Генеральный директор авиакомпании «Ижавиа» Александр Синельников рассказал, как «Ижавиа» пережила небывалый кризис в авиации, как зарабатывала в отсутствие регулярных рейсов и о том, что в эпидемии нашлись и плюсы для компании.

– Насколько снизился пассажиропоток на регулярных рейсах? По марту — апрелю данные уже, наверное, есть?

– В 16 раз. На 1600%.

– А в абсолютных цифрах?

– Фактически до нуля. До начала лета регулярная лётная программа в компании «Ижавиа» была приостановлена ввиду отсутствия объективной необходимости её выполнять. Всё это время мы сохраняли производственную мобильность, если вдруг нужно будет кого-то увезти или наших сограждан привезти, у нас всегда был готов самолёт. Он находится в состоянии лётной годности, есть дежурные экипажи. Но регулярная программа была остановлена.

– Это в голове не укладывается, то есть вы никого не возили? Совсем никто не летал?

– Да, так. Конечно, есть те 10–20 человек, которые даже в тех условиях летали бы. Мы понимаем, что отмены рейсов им не помогают в этой ситуации, но для нас это вопрос буквально жизни и смерти. Потому что они, к сожалению, экономику рейса сделать не могут. Авиационная отрасль одна из самых пострадавших. У нас большой штат и серьёзные затраты на содержание имущества, которые мы не можем просто так взять и сократить. Аэропорт должен работать, при необходимости принимать самолёты, лётная готовность должна сохраняться и т. д.

– Плюс в одночасье множество людей отменили свои поездки и обратились за возвратом…

– Да, эта ситуация тоже была беспрецедентной и потребовала от нас таких же ответных мер. Например, мы дали возможность всем пассажирам обменять свои билеты на любой рейс до конца года. Независимо от того, возвратный был тариф или нет. Объективно нашей вины в приостановке полётов не было, но не было и вины пассажиров. Поэтому мы взяли на себя часть их рисков. И мне кажется, это взаимовыгодное решение. Например, вы купили невозвратный билет за 999 рублей. Не полетели. Если мы вернём вам эти деньги, вы сможете купить на них новый билет? Однозначно нет. Потому что в настоящее время стоимость перелётов растёт. Закон «обратной экономики»: пассажиропоток падает, а зарабатывать деньги всё равно надо. Поэтому не лучше ли воспользоваться возможностью обмена и полететь в тот же Питер или Москву, например, осенью?

– Каков ваш прогноз на летний сезон? Ожидаете снижения спроса на летние направления или, наоборот, повышения в связи с тем, что многие откажутся от загранпоездок?

– Мы ожидаем повышенный спрос на южные направления. Во-первых, авиаперелёты традиционно быстрее, безопаснее и, в конечном счёте, экономичнее. Во-вторых, понятно, что из-за пандемии и её последствий сообщение с другими странами будет существенно ограничено. Понятно, что экономики всех стран взаимосвязаны в плане туризма. Но правительства благоразумно считают, что жизнь людей дороже. Для кого создавать экономику, если население будет болеть и умирать? И третье: мы по статистике продаж видим, что масса людей планировала весной среднесрочные поездки – очевидно, для отдыха. Вероятно, они всё-таки захотят их осуществить, тем более мы предоставляем такую возможность. И скорее всего, сезон этого лета будет сезоном коротких отпусков. Люди будут стараться переносить свои выходные дни, забирать пятницы и понедельники и уезжать на море по коротким программам. Никаким другим транспортом, кроме самолёта, такое осуществить невозможно. Вот из этих трёх факторов складывается большой отложенный спрос на летнюю программу.

– Как «Ижавиа» борется с кризисом в авиаперевозках – как сократили затраты, как зарабатываете?

– Нам во многом легче, чем другим авиакомпаниям. Тот факт, что мы «маленькие», сыграл в данных обстоятельствах в плюс. Нам проще перестроиться, изменить бизнес-модель на время, чтобы потом так же быстро вернуться к прежней. Поэтому весь комплекс мер, принятых как властью, так и менеджментом компании, дал почти мгновенный эффект.

Как и другие системообразующие предприятия, мы получили поддержку – и по региональным, и по федеральным программам. Но при этом максимально оптимизировали внутренние расходы. Так как нагрузка на трудовой коллектив снизилась, мы без ущерба для основной деятельности смогли отпустить на больничный всех сотрудников, которые относятся к категориям повышенного риска. Таким образом сняли часть нагрузки с фонда оплаты труда – больничные оплачиваются из ФСС. Все сотрудники, которые могут работать не в офисе, были отправлены на «удалёнку». Мы продолжали платить зарплату, но при этом сохранили часть ресурсов: тратили меньше воды, электричества, бензина и т. д. Экономия за счёт этого значительно больше, чем можно было предположить. Например, для перевозки сотрудников из города и обратно мы заказывали у подрядчиков большой автобус, а стали обходиться собственным. Мы нашли баланс, который позволил содержать персонал, не уходя глубоко в убытки.

Естественно, на тот период мы оптимизировали расходы на лизинг воздушных судов и отказались от фрахта «боингов», на которых просто некого возить. Вместе с тем мы нашли партнёров, которые не просто предоставили нам воздушные суда («яки»), но и загрузили их работой. Мы же, в свою очередь, обеспечили их экипажами и обслуживанием. Кроме того, мы обнаружили, что в стране резко вырос спрос на грузовые авиаперевозки. Поэтому прямо сейчас свой Як-42 переоборудуем под «грузовик» – будет возить грузы по всей стране, зарабатывать деньги. Плюс чартерные программы, плюс деньги, которые аэропорт зарабатывает на обслуживании рейсов, – пусть мало, но самолёты продолжали летать. Таким образом, с учётом господдержки мы избежали серьёзных убытков. Даже, как видите, решили использовать накопленные средства и время минимальной нагрузки для реконструкции входной группы – сделали её к старту летней программы удобной и просторной.