Бюджетная конструкция России ближайших лет на фоне складывающейся ситуации выглядит довольно балансирующей, говорят аналитики. Однако авторы главного финплана страны уверены: бюджет на 2023 год и в среднесрочном горизонте имеет точки опоры, относительное равновесие расходов и источников их финансирования. Какой бюджетный сценарий ждать в реальности – и в разрезе федерации, и на уровне региона?

Роман ЕФИМОВ, заместитель председателя правительства УР:

– Бюджетная политика Удмуртии на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов нацелена на обеспечение социальной и экономической стабильности и сбалансированности, повышение устойчивости бюджета, создание условий для развития экономики. Ключевая задача –100%-ное исполнение социальных гарантий.

Мы видим, что после сложного «ковидного» периода начался постепенный восстановительный рост экономики, регион оправляется от негативных последствий, связанных с локдауном, пандемией и падением цен на нефть, которое произошло в начале 2020 года. Вместе с тем экономическая активность ещё ослаблена из-за нестабильной ситуации на мировом нефтяном рынке.

Мы ожидаем, что по мере нивелирования негативных условий темпы роста экономики ускорятся, и это благоприятно отразится на наполняемости доходной базы бюджета. С учётом параметров прогноза социально-экономического развития страны и региона на 2023–2025 годы нами запланирован рост доходной части.

Дополнительно из федерального бюджета на 2023 год республике одобрено 9 млрд 816 млн руб., также поправками уточнена общая сумма собственных налоговых и неналоговых доходов. Таким образом, ко второму чтению с учётом роста доходов на 10 млрд 865 млн руб. соответственно увеличилась и расходная часть бюджета.

На поддержку и развитие приоритетных отраслей дополнительно будет направлено 5 млрд 415 млн рублей. Капитальные вложения в целом по отраслям увеличены на 1 млрд 859 млн рублей. В текущем году будет построен ряд новых объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры.

Значительная часть дополнительных средств распределена на реализацию мероприятий (с учётом капвложений) в социальной сфере – 5 млрд 75 млн рублей.

Также ко второму чтению проекта закона о бюджете на 2023 год дополнительно распределены средства бюджетам муниципальных образований. С учётом этого сумма межбюджетных трансфертов составит 38,5 млрд рублей.

В 2023 году продолжится реализация национальных проектов, на это предусмотрено 13,6 млрд руб., из них 10 млрд руб. – федеральные средства.

Работа по увеличению доходной базы – один из приоритетов работы. В целях увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет и укрепления доходной базы Программой оздоровления государственных финансов республики предусмотрены мероприятия с бюджетным эффектом на 2023 год в сумме 499,6 млн рублей. Это мероприятия по поддержке отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства, отрасли информатизации и связи, по работе с имущественным комплексом, легализации теневой занятости.

Мы наметили работу и с так называемыми предприятиями-мигрантами, осуществляющими деятельность на территории республики, но зарегистрированными в налоговых органах других регионов. Цель – обеспечить регистрацию организаций в Удмуртии и вернуть налоги в консолидированный бюджет.

В текущем году продолжится развитие единой системы закупок по принципу «одного окна». По результатам централизации закупок общая экономия бюджетных и внебюджетных средств за год – 4,2 млрд рублей.

Отметим, что ежегодно растёт объём финансовой помощи из федерального бюджета. Если в 2016 году безвозмездные поступления были получены в сумме 11,3 млрд руб., то в 2021-м – 35,7 млрд рублей.  В 2022 году поддержка поступила в объёме 37 млрд рублей. На 2023 год также удалось добиться увеличения размера дотаций относительно уровня 2022 года на 1,8 млрд рублей.

В постоянном режиме ведётся работа по сокращению госдолга. Использование инструмента бюджетных кредитов даёт возможность значительно экономить средства, направляемые на его обслуживание. Если бы аналогичный объём заёмных средств был предоставлен республике коммерческими банками, расходы на обслуживание составили бы на 5,8 млрд руб. в год больше, чем в настоящее время.

Глава Удмуртии поставил задачи правительству, органам местного самоуправления в текущем году создать условия для реализации новых инвестпроектов, обеспечить прирост инвестиций в основной капитал, продолжить развитие базовых направлений экономики. Уверен, что благодаря совместным усилиям и взаимодействию мы справимся со всеми вызовами и обеспечим стабильность и рост экономики в республике.

Наиль МУХАМЕДЗЯНОВ, председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Госсовета УР:

– Формирование бюджета – это всегда нелёгкий процесс поиска компромисса между потребностями и возможностями. В ходе нашей работы над документом в профильные комиссии от министерств и ведомств, организаций и граждан поступила 291 поправка на общую сумму 16,9 млрд рублей. Сразу хочу обратить внимание на тот факт, что все поправки обоснованы. Предложения касались практически всех сфер жизни республики. Это ремонт и строительство дорог, капитальные вложения – ремонт, строительство и оснащение объектов образования, здравоохранения, культуры, поддержка спортивных клубов, агропромышленного комплекса, ветеринарии, музеев, творческих союзов и многое другое. В итоге правительством республики поддержано большинство поправок, представленных Госсоветом. У нас с исполнительной властью республики хороший рабочий тандем.

Бюджет республики, безусловно, остаётся социально направленным и в целом является основой для улучшения качества жизни. В 2023 году тенденция не изменилась, по-прежнему около 75% расходов имеют социальную направленность.

На развитие республики, на рост социально-экономического потенциала региона также запланированы бюджетные ассигнования, но о росте этих расходов говорить пока не приходится: на 2023 год средства запланированы даже ниже по сравнению с предыдущими годами – всего 21,1 млрд рублей. Тем не менее заложены средства и на капитальный ремонт и строительство школ, детских садов, лечебных учреждений, коммунальной инфраструктуры, дорог.

Основные доходные источники бюджета – налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, их доля в собственных доходах бюджета составляет 62%, а в общей сумме доходов достигает 44%. Для промышленного региона, коим является наша республика, вполне естественно превышение налога на прибыль над налогом на доходы физлиц. На протяжении многих лет эта тенденция сохранялась. Однако в принятом бюджете на 2023 год наблюдается обратное явление: отмечается снижение поступлений от налога на прибыль организаций, снижение составит 23%.

Не стоит воспринимать этот факт исключительно как негативный. Во многом это обусловлено ситуацией в нефтяном секторе экономики. В связи с тем, что нефтяникам необходимо платить по валютным кредитам с учётом курсовой разницы, снижены показатели их прибыльности как в прошлом, так и в этом году. Ожидается, что ситуация по ним начнёт исправляться уже к концу 2023 года. На снижение поступлений налога на прибыль также повлияла ситуация на наших крупнейших предприятиях, прежде всего оборонно-промышленного комплекса. Они начали активно открывать новые производственные линии, модернизировать мощности и увеличивать количество рабочих мест, тем самым направляя выручку не на прибыль, а на развитие. Увеличение количества рабочих мест уже отразилось в бюджете на 2023 год – растущими показателями прогноза по НДФЛ. Несомненно, всё это в дальнейшем скажется и на увеличении выпуска готовой продукции, и, как следствие, отразится на приросте налога на прибыль и НДС.

На достижение национальных целей развития уже направлены колоссальные бюджетные средства, например, только в 2022 году финансирование составило 14,3 млрд руб., в том числе из республиканского бюджета – 3,5 млрд рублей. Наша позиция неизменна: несмотря на быстро меняющуюся ситуацию в стране и в мире, реализация национальных проектов – одно из приоритетных направлений нашей работы. Необходимо исполнить все задачи, стоящие перед республикой, поэтому по всем нацпроектам, в осуществлении которых принимает участие республика, обязательства региона по софинансированию федеральных расходов предусмотрены в полном объёме.

Павел НОВГОРОДЦЕВ, заместитель главы администрации города Ижевска – начальник управления финансов:

В концепцию бюджетной политики муниципалитета на очередной трёхлетний период положена, как и прежде, стабильная финансовая основа, она обеспечивается за счёт реалистичного планирования доходов и гарантированного исполнения всех социальных обязательств. Бюджет принят сбалансированным.

Общий объём доходов бюджета МО «Город Ижевск» на 2023 год – 17,4 млрд руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы утверждены в сумме 6,9 млрд рублей. Расходная часть сформирована на уровне 17,5 млрд рублей. Мы начинаем год с суммой на 2,6 млрд руб. больше, чем в первоначальном бюджете 2022 года.

Что касается безвозмездных поступлений, в доходной и расходной частях бюджета межбюджетные трансферты на 2023 год составляют 10,4 млрд руб., в дальнейшем их объём будет увеличиваться – некоторые межбюджетные трансферты распределяются между муниципальными образованиями в течение года.

Как и прежде, мы принимаем к реализации План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета в целях оздоровления муниципальных финансов города. Основной блок Плана – работа по увеличению доходов, прежде всего, это работа по земельно-имущественному комплексу. По итогам исполнения Плана за 2022 год, в бюджет города дополнительно поступило доходов не менее 350 млн руб., на 2023 год запланировано более 320 млн рублей. 

Объём муниципального долга остался на прежнем уровне – 4750 млн руб., но его структура относительно прошлого года существенно изменилась. Благодаря федеральной программе и поддержке правительства республики из федерального бюджета был получен бюджетный кредит – 3668 млн руб. на погашение действующих коммерческих кредитов города. Это позволило снизить долговую нагрузку и сэкономить на обслуживании долга более 200 млн рублей.

В 2023 году дальнейшее развитие получит контрактная система в сфере закупок. Федеральный закон, регулирующий эту сферу, постоянно претерпевает трансформации. На фоне санкций поставщики столкнулись со многими рисками, в связи с этим были рассмотрены и одобрены социально-экономические меры поддержки бизнеса. В ноябре 2022 года в закон внесены поправки, согласно которым до 1 января 2024 года заказчики и поставщики, при соблюдении определённых условий, могут менять существенные условия контрактов. Это позволяет реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в реестр недобросовестных поставщиков, судебных разбирательств. Мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзакупок и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции при проведении торгов.

В условиях меняющегося законодательства большое значение имеет централизация закупок. В республике централизованы закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, она предусматривает проведение торгов через уполномоченное учреждение ГКУ УР «РЦЗ УР». Создан региональный информационный сайт закупок, а закупки малого объёма заказчики осуществляют с использованием электронного магазина «Малые закупки УР».

В целом, говоря об исполнении бюджета, сформированном на предстоящий годовой период, отметим: бюджет принят реалистичный, планируется рост доходов и расходов относительно 2022 года. На случай неисполнения прогнозного сценария сформирован резерв для обеспечения первоочередных расходов. При этом виды доходов, которые поступают в бюджет города, достаточно стабильны.

Игорь МЮРК, руководитель Управления ФНС России по УР:

– По оперативным данным за 2022 год, общий объём налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, поступивших с территории Удмуртии, составил 359 млрд руб. при темпе роста к аналогичному периоду 2021 года 120,8% (+ 62 млрд руб.). Поступления в федеральный бюджет (283 млрд руб.) увеличились на 27,3%, или на 61 млрд руб., в консолидированный бюджет Удмуртии (76 млрд руб.) – на 1,2%, или на 869 млн рублей.

В истекшем году на сложившуюся динамику налоговых доходов оказывала влияние отраслевая специфика региона, макроэкономическая ситуация, а также законодательные изменения, принимаемые как на федеральном, так и на региональном уровнях власти.

Так, за счёт увеличения ценовых параметров по добыче нефти отмечен значительный прирост налоговых поступлений по НДПИ на 38 млрд руб. (или на 25,7%). Увеличение валового регионального продукта (в номинале на 15%), рост начислений по авансовым платежам над вычетами (на 13 млрд руб.) за счёт финансирования государственных заказов привело к росту на 25 млрд руб. (или на 52%) поступлений по НДС.

Основной вклад в общий прирост поступлений консолидированного бюджета УР (более 869 млн руб.) внесли:

– НДФЛ – + 4 млрд руб., рост на 12,6%;

– группа имущественных налогов – + 2 млрд руб., или 19%;

– налоги на совокупный доход – + 2 млрд руб., на 35%.

Андрей МЕЛЕНТЬЕВ, учёный, методист кафедры государственного и административного права Российского технологического университета, Москва:

–  Правительство РФ при подготовке бюджета на 2022 год предполагало, что и в текущем, и в следующих годовых периодах он будет профицитным, доходная составляющая бюджета в значительной мере превысит расходную часть.

Однако когда в ноябре 2022-го был подписан закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», стало ясно: в течение трёх ближайших лет, как ожидается, бюджет будет дефицитным.

Дефицит в 2023 году составит 2,93 трлн руб., или 2% ВВП, к 2025 году он должен снизиться до 1,26 трлн руб. (0,7% ВВП).

Доходы бюджета в текущем году, как планируется, будут на уровне 26,13 трлн руб. (17,4% ВВП), расходы – 29,056 трлн руб. (19,4%). В 2024 году доходы ожидаются на уровне 27,24 трлн руб., расходы – в объёме 29,43 трлн рублей. Доходы и расходы в 2025 году должны составить 27,98 трлн и 29,24 трлн руб. соответственно. Цифры озвучены, но понятно, что они могут меняться.

Специфика нового бюджета – повышенные расходы на оборону и на безопасность страны, в 2023 году они превысят 9 трлн руб. (32% от всего объёма).

Вполне очевидно, почему изначальные бюджетные ожидания не оправдались. В 2022 году Россия столкнулась с беспрецедентным количеством санкций со стороны Европейского союза, США, а также отдельно взятых территорий, возглавила рейтинг стран, на которых оказывается самое серьёзное санкционное давление.

Кроме того, Россия столкнулась с ситуацией ухода с рынка иностранных компаний (ранее участвовавших в госпроектах, автопроизводителей, магазинов одежды и пр.), ограничениями на поставки продукции из стран ЕС, США и т. д. Также прочувствовала на себе ограничения в плане импорта ряда товаров (в наибольшей степени пострадали металлургические, угледобывающие, золотодобывающие предприятия, производители алмазов), сбои в логистических цепочках поставок. Существенным образом сказались на ситуации и финансовые ограничения: заморозка золотовалютных ресурсов РФ на банковских счетах в США и странах Евросоюза, санкции против российских банков, приостановка действия их валютных и трансграничных расчётов, блокировка иностранных акций, хранящихся на счёте НРД в иностранных депозитариях.

Безусловно, все внешние факторы повлияли на основные параметры федерального бюджета, сформированного на текущий год и на ближайшую перспективу.

Вопрос о том, где брать большие средства, запланированные, к примеру, в части расходов на армию, оборону страны, поддержки экономики, будет решаться за счёт ресурсов Фонда национального благосостояния России. Объём ФНБ на сентябрь 2022-го составил порядка 11,869 трлн руб. (8,9% ВВП), по предварительной оценке правительства РФ, к концу 2024 года цифра будет на уровне 5,947 трлн рублей.

Михаил ХАЧАТУРЯН, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ, Москва:

– Очевидно, что формирование бюджета на начавшийся 2023 год и на плановый период до 2025 года было наиболее сложным за прошедшие годы. Главная сложность состояла в необходимости сохранения макроэкономической стабильности и нивелировании воздействия санкционного давления. Несмотря на все трудности, правительству РФ удалось сформировать оптимальный в текущих условиях бюджет.

Бюджетный дефицит в текущем и в 2024 году не превысит 3 трлн руб., а впоследствии он, как предполагается, должен снижаться.

Главный финдокумент государства можно назвать весьма жёстким, и прежде всего в плане доходов. С учётом «разворота» внешнеэкономической деятельности в восточном направлении, разрыва традиционных логистических цепочек, продолжения санкционного давления на основные экспортоориентированные отрасли доля нефтегазовых доходов будет снижаться, а ещё более значительно увеличить доходы от экспорта перерабатывающих отраслей окажется весьма проблематичным, так как они, как и производители углеводородов, вынуждены искать новых потребителей и выдерживать конкуренцию. В этой связи для наполнения доходной части бюджета правительство будет прибегать к внутренним заимствованиям, в частности, посредством выпуска ОФЗ различных видов и постепенного увеличения денежной массы. При этом будут продолжены меры по стимулированию деловой активности в экономике, например, реализация крупных инфраструктурных проектов, поддержка строительной отрасли. Однако надо понимать, что меры будут иметь отложенный эффект, и результат они принесут в длительной перспективе. Но, оценивая результаты 2022 года, которые оказались гораздо лучше тех пессимистичных прогнозов, которые давали в марте-апреле многие западные и отечественные аналитики, можно утверждать: в целом к сложностям правительство России готово и имеет сценарии реагирования на разные варианты развития событий. Считаю, что эффективность действий государства в непростой ситуации остаётся на высоте.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).