-853 1935 года, снявшийся в 29 художественных фильмах, от «Здравствуйте! Я ваша тётя!» до «Вариант «Омега». Всего в нашей экспозиции свыше шестидесяти экспонатов и ещё в запасниках около 150 штук.

Роман Майнин, организатор в Ижевске дрифт-серии, дрифт-пилот, руководитель сети станций кузовного ремонта:
– Дрифт – моё основное и любимое увлечение. Однако он специфичен с точки зрения внутреннего и внешнего устройства автомобиля: аппарату необходим задний привод, лёгкий вес, хорошая управляемость, правильно настроенная подвеска и ещё множество индивидуальных для каждого водителя нюансов. Для того чтобы автомобиль соответствовал запросам владельца и был успешным в гонках, в него вносят изменения. Поэтому для такого занятия больше всего подходят спортивные ретро-автомобили: об их модификациях для дрифта можно найти много информации в Интернете – это обзоры, отзывы, советы. Отмечу, что о «свежих» представителях автопрома сведения найти сложнее, их мало.

Я начал «собирать» и ремонтировать автомобили около десяти лет назад. Для начала был приобретён на «Авито» Nissan Skyline, кажется, 1989 года. Для его покупки я специально ездил во Владимир. Не знаю, кто был прежним владельцем, но машина мне досталась в крайне плохом состоянии. За два года на её восстановление и улучшение под специфику дрифт-гонок было потрачено около 700 000 рублей. Сначала я ремонтировал машину сам, но позже к работам по улучшению автомобиля присоединился мой друг Алексей Орленко, который взял на себя многие технические аспекты и нюансы. На этом авто я несколько раз участвовал в соревнованиях, после чего продал – первый этап увлечения дрифтом для меня был закончен.

Позже я ещё пару раз экспериментировал с модификациями Nissan Skyline. Но сейчас мой выбор пал на BMW30 Twin Turbo 1983 года, который был приобретён у моего товарища в отчасти собранном состоянии, после покупки тюнингован совместными усилиями. Была переделана передняя подвеска, увеличена мощность мотора путём установки двух турбин, установлены новые колёсные диски и пластиковый капот, улучшено охлаждение двигателя и произведено ещё множество других изменений. Сейчас машина оснащена мощным четырёхлитровым мотором от Toyota, двумя турбинами и 430 лошадиными силами под капотом, задней подвеской от Nissan Skyline. Для зимнего дрифта у меня есть восстановленный автомобиль ВАЗ-2102 с большим количеством доработок.

После долгого подбора деталей и выверенной установки каждого элемента в ретро-авто наступает самый увлекательный момент – первая поездка, тест. В такие моменты ощущаешь результат проделанной работы, видишь итог верных технических решений и понимаешь, что автомобиль улучшен в правильном направлении.

На своём опыте приобретения и ремонта старых авто я понял, что при покупке олдтаймеров для дрифта возраст автомобиля не так важен, как его состояние, которое не всегда можно оценить на первый взгляд. К счастью, многие продавцы ведут бортовые журналы в Интернете, где рассказывают обо всех доработках в автомобиле, чем справедливо внушают доверие к себе.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).