В первой половине лета произошёл резкий скачок оптовых цен на бензин. Сейчас та же ситуация наблюдается в сегменте розницы. Потребителя это, безусловно, не устраивает. В чем причина роста ценника, на сколько ещё в ближайшее время вырастут цены на АЗС?
Александр Апостолов, заместитель генерального директора департамента нефтепродуктов E1 CARD:
— Рост цен на бензин поддерживают такие факторы, как сезонность, экспорт и плановые ремонты НПЗ. Основная причина заключается в сезонности и в снижении предложения. Рост спроса на бензин в сезон отпусков происходит ежегодно и влияет на повышение предложения и рост цен на этом рынке. В связи с этим ежедневно повышается себестоимость бензина, из-за чего растут розничные цены на топливо.
Санкции ЕС несущественно влияют на рост цен на нефтепродукты. В России есть свои производственные мощности: НПЗ, добыча, переработка, а также большая конкуренция на внутреннем рынке.
Если сравнивать весну и лето текущего года, цены выросли примерно на 5-6% в месяц по маркам бензина АИ-92 и АИ-95. С апреля по июль общий рост составил 17-18%. Динамика биржи показывает, что рост продолжится вплоть до сентября, когда сезон отпусков будет подходить к концу и закончатся плановые ремонты НПЗ. Также с сентября вступит в силу корректировка по топливному демпферу для нефтяных компаний.
Как показывает практика, даже когда стоимость нефти на мировых рынках снижается, отпускная цена бензина в России почти никогда не падает – спрос на него остается стабильно высоким.
Корректировку по топливному демпферу, скорее всего, введут, это сделают, чтобы удержать нефтяные компании от поднятия оптовых цен и сбалансировать экспортные продажи к продажам на внутреннем рынке. При действии демпфера рынок станет более стабильным как в сегменте оптовых продаж, так и в рознице. Помимо корректировки демпфера, обсуждаются и другие опции.
Тимофей Мазурчук, эксперт экономического факультета РУДН:
— Последние несколько лет цены на бензин и другое автомобильное топливо в России неуклонно движутся вверх, особенно реагируя на пики кризисов («ковид», антироссийские санкции, снижение добычи ОПЕК+ и др.). Сейчас сложилась такая ситуация: внутрироссийский топливный рынок отреагировал повышением цен на рост углеводородного спроса и ценовую динамику в рамках мирового рынка. Но и при расширении предложения топлива, снижении цен на мировом рынке российские компании компенсируют экспортные потери за счет повышения цен на АЗС внутри страны. Здесь «крайним» оказывается потребитель – для него цены растут в любом случае.
Отмечу, что цены в ближайший месяц и в последующие будут расти, что соответствует прогнозу Международной Энергетической Ассоциации. Мировой спрос на бензин достигнет пика в этом году, он будет наращивать динамику, и это нельзя будет компенсировать ростом предложения топливных нефтепродуктов. Пик спроса на нефть для автомобильного транспорта придется на 2025 год, а в целом на нефть – к началу 2030-х годов из-за экономического рывка азиатских стран (Китая, Индии, Бангладеш и Вьетнама).
Цены на АИ-95 в июле на 13,45% выше, чем три года назад, средний ежемесячный рост в 2023 году составляет 0,95%, соответственно, к аналогичной дате в августе стоит ждать повышения цен в среднем на 1%. Подобная динамика вполне приемлема, хотя, если учитывать снижение доходов населения, некоторым образом усиливает социально-экономическую напряженность.
Анастасия Бунина, эксперт топливного рынка:
— Правительство может увеличить объемы обязательной продажи бензина на товарной бирже – такая инициатива позволит насытить внутренний рынок России и, конечно, это снизит цену закупки, но вряд ли снизит цену для розничного клиента, таких тенденций не наблюдается. Скорее всего, осенью будет рост цен на бензин не менее чем на один рубль.
В этом году, по прогнозам аналитиков, инфляция в стране ожидается на уровне 5,5%, тогда как топливо может подорожать минимум на 10%.