Казалось бы, диверсификация, запущенная президентской рукой, открывает для оборонного комплекса дорогу с двусторонним движением, новые возможности и перспективные рынки. Однако жизнь «после гособоронзаказа» не так проста. Для многих предприятий она оборачивается историей о том, когда цель есть, а пути к ней размыты. В чём основные барьеры конверсии и почему «получается» не у всех?

Александр Бречалов, Глава Удмуртии:
– На динамику диверсификации отрицательно действует целый ряд внутренних отраслевых проблем. Это в том числе нехватка финансирования и оборотных средств. Для того чтобы придать процессам другие темпы, республиканские предприятия ОПК должны наращивать объёмы производства гражданской продукции, более динамично решать вопросы выхода на зарубежные рынки, быть активными участниками работы по удовлетворению запросов страны на импортозамещение.

В рамках онлайн-встречи с Президентом России Владимиром Путиным, состоявшейся недавно, обсуждались существующие темпы диверсификации в республике. Глава государства, оценивая показатели выпуска гражданской продукции, отметил, что динамика есть, но пока она является недостаточной. На встрече с руководителями предприятий ОПК региона мы подробно, очень детально обсудили ситуацию.

С разной степенью интенсивности развитием проектов по диверсификации занимаются все предприятия ОПК Удмуртии. Один из успешных примеров – опыт АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг».

Производство гражданской продукции ключевыми предприятиями ОПК, входящими в промышленно-экономическую ассоциацию Удмуртии «Развитие», нужно увеличить ещё на 15–20 млрд рублей.

Это позволит нам гарантированно достичь планки, поставленной государством, – 50% от общего объёма выпуска к 2030 году. С этой целью, например, концерн «Калашников», АО «Воткинский завод», АО «СЭГЗ», АО «ИМЗ», АО «Элеконд» уже освоили и продолжают наращивать выпуск новых видов продукции.

Ряд предприятий ОПК Удмуртии при содействии правительства республики могут закрыть потребности в производстве любой номенклатуры. Очень важно провести инвентаризацию наших договорённостей, соглашений и дорожной карты каждого предприятия. Эту работу надо осуществить максимально оперативно.

Вопросы диверсификации производства предприятий Удмуртии я курирую лично, и мы будем делать всё для того, чтобы достигнуть показателей, обозначенных президентом страны.

Виктор Лашкарев, министр промышленности иторговли УР:
– Основное влияние на развитие промышленности и экономики региона оказывают предприятия оборонно-промышленного комплекса, на их долю приходится более 18,8% отгруженной промышленной продукции в Удмуртии.

Предприятия успешно справляются с задачей по увеличению доли выпуска продукции гражданского назначения. По итогам 2020 года доля объёма отгрузки гражданской продукции превысила установленный Президентом РФ показатель (до 17%) на 9,7 процентных пункта и составила 26,7%.

Для решения задачи, поставленной Президентом РФ по диверсификации производств, Министерством промышленности и торговли УР проводится активная работа по налаживанию кооперации между предприятиями оборонно-промышленного комплекса региона и крупными корпорациями.

За три года министерством организовано около 40 встреч, более 27 визитов государственных корпораций и крупных компаний. Отмечу знаковые в 2020 году визиты – представителей ООО «ЛукойлПермь», ГК «220 Вольт», АО «Щербинский лифтостроительный завод».

В 2020 году министерством работа по данному направлению велась в режиме ВКС. Проведено более десяти совещаний с презентацией промышленного потенциала республики для таких компаний, как ГК «Роскосмос», АО «Русатом Хелскеа», ГК «Росатом», Ассоциация предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности», АО «Дом.РФ», ПАО «КАМАЗ».

По результатам визитов делегаций достигаются договорённости о направлениях совместной деятельности. За три года предприятия ОПК Удмуртии поставили продукцию для крупных корпораций на сумму около 20 млрд рублей.

В 2021 году работа по развитию кооперации с крупными корпорациями и организации визитов в республику продолжится. По поручению главы региона министерством формируются дорожные карты мероприятий по развитию сотрудничества предприятий ОПК Удмуртии с госкорпорациями и федеральными (региональными) органами исполнительной власти. Дорожные карты будут учитывать проблемные аспекты и барьеры развития предприятий ОПК, они включат расширенный комплекс мер по оказанию содействия в диверсификации производств, выходе на новые рынки.

Ещё одно важное направление – реализация национальных проектов. На сегодняшний день из 56 участников нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» шесть – предприятия ОПК УР: АО «Концерн «Калашников», АО «Сарапульский электрогенераторный завод», АО «Сарапульский радиозавод», АО «Элеконд», АО «КБЭ XXI века», АО «Ижевский механический завод».

Участие в проекте позволит предприятиям повысить производительность труда за счёт применения инструментов бережливого производства, сократить циклы производства, повысить квалификацию персонала, что положительным образом скажется на объёмах выпуска продукции, в том числе гражданского назначения.

Вадим Балдин, заместитель председателя Экспертного совета Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по обороннопромышленному комплексу (Москва):
– Повсеместно говорится о необходимости диверсификации предприятий ОПК, однако процесс не так динамичен, как планировалось. Какие есть барьеры, сдерживающие процессы? Надо понимать, что процесс диверсификации промышленного предприятия сложнее, чем запуск производства с нуля. Когда завод строится по типу «гринфилд», инженеры, конструкторы, архитекторы могут позволить себе полёт фантазии, которая ограничивается лишь законами физики и здравым смыслом. В случае с запуском проектов диверсификации в ОПК возникает огромное количество ограничений, диктуемых, например, старой технологической базой, на которой предприятия работают не один десяток лет.

Но, как бы там ни было, без диверсификационных перемен нельзя. Поэтому и предприятиям ОПК, в том числе Удмуртии, приходится идти по этому пути, находить свою новую рыночную нишу, защищать её от посягательств конкурентов.

И тут возникает ещё один вопрос. А нужно ли снова погружаться в конверсионные процессы, учитывая опыт 80-х, когда страна получила почти провальную диверсификационную историю? Есть те, кто считают, что сценарий может повториться.

Лично моё мнение: второго дубля быть не должно, и входить в процессы нужно. Если в прошлый раз руководители предприятий были предоставлены сами себе, они не имели ни опыта, ни знаний о работе в рыночных условиях, да и сложно назвать рынком ситуацию, имевшую место на развалинах великой державы. Сегодня в оборонной отрасли есть устойчивые холдинги с централизованной структурой управления, в которые входит большая часть предприятий ОПК. Есть цели и задачи по диверсификации, планы по выпуску гражданской продукции. Всего этого не было в 80-х годах. Хотя по-прежнему многое зависит от руководителей на местах. Это нужно помнить и учитывать.

Учитывать нужно и специфику самого предприятия. Например, есть концерн, перед которым стоит задача наращивать выпуск военной продукции, идущей на экспорт, и он получает огромную валютную выручку. Целесообразно ли требовать здесь массированного выпуска «гражданки»? Разберёмся. Дело в том, что любой контракт на поставку продукции конечен. Допустим, что сейчас у нас есть экспортный контракт с валютной выручкой, но завтра мы его выполним. И что? Загружать предприятие работой нужно и завтра, и через год, и через два. Выход – в поиске разных рынков сбыта с разной цикличностью – идёт спад на одном рынке, его будет компенсировать рост на другом. В итоге всё замыкается на грамотности стратегии и дальновидности топ-менеджера.

Нельзя упускать из виду и такой момент, как конкурентоспособность продукции, в том числе по стоимости. На самом деле расширение рынков сбыта, в данном случае – выход на гражданские рынки – обеспечит снижение себестоимости и гражданской, и военной продукции. То есть общие расходы, например, заработная плата административного персонала, будут раскладываться на больший объём продукции, что положительно скажется на её себестоимости.

Предприятия задаются вопросом: каковы рентабельные ниши, куда выгодно зайти в плане выпуска высокотехнологичной гражданской продукции? Думаю, дело не в рентабельности отдельных направлений. Тут важно, насколько производственная структура предприятия подходит для той или иной ниши. Пример: радиозавод, выпускающий радиостанции для военных. Самая простая мысль: делать радиостанции для гражданских нужд, например, для водителей-дальнобойщиков. Но это ниша китайских производителей. Они делают эти радиостанции для всех водителей во всех странах. Пробиться на этот рынок, не создав административный барьер для продукции конкурентов, нереально. А устраивать таможенные войны из-за одного предприятия с не самыми понятными рыночными перспективами государство не будет. Нужно думать о чём-то другом. Например, о радиостанции для машин спецслужб. Вот тут пригодится опыт создания изделий, работающих в сложных условиях, военная приёмка и другие навыки, отсутствующие у предприятий-конкурентов.

Юлия Татунева, финансовый директор ОАО «НПП «Темп» им. Ф. Короткова» (Москва):
– Оборонщики вынуждены становиться «бизнесовыми». По крайней мере, в определённой нишевой части развития. Потому что современная среда требует от промышленности, как и от бизнеса, гибкого подхода. Это связано с глобализацией, новыми связями, открытыми границами, как бы двусмысленно во время пандемии это ни звучало.

Мир на самом деле не так велик. И крупные концерны могут зависеть от непредсказуемых факторов, которые возникли на другом конце света. Реальность, в которой мы жили 50 лет назад, не вернётся. Нельзя складывать «яйца в одну корзину».

Мощь советского ОПК во многом была построена в ущерб «гражданке». Мы делали и делаем лучшие самолёты и ракеты, но не могли сделать хорошую стиральную машину. Я не призываю к тому, чтобы предприятие в одном цехе собирало двигатели для истребителей, а в другом – соковыжималки, как это было в 90-е. Крупным концернам, которые имеют хорошие объёмы, например, от экспортной выручки, да и, может быть, от продаж на внутреннем рынке, целесообразно создавать рабочие группы по поиску новых направлений, выделять их в отдельные коллективы. Проводить хакатоны, привлекать перспективную молодёжь к проекту по поиску и созданию новых продуктов – молодое поколение даже при дефиците знаний имеет острое понимание потребностей будущего.

Благодаря новой реальности мы видим опыт всего мира и можем выбирать лучшее. Благодаря формату онлайн можем для создания стартапов конструировать коллективы с сотрудниками из любой точки страны. От предприятий здесь требуется инициатива и финансы, от государства – помощь в части понимания потребностей рынка гражданской продукции, а также в процессах сертификации (сделать новый продукт КБ военного предприятия может, а вот разобраться в нюансах сертификации – не всегда). И за государством остаётся ещё одна задача – повышение качества образования.

Другой момент. Продукцию ОПК всегда отличали высокое качество и высокий уровень технических решений. Цена такой продукции, конечно, не могла быть низкой. Здесь есть проблема. Предприятиям сложно конкурировать, допустим, с китайскими производителями. На мой взгляд, надо выбирать отрасли, где качество важнее стоимости. Это в том числе гражданская авиация, медтехника. Кроме того, сейчас мы имеем окно возможностей – с одной стороны, государство проводит политику импортозамещения, с другой – нестабильный курс доллара создаёт риски покупателей при закупке импортных комплектующих. 

Но, безусловно, диверсификационные барьеры есть. Мы видим следующие препятствия: сложности с финансированием новых проектов (использование денежных средств, полученных от основной деятельности, регламентируется законом о гособоронзаказе); дефицит «продвинутых» коммерческих служб по маркетингу, рекламе; и, как уже сказано выше, предприятия ОПК зачастую проигрывают в заработной плате.

На мой взгляд, реально достичь показателей, намеченных главой государства по повышению к 2025 году доли гражданской продукции до 30%, к 2030-му – до 50%. И сделать это можно не за счёт падения объёмов производства военной продукции, а за счёт разработки новой.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).