По данным агентства «Автостат», только за первые пять месяцев 2023 года в России продано более 3,3 тыс. новых электрокаров и около 4 тыс. подержанных. Тенденция роста популярности прослеживается и в сфере электрических средств индивидуальной мобильности. При такой динамике электротранспорт становится современным средством передвижения для людей и важным элементом в стратегии развития регионов и компаний. Об основных тенденциях, проблемах и перспективах развития отрасли эксперты рассказали «Деловой Репутации».
Александр Цибизов, исполнительный директор ООО «ИТС-Техно» (официальный дилер EVOLUTE):
– Электромобили стали очень популярными в последние годы из-за их многочисленных преимуществ. Существует и целевая программа развития – государственные субсидии при покупке электромобилей, специальные программы лизинга, льготы на транспортный налог и бесплатный проезд по платным автодорогам.
Есть несколько типов людей, которым электромобили могут подойти лучше всего. Семьи с детьми могут предпочесть электромобили, потому что они тише и более экологичны. Городские жители также могут выбрать электромобили из-за их удобства и отсутствия необходимости искать место для парковки. Кроме того, люди, которые хотят сократить свой углеродный след, могут рассмотреть возможность перехода на этот вид транспорта. Популярны электромобили и у жителей частного сектора и сельской местности из-за возможности значительно экономить на «заправке» автомобиля, заряжая его от домашней сети.
Отрасль будет стабильно и динамично развиваться. В ближайшем будущем на рынок будут выводиться новые модели в различных сегментах: от бюджетных седанов до премиальных кроссоверов и минивэнов. Активно будет происходить развитие гибридных технологий и моделей, совмещающих в себе плюсы классических авто с ДВС и электромобилей.
Для более интенсивного роста индустрии нужно стимулировать производство электромобилей на территории страны. Это может быть достигнуто путём предоставления налоговых льгот и субсидий для производителей, а также поддержки исследований и разработок в области электромобилей.
Григорий Ушаков, председатель совета директоров Группы компаний «Академ Парк», активный пользователь электромобилей:
– Использование электромобилей – это тот посильный вклад в экологию, который могут сделать большинство из нас. За три года активного пользования электрокарами я увидел, что они не просто экологичны, но и бесшумны, безопасны и требуют ремонта реже, чем авто другого типа.
Более того, несколько лет назад мы вдохновились идеей возродить имидж Удмуртии в качестве одной из столиц автомобильной промышленности страны, запустив электротакси и другие сопутствующие сервисы. Тогда мы тестировали возможности эксплуатации электрокаров в региональных природных условиях и локальный инфраструктуре. Основные сложности использования заключались в падении километража моделей ряда европейских марок в зимнее время и недостатке объектов инфраструктуры. Но сегодня вопрос адаптации под климат решается – мы знаем, что существуют, как минимум, два производителя, которые изготавливают электрокары с поправкой на суровые зимние реалии. Активно на рынок заходят и китайские авто с гибридным двигателем, полезным при поездках на большие расстояния. Вопрос инфраструктуры тоже постепенно решается – сейчас в регионе более 30 электрических заправок. Кроме того, электромобилисты Удмуртии могут пользоваться многими из федеральных преференций для владельцев электрокаров, включая транспортный налог 0% и бесплатные парковки.
Мы внутри компании уже пользуемся брендированными электромобилями для корпоративных передвижений, и, думаю, электротакси всё же получит развитие в регионе в ближайший год.
Сергей Медведев, директор по продукту и проектированию компании девелопера UDS:
– Электромобиль – это не только мода на инновацию, но и забота об окружающей среде и чистоте воздуха. Количество экологического транспорта увеличивается. Например, в Москве, где мы реализуем проект Дом Кинетик от UDS, спрос на электромобили повысил муниципальные требования к количеству зарядных станций. По опубликованным данным столичного департамента транспорта, только за шесть месяцев 2023 года количество уникальных пользователей электромобилями увеличилось с 4,8 тыс. до 7,6 тысяч. Чтобы увеличить обеспеченность электрокаров заправочными станциями, Минстрой намеревается обязать девелоперов оснащать подземные паркинги ЖК зарядками для автомобилей ещё на этапе строительства. Поэтому в застройке жилых объектов класса «комфорт+» и выше существует тренд на установку зарядных станций для электромобилей.
Например, в нашем проекте установлены 15 зарядных станций мощностью 11 кВт каждая. Показатель обеспечения электромобилей зарядными устройствами 1:10. На сегодняшний день это очень хороший результат для столичных новостроек. Учитывая динамику роста количества электромобилей и гибридных моделей в городе, все станции будут востребованы.
Кроме того, инфраструктура паркинга не ограничивается наличием зарядной станции. Согласно последним трендам автоматизации пространств, парковка оснащена системой считывания номеров усилителем сигнала мобильной связи, станцией для ухода за автомобилем и подкачки шин.
Андрей Наташкин, основатель и CEO компании Mirey Robotics:
– В начале ноября 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года (с прогнозом на период до 2035 года). Это ключевой документ, определяющий вектор развития транспортной отрасли на ближайшие 5 лет.
Необходимо отметить, что переход на более экономичные виды транспорта является одной из приоритетных задач в рамках данной стратегии. Также в России реализуется федеральная программа «Электромобиль и водородный автомобиль», целью которой является увеличение рынка электромобилей в стране до 15% к 2030 году.
К плюсам электромобилей относится экономия на топливе и техническом обслуживании, отсутствие шума от двигателя, экологичность, система льгот для владельцев электромобилей.
Однако необходимо отметить, что с экологичностью не всё так просто. Основной массив критики электрокаров связан с процессом утилизации аккумулятора. Дело в том, что аккумулятор электроавтомобиля имеет небольшой срок службы. Примерно 5–7 лет. А система утилизации совсем не проработана. При неправильной утилизации экологии может быть нанесён серьёзный урон в виде тяжёлых металлов, которые могут попасть в водоёмы. Кроме того, необходимо понимать, что при производстве аккумуляторов выбрасываются всем нам известные парниковые газы.
Тем не менее в абсолютном выражении электрокар более безопасен для экологии. Он производит на 50% меньше парниковых газов, чем традиционный автомобиль.
Об индивидуальном электротранспорте
Анастасия Шевченко, пресс-секретарь Whoosh:
– Для безопасного и комфортного развития городской микромобильности нужна соответствующая инфраструктура. Развитие инфраструктуры = разведение потоков средств индивидуальной мобильности (в число которых свходят электросамокаты), автомобилей и пешеходов.
В этом году были приняты ПДД, касающиеся СИМ. Это гарантирует дополнительный контроль за их соблюдением не только со стороны сервисов, но и со стороны государства. Ещё одно важное для индустрии событие этого года – включение самокатов в Дорожную карту Минтранса. Регулятор способствует созданию благоприятных условий для развития микромобильности. В частности, предлагается массово создавать необходимую инфраструктуру для электросамокатов и велосипедов и определить нормативы по количеству и плотности парковок для СИМ на федеральном уровне.
Приоритетным направлением остаётся формирование культуры вождения СИМ: в этом году, например, мы первыми запустили проект по внедрению шлемов в городах России и Казахстана. Также мы проводим обучающие офлайн мероприятия и тесты на онлайн-платформах сервиса.
В этом сезоне в Москве запустилось тестирование устройств с компьютерным зрением для сбора данных о поездках, окружающей среде, пользовательских сценариев. Устройства успешно распознавали людей, препятствия и разновидности дорожной разметки и дорожного покрытия, изучили реакцию пользователей на препятствия и обстановку. Теперь сервис сможет автоматически настраивать скорость самоката, ориентируясь на окружающую обстановку, а не только на геолокацию.
Важное направление для нас и всей индустрии – локализация производства. Мы уже протестировали пилотную партию собственных аккумуляторов для электросамокатов. В совокупности мы видим, что самокаты становятся более технологичными, а сервисы кикшеринга работают с улучшением культуры вождения.