Первое заседание Общественного совета по развитию предпринимательства вызвало резонанс в деловых кругах. Некоторых участников удивила как тема встречи – взаимодействие бизнеса с контрольно-надзорными органами, так и формат одностороннего изложения информации собравшейся аудитории. Эксперты рассказали «Деловой Репутации», чего ждут от работы нового совета и при каких условиях он будет полезен для развития экономики.

Александр ПРАСОЛОВ, уполномоченный по правам предпринимателей в УР, сопредседатель Центра медиации на основе Общественного совета:

– Общественный совет по развитию предпринимательства – площадка для общения бизнеса с руководством республики, механизм быстрого доступа к представителям власти. Дальнейшая деятельность этой структуры зависит от активности предпринимателей, выдвигаемых ими инициатив. В состав совета входят в основном представители бизнеса, и теперь всё в их руках: можно предложить свой формат и темы для обсуждения.

Некоторые предприниматели уже выразили своё отношение в публичном пространстве. Есть и скепсис, и надежды. Моя позиция такова: критикуя, предлагай. Главная задача бизнеса – озвучить проблемы, к решению которых необходимо подключить власть, принять участие в разработке новых мер поддержки и изменении законов. Один предприниматель не поверит, что его задачи можно решить, и ему сложно что-то доказать. А другой просто будет пользоваться этим механизмом.

Важной частью прошедшего заседания считаю создание Центра медиации, с инициативами об открытии которого неоднократно выступал бизнес. Это объединение будет заниматься досудебным урегулированием спорных ситуаций между предпринимателями, властями и контрольно-надзорными органами. У нас уже получен положительный опыт в этом направлении. Посмотрим, как бизнес будет выходить на данную площадку.

Олег ВЫЛЕГЖАНИН, владелец ООО «Центр Высоких Технологий»:

– Сегодня, наверное, нет лучшего института по взаимодействию власти и бизнеса, чем общественный совет. Другой вопрос – как будет организована его работа. Реакция на мероприятие, которую мы наблюдали в соцсетях, вызвана лишь первым впечатлением. Оно, как известно, часто бывает обманчивым, но и игнорировать его не стоит. На мой взгляд, основная проблема была в том, что не совпали ожидания бизнеса и организаторов заседания. Предприниматели готовились к диалогу – что их выслушают, возьмут на заметку какие-то мысли, идеи, проблемы или замечания, которые впоследствии вынесут на обсуждение. Но этого не произошло. Подозреваю, что не по злому умыслу – просто взаимодействие бизнеса с надзорными органами сочли наиболее актуальной темой.

Я не вижу в этом большой проблемы. Сработал эффект первого блина, который выходит комом. Но зачастую именно это позволяет надеяться, что дальнейшие попытки будут успешнее. Надежды на диалог остались. Многие предприниматели ждут дальнейшего развития событий. Если следующий совет пройдёт в том же ключе – власть просто уведомит общественность о своих решениях – будет следующая волна реакции. Какая именно – предсказать сложно.

Мне близок подход команды Александра Бречалова к формированию совета. Было  объявлено, что это не закрытый клуб, и у любого предпринимателя есть возможность предложить свою кандидатуру и принять участие в работе объединения. Стартовый состав совета вполне презентативен и представителен. В него вошли люди, многих из которых я знаю как неравнодушных к жизни города и республики. Всё это позволяет надеяться на эффективную работу.

Вопросов для будущей повестки накопилась масса. В регионе остаются актуальными проблемы улучшения предпринимательского климата, лоббирования интересов местного бизнеса. Непростая тема – меры господдержки, где важен баланс. Если их слишком много, мы получаем слабых предпринимателей, не умеющих работать в рыночных условиях. А при отсутствии поддержки люди боятся идти в бизнес. Другой дискуссионный вопрос – участие бизнеса в общественных инициативах. Пока отношение к ним в деловых кругах скептическое по понятным причинам. История участия бизнеса в социальных проектах, инициированных властью, не всегда была безболезненной.

Кроме того, и для нашей отрасли, и по рынку в целом очень остра проблема формирования и управления человеческим капиталом. Предыдущие руководители республики уделяли её решению недостаточно внимания. Сейчас мы видим негативные последствия этого подхода в экономике Удмуртии. Особенно когда понимаем, что кадровый резерв — как в бизнесе, так и во власти – невелик, а местами вообще отсутствует.  Умные люди покидают республику, и мы теряем экономические перспективы. Надеюсь, этот вопрос тоже будет включён в повестку заседаний совета.

Максим КОНОВАЛОВ, совладелец ресторанного холдинга Welcome Group:

– Сам принцип создания Общественного совета правильный и логичный. Насколько я знаю, такие структуры есть в большинстве регионов. Я бы не стал делать далеко идущие выводы на основании одного заседания. Но само это мероприятие оцениваю как провал, поскольку не увидел в повестке вопросов, напрямую связанных с развитием предпринимательства. Тема была выбрана отнюдь не самая актуальная. На мой взгляд, в Удмуртии у бизнеса нет серьёзных проблем с контрольно-надзорными органами. В отличие от, например, южных регионов России.

Формат прошедшего мероприятия нежизнеспособен. Поэтому и выбор организаторов в его пользу кажется странным. Команда новая, прогрессивная, многие имеют опыт работы в бизнесе – и наступают на те же грабли. На совете по развитию предпринимательства  надо давать слово бизнесу. Думаю, каждому присутствующему в зале было бы что сказать. Активность предпринимателей не появится сама по себе, её надо восстанавливать, долго и трудно. Уровень недоверия в отношениях между бизнесом и властью пока слишком высок.

Надеюсь, организаторы мероприятия сделают выводы и оперативно изменят формат заседаний. Создать на них рабочую атмосферу вполне возможно. Хотелось бы, чтобы бизнес участвовал в формировании повестки. В перспективе совет вполне может стать объединяющей силой, участвующей в разработке стратегии и тактики экономического развития Удмуртии. Пока я не очень понимаю, как республика себя позиционирует и на какие отрасли делает ставку – промышленность, IT, туризм? Между регионами сейчас мощная конкуренция, поэтому невозможно развивать всё одновременно – нужно расставить приоритеты.

Михаил БАЛЯСНИКОВ, президент МОО «Защита и развитие интересов МСБ»:

– Я узнал о создании Общественного совета месяц назад. Но мы, к сожалению, не подали заявку о вхождении в его состав из-за высокой занятости, а отдельно нашу организацию не пригласили. Возможно, в будущем вступим в ряды участников совета. Пока я не принял окончательное решение. Хотелось бы, чтобы данная структура стала рабочим органом, не превратилась в подобие общественных советов, уже открытых при многих ведомствах, министерствах и муниципалитетах, чтобы её деятельность не была номинальной. Наша организация входит в ряд таких объединений, однако интенсивная работа там не ведётся. А ведь реальные цели совета – экспертиза законодательных актов, внесение новых предложений на рассмотрение власти. С другой стороны, бизнес в таких структурах работает на безвозмездной основе, и у малых компаний может просто не быть времени на обширную общественную деятельность.

Причины создания обновлённого совета понятны – новому активному руководителю региона нужна обратная связь. Он понимает, что иначе не узнать о проблемах, с которыми сталкивается бизнес, и не найти пути их решения. Сейчас участники совета должны наладить диалог и конструктивное обсуждение задач по развитию экономики.

Как будет работать эта структура – покажет время. Но сама идея здравая.

Виктор ЛЮБИМОВ, председатель совета Союза «Удмуртская торгово-промышленная палата», председатель комиссии по вопросам экономического развития в Общественной палате УР:

– На первом заседании совета прозвучали важные для бизнеса новости. Особенно меня обрадовало сообщение врио главы региона Александра Бречалова о грядущей оптимизации экономического блока. На мой взгляд, с его существующей структурой республике сложно выполнять различные пилотные проекты и привлекать инвестиции. Для этого нужен новый подход и команда, слаженная работа бизнеса и власти. То, что мы услышали, вселяет большие надежды на улучшение ситуации.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).