После того как власти назвали КоАП репрессивным для бизнеса, документ подвергли доработке. Новые изменения станут актуальными к финалу 2020 года и началу следующего. Есть время подготовиться. К чему – в комментариях экспертов нашего журнала.

Оксана Васильева, к. ю. н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ:
– Обозначим несколько заметных изменений для предпринимателей. Приостановить ведение предпринимательской деятельности смогут лишь на месяц. Наказание теперь будет называться «административный запрет», но суть его останется прежней: нельзя будет временно использовать здание, оборудование или вести предпринимательскую (оперативно-хозяйственную) деятельность. Планируется, что такое наказание назначат на срок до 30 суток. Сейчас деятельность могут приостановить до 90 суток. Чаще всего данное наказание применяют к тем, кто не соблюдает санитарно-эпидемиологические правила или не устраняет нарушения требований пожарной безопасности.

За несколько однородных нарушений будут наказывать только один раз. Если выявят хотя бы два однородных правонарушения, то наказывать будут за одно. Правило будет работать, если одновременно соблюдаются следующие условия: ответственность за нарушения предусмотрена одной статьёй (частью статьи) КоАП РФ или регионального закона об АП; лицо не привлекали к ответственности за данные нарушения.

Сейчас такого правила в КоАП РФ нет. Полагаем, оно исключит случаи, когда по итогам одной проверки выявляют несколько однородных нарушений и штрафуют за каждое из них.

Предпринимателей будут наказывать с применением риск-ориентированного подхода.

Новшество коснётся бизнеса, на который распространяется государственный контроль (надзор) или муниципальный контроль.

Если нарушение влечёт низкий, умеренный, средний или значительный риск причинения вреда охраняемым законом ценностям, наказывать субъекты предпринимательской деятельности будут только по результатам контрольно-надзорного мероприятия.

Если риск высокий или чрезвычайно высокий, полагаем, что для привлечения нарушителя к ответственности проводить такое мероприятие будет необязательно. Вероятно, речь идёт о нарушениях, на которые необходима быстрая реакция государства (например, о тех, которые привели к жертвам).

Действующий КоАП РФ подобного положения не содержит. Необходимость предусмотреть его связана с готовящейся реформой контроля и надзора. Госдума планирует в 2020 году рассмотреть законопроект, в котором есть понятие «контрольно-надзорное мероприятие», перечислены виды таких мероприятий (например, выездное обследование, мониторинговая закупка, выездная проверка), зафиксированы подробные правила их проведения.

Ещё один момент – шанс избежать наказания за давностью совершения правонарушения. Прежде всего, поправки коснутся организаций, занимающихся лицензируемыми видами деятельности (в частности, медорганизаций, аптек, фармпроизводителей). По действующим правилам, их нельзя штрафовать, если с момента правонарушения прошло три месяца. Контролёрам непросто уложиться в этот срок. Если поправки примут, риск назначения штрафа по итогам проверки увеличится.

Что касается штрафов, ожидается их снижение для ИП и должностных лиц юридического лица. Планируют изменить размер штрафов, которые при исключительных обстоятельствах назначают в сумме ниже минимального предела. По проекту это могут быть штрафы, которые для должностных лиц составляют от 10 тыс. руб., для ИП – от 20 тыс. руб.

Сейчас минимальный размер штрафа для должностного лица, который может быть снижен, составляет 50 тыс. руб. Это относится и к ИП, поскольку они, по общему правилу, отвечают так же, как должностные лица.

Для юридических лиц минимальный размер штрафа, который можно снизить, не изменится и составит 100 тыс. руб.

Олег Шериев, адвокат (Москва):
– КоАП с каждым кварталом разрастается, считаю, что это направлено на извлечение прибыли и увеличение бюджета. Можно сказать, что последние изменения крайне кровожадны. Кодекс об административных правонарушениях в февральской редакции ужесточает наказание для малого и среднего бизнеса, вводит отдельное наказание для индивидуальных предпринимателей. Помимо того, что увеличиваются штрафы, открываются широкие возможности проверяющим органам блокировать деятельность МСП.

За непредоставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчётности предусмотрено самое значительное увеличение штрафа до размеров: на должностных лиц (бухгалтеров) – от 50 до 70 тыс. руб.; на организации – от 100 до 200 тыс. руб.

В совокупности с возможностями «банковского террора» изменения последнего времени приводят к «удушению» малого и среднего бизнеса, вынуждают к массовой ликвидации последних. Изменения КоАП дадут краткосрочную выгоду на первые два года, в дальнейшем налогооблагаемый сектор будет если не истреблён, то «замучен». Моё личное мнение: всё это можно сравнить с забоем на мясо животных с золотой шерстью.

Правда, есть надежда на то, что новый КоАП, который вступит в силу со следующего года, будет хотя бы каким-то образом смягчён. Хотя и там есть много моментов, негативных для бизнеса.

Юрий Борщ, партнёр ЮК «Кучерена групп» (Москва), руководитель практики по разрешению споров:
– Проект нового КоАП достаточно существенно скорректировал нормы Общей и Особенной частей документа. Более того, в пояснительной записке к проекту Правительством РФ также предложено выделить из ныне действующего кодекса положения, касающиеся процедуры рассмотрения споров об административных правонарушениях, и объединить их в усовершенствованном Процессуальном кодексе административных правонарушениях.

Проект кодекса закладывает вектор, направленный на защиту и усиление публичной власти. Расширено действие кодекса в пространстве: лица, совершившие правонарушение за пределами РФ и против её интересов, будут подлежать ответственности по кодексу. Это положение будет касаться не только граждан РФ, но и иностранцев и лиц без гражданства.

Увеличены полномочия органов госвласти и местного самоуправления, должностных лиц и иных категорий лиц по возбуждению, рассмотрению и пересмотру дел об административных правонарушениях. При этом отдельно выделены полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности.

Введена категория «грубых» административных правонарушений, в частности, к таковым будут относиться: административные правонарушения, посягающие на конкуренцию, в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, коррупционной направленности, иные существенные нарушения законодательства, за которые предусматривается административное наказание в виде конфискации или лишения специального права, предоставленного физлицу (варианты: дисквалификация, административный арест, выдворение за пределы России иностранного гражданина или

лица без гражданства, административный запрет деятельности, назначение одного основного наказания и двух дополнительных наказаний).

Проект предусматривает введение нового субъекта – лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также отдельное выделение в качестве субъекта индивидуального предпринимателя. Нововведение напрямую связано с действующим в настоящий момент экспериментом о введении налога на профессиональный доход (закон о самозанятом населении). Такое положение кодекса направлено на повышение контроля над деятельностью не только бизнеса, но и обычных физлиц, занимающихся самостоятельно предпринимательской деятельностью.

Несколько слов скажем об увеличении срока давности привлечения к ответственности. Значительным изменением является увеличение общего срока исковой давности до одного года.

В изложенной редакции кодекса риск привлечения к ответственности, безусловно, увеличивается. Изменение срока давности предоставляет уполномоченным органам больше возможностей (прежде всего с учётом времени) для выявления административных правонарушений.

Действующее сейчас наказание в виде приостановления деятельности переименовано в «административный запрет деятельности». Помимо косметической корректировки термина, следует отметить, что данный вид наказания подлежит установлению только судом и предусматривается за совершение грубых административных правонарушений. И, что существенно, заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, юридических лиц, их филиалов, представительств, подразделений, производственных участков, а также эксплуатации объектов, зданий, сооружений полностью или частично, осуществления отдельных видов работ.

Особенность проекта нового КоАП – значительное увеличение штрафных санкций.

Такие изменения затронули не только физических лиц, но и субъектов предпринимательской деятельности. Обратим внимание на следующие.

Первое – учёт и отчётность. За такие правонарушения, как нарушение сроков подачи заявления о постановке на учёт в инспекции, подачи в инспекцию декларации или расчёта по взносам, непредставление сведений для налогового контроля, размер штрафа для должностных лиц увеличивается в несколько раз (от двух до четырёх). При этом, например, за непредставление сведений для налогового контроля предельный размер штрафа увеличивается с 500 руб. до 8 тыс. руб.

Особенностью стало появление новых штрафов – за непредставление отчётности и с нарушением сроков её представления, представление в неполном составе, а также если есть иные нарушения в порядке её представления (с учётом обязательности или необязательности в проведении аудита такой отчётности).

Минимальный штраф может составить 50 тыс. руб. на должностное лицо и 100 тыс. руб. на юридическое, в то время как максимальный может составить 200 тыс. руб. на должностное лицо и 1 500 000 на юридическое.

Второе – контрольно-кассовая техника. Достаточно существенным образом изменилась административная ответственность и в области контрольно-кассовой техники.

За повторное неприменение кассы для ИП и организаций предлагается установить штраф в размере: для индивидуальных предпринимателей – от 400 до 500 тыс. руб., для юрлиц – от 3 до 5 млн руб. или дисквалификацию должностных лиц до двух лет.

При этом лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством (или заявившее о применении контрольно-кассовой техники, которая не соответствует требованиям, или о применении её с нарушением норм, например, в части регистрации), добровольно исполнившее соответствующие обязанности до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, освобождается от административной ответственности за такое правонарушение. Как и лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчётности коррекции). Правда, если соблюдены в совокупности такие условия: на момент обращения лица с заявлением либо направления в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчётности коррекции) налоговый орган не располагал сведениями и документами о совершённом административном правонарушении; представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчётности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Третья сфера, которой коснулись изменения по штрафам, – трудовые отношения. Причём она начинает стремительно оцифровываться. Вступают в действие электронные трудовые книжки. Более того, предполагается, что каждый работодатель обязан формировать в электронном виде сведения о трудовой деятельности. Увеличение количества и стоимостного выражения штрафных санкций грозит работодателям за нарушение порядка выплаты заработной платы, несоблюдение режима труда и отдыха, охраны труда, нарушение гарантий социально незащищённых слоёв.

Неисполнение обязанности по формированию в электронном виде сведений о трудовой деятельности и нарушение сроков их представления в информационную систему органа, осуществляющего индивидуальный учёт в системе обязательного пенсионного страхования, либо неоднократное представление неполных или недостоверных сведений грозит предупреждением или административным штрафом: на должностных лиц и ИП – в размере от 300 до 500 руб., на юрлиц – от 1 до 5 тыс. руб.

Лицо освобождается от административной ответственности, если в течение десяти рабочих дней со дня обнаружения неполных, недостоверных сведений представило исправления в информационную систему.

Повторное нарушение трудового законодательства либо нарушение нормативных требований охраны труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию в виде административного штрафа за аналогичное административное правонарушение, повлечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц – от одного до двукратного размера административного штрафа, ранее назначенного за аналогичное правонарушение, или дисквалификацию на срок до одного года; на ИП и юридических лиц – от одного до двукратного размера административного штрафа, ранее назначенного за аналогичное административное правонарушение.

Если работодатель нарушит требования законодательства, связанные с продолжительностью рабочего времени, не исполнит обязанности по учёту времени, отработанного каждым работником, откажет в установлении неполного рабочего времени по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна), имеющего ребёнка в возрасте до 14 лет (ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также откажет в этому лицу, ухаживающему за больным членом семьи в соответствии с медзаключением, допустит к работе в ночное время работника в нарушение требований трудового законодательства, не предоставит работнику установленного времени отдыха, ему грозит предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц и ИП – от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц – от 30 до 70 тыс. руб.

Нарушение нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, по общему правилу повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 2 до 5 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 80 тыс. руб.

Существенным является то, что это далеко не исчерпывающий перечень нарушений в области трудовых прав граждан, их социального обеспечения, в том числе в части прав инвалидов. Работодателям важно обратить внимание на эти моменты.

Таким образом, государственный контроль значительно повышается на всех уровнях ведения предпринимательской деятельности. В область интересов включены не только

серьёзные административные правонарушения и субъекты крупного бизнеса, но и деятельность, операции (сделки) рядовых граждан.

В таких условиях предпринимателям необходимо быть готовыми к усилению государственного и муниципального контроля за их деятельностью. Такие факторы, как правильное структурирование бизнеса, совершение сделок и регулирование отношений с контрагентами и сотрудниками в точном соответствии с законом, соблюдение иных законодательных требований позволяют снизить риск привлечения к административной ответственности, сделать бизнес более безопасным и «здоровым».

Рекомендуем обращаться за содействием к профессиональным юристам, в их силах с вашей помощью обеспечить нормальное функционирование бизнеса, нивелирование существенной части рисков.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).