Ситуация с эпидемией, к сожалению, неизбежно негативно скажется на экономике, из-за ограничительных мер мы видим ухудшение ситуации. Опыт других стран показывает, что месяц карантина в масштабах всего государства может стоить экономике 1,5-2 % годового ВВП. Но совокупный эффект будет зависеть от того, насколько длительными будут ограничительные меры. Исходя из природы причин падения экономической активности, отмечу, что базовым сценарием для нас является то, что негативные эффекты скорее всего будут сконцентрированы в конце второго квартала текущего года. Во второй половине года по мере смягчения ограничительных мер в России и в мире экономика будет возвращаться к обычному режиму функционирования.

Важно осознавать, что мы наблюдаем беспрецедентный шок предложения. Многие люди и бизнесы вынуждены временно прекратить работу – не из-за недостаточного спроса, а из-за ограничений, направленных на борьбу с эпидемией. Также нарушены некоторые производственные связи и цепочки. Но на шок предложения накладывается и шок спроса – из-за снижения доходов, роста неопределенности относительно траектории восстановления. Дополнительным негативным фактором может стать ухудшение финансового положения предприятий, поэтому во многих странах принимаются меры по их поддержке. И если бы ситуация ограничилась только шоком предложения, то мы бы имели ситуацию пусть и глубокого спада, но такого, после которого быстро следует компенсирующий подъём экономики. Однако наличие дополнительных факторов со стороны спроса, также возможное ухудшение финансового положения компаний может удлинить стадию выхода из спада. Скорость выхода будет зависеть и от состояния глобальной экономики, в частности, от выравнивания спроса и предложения на нефтяном рынке.

Инфляция ожидаемо ускорилась в последнее время. Но годовая инфляция пока ещё значимо ниже 4 %. Мы будем следить за динамикой роста цен, данные за последние недели марта подтверждают наше мнение о том, что наблюдаемый всплеск будет краткосрочным. И не будет иметь значимых вторичных эффектов на инфляционные ожидания. При этом последствия от ограничительных мер для совокупного спроса, как в части внешнего спроса, так и внутреннего, вероятно, будут носить более длительный характер. Это будет значимым дезинфляционным фактором. При развитии ситуации по данному сценарию и стабильности на финансовых рынках мы видим некоторый потенциал снижения ключевой ставки в течение 2020 года. Будем выбирать правильный момент, когда мы сможем использовать этот потенциал.

Ещё один момент, требующий постоянного внимания, — ситуация на рынках. Неделя перед заседанием по ставке была неделей крайне значительного стресса на мировых финансовых рынках, острого дефицита ликвидности в мировой финансовой системе. С тех пор ситуация существенно стабилизировалась. Это связано во многом с действиями Центральных банков по нормализации ситуации с ликвидностью. В нашем случае мы также видим эффект от продажи валюты в рамках бюджетного правила, как стандартных продаж, привязанных к цене на нефть 42 доллара за баррель, так и дополнительных — за счёт сделки по Сбербанку и привязанных к цене на нефть 25 долларов за баррель. Эти продажи компенсируют выпадающие объёмы экспортной выручки от продажи нефти, нефтепродуктов, природного газа при снижении цен на нефть – ниже 25 долларов за баррель. И тем самым способствует стабилизации рыночной конъюнктуры.

Задача государственной политики, в том числе Центробанка сейчас состоит в том, чтобы постараться сдержать негативные эффекты для людей и бизнеса. Дать возможность экономике как можно быстрее после снятия ограничений вернуться в прежнее русло. Мы сконцентрировались на регуляторных мерах, которые позволяют финансовым организациям, а главное — их клиентам – лучше адаптироваться к ситуации. Это меры по стимулированию реструктуризации кредитов для тех секторов экономики, которые наиболее всего пострадали в текущей ситуации, включая малый бизнес, и кредитов тех граждан, кто испытал существенное снижение доходов. Мы вводим дополнительные регуляторные послабления, а также меры по предоставлению ликвидности, которые облегчат положение финансовых институтов.

В ближайшие дни заработает закон о кредитных каникулах. Это гарантированная возможность получить отсрочку по кредитным платежам. Это не прощение долга, а отсрочка платежа. Аналогичное право закон даёт и субъектам предпринимательства, компаниям пострадавших отраслей экономики. Закон ещё не вступил в силу, но банки достаточно активно уже сейчас идут навстречу бизнесу.

Еще одно решение направлено на сохранение потенциала кредитования малого бизнеса. Банк России смягчает требования к минимальному рейтингу кредитных организаций с АА до А- для их участия в новой программе льготного рефинансирования под 4% с лимитом 500 млрд рублей, в том числе по совместной программе с Правительством по кредитам на зарплату. Банки с такими рейтингами смогут получить кредиты по программе без обеспечения. Это существенно расширит круг банков (с 31 до 64) и сделает программу более доступной для малого и среднего бизнеса.

Материал подготовлен по итогам онлайн пресс-конференции 3 апреля 2020 года
Фото из открытого источника: coinspice.io