12 декабря первый ижевский «москвич» отметил 55-летие. Именно в 1966 году началась история республиканского автомобилестроения, когда с конвейера корпуса «Прогресс» сошёл первый автомобиль с шильдиком «Иж».

Когда возможность строительства автозавода в Удмуртии ещё только обсуждалась, этот законсервированный корпус, стоявший на пустыре в нескольких километрах от Ижевска, уже имел стены и крышу.

В начале 1960-х на создание автозавода претендовали многие города Советского Союза – Киев, Минск, Свердловск, Пермь. Почти готовый производственный корпус, в котором за короткие сроки можно было организовать автосборочное производство, стал веским доводом в пользу Ижевска.

Плюс решающую роль сыграл многолетний опыт мотоциклостроения, обеспечивший новому автозаводу грамотных специалистов, квалифицированных рабочих, сложившийся и хорошо зарекомендовавший себя коллектив конструкторов.

Строители завершили реконструкцию корпуса всего за полтора года, приспособив его к установке оборудования: провели фундаментные работы, обеспечили специальными коммуникациями.

В сентябре 1966 года корпус «Прогресс» общей производственной площадью 18 тыс. кв. м ввели в эксплуатацию, и в сварочно кузовном, окрасочном и сборочном цехах начался монтаж оборудования: было установлено 12 конвейеров общей длиной почти 1,5 километра. Самый длинный – 360 м – конвейер транспортирования штамповок, 300 м – кольцевой конвейер для развозки деталей. Наиболее сложное оборудование установили в сварке: 69 подвесных и 40 напольных сварочных машин, 88 сварочных кондукторов, конвейеры доварки кузова.

Экспериментальное производство было поделено на шесть пролётов. В первых двух находился ех сборки «белого кузова», четвёртый и пятый пролёты были отданы цеху сборки и сварки «чёрного кузова», шестой – цеху окраски, а в третьем пролёте разместился особый цех, в котором работали ремонтники, инструментальщики и электрики, обслуживающие всё новое производство.

Корпус «Прогресс» стал, по сути, автозаводом в миниатюре, школой ижевских автомобилестроителей, где отрабатывались все производственные операции, совершенствовалась технология производства. До начала серийного выпуска автомобилей было проведено несколько пробных сборок.

В отстранённо-протокольной манере этот процесс задокументировала «Удмуртская правда» в декабрьском номере 1966-го: «Основная задача – пройти весь технологический цикл рождения автомобиля. От сварки и сборки «чёрного кузова» через рихтовку и покраску до окончательной сборки «белого кузова». Эта задача начинает осуществляться.

На днях в сварочном цехе был сварен и собран первый кузов. Понимая важность задачи, все работники цеха трудились с большим напряжением. Не всё прошло гладко. Первый участок подал кузов на поворотный кондуктор с недостатками. В процессе сборки эти погрешности были устранены. И вот кузов – в сборочном цехе. Он проверяется на собираемость на напольном конвейере, затем на главном. Наконец сборка закончена. Автомобиль проходит обкатку».

Первый серийный автомобиль «Москвич-408» с эмблемой «Иж» сошёл с конвейера экспериментального корпуса в ночь на 12 декабря 1966 года. На лобовом стекле красовалась надпись: «Ижевский первенец идёт!». История ижевского автопрома стартовала.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).