Совсем недавно в нашем регионе был создан новый орган, который будет отвечать за сферу туризма. Агентство по туризму Удмуртии планирует в этом году представить стратегию развития отрасли и усилить работу по привлечению туристов в Ижевск, Воткинск и Сарапул. О том, как республика готова побороться за внимание гостей и какие новые проекты реализованы этим летом, рассказала руководитель агентства Юлия Бадаш.

– Юлия Сергеевна, Агентство по туризму в Удмуртии впервые выделено в самостоятельную управленческую единицу. С чем это связано? 

– У туризма в Удмуртии никогда не было своего «дома». Долгое время он был в ведении разных министерств, целенаправленно и до результата им никогда не занимались, а ведь он сочетает в себе многое! Туризм – это про стройку, дороги, инфраструктуру, благоустройство, бизнес, гостеприимство, культуру и так далее. 

В начале 2022 года глава республики Александр Бречалов сказал, что Удмуртии стоит себя позиционировать в качестве туристического региона. У нас всё для этого есть. Вкусная гастрономия (Удмуртия – родина пельменей, есть национальные блюда – табани и перепечи), первозданная этника, такие мировые бренды, как Пётр Чайковский, который родился, крестился и прожил первые восемь лет жизни в Воткинске, и Михаил Калашников. У нас есть всё, чтобы завоевать любовь туристов.

– Какие новые льготы действуют для субъектов МСП, участвующих в развитии туристической инфраструктуры Удмуртии? Заработал ли, например, проект создания модульных домиков-отелей, субсидируемый из федерального бюджета? 

– Мы получили средства от Ростуризма на реализацию программы по модульным отелям. Это не просто домики, которые стоят в деревне или в лесу, а полноценный туристический объект. К концу этого года у нас в республике должно появиться около 10 таких объектов (всего 100 домиков), где турист сможет отдохнуть и заняться различными активностями.  

Предприниматели сами предлагают нам площадку для размещения. Не так важно месторасположение объекта, как его благоустройство. Для гостей нужно создать инфраструктуру – облагороженную территорию, бани, бассейны, кафе, детские площадки, организовать рыбалку, прокат, пешие прогулки. Туристу важно предоставить не только качественный сервис и комфорт, но и выбор.  

Минимальный размер субсидии одному получателю составит 10 млн руб., максимальный – 15 млн рублей. Предельный размер субсидии из средств федерального бюджета на один туристический объект составляет 50% его стоимости. В каждом домике минимум два койко-места. Также обязательным условием станет наличие сайта и возможности онлайн-бронирования.

Самое главное, что все модульные отели до конца года должны быть квалифицированы как гостиницы. Пока что номерной фонд в нашем регионе оставляет желать лучшего. Увеличение номерного фонда – ещё одна важная задача. Например, в Воткинске очень мало гостиниц. Там есть на что посмотреть, поэтому одного дня недостаточно, но остановиться людям негде. Пока что программы рассчитаны на один день. 

Кстати, ещё одна хорошая программа есть у Минсельхоза. Ведомство выдаёт гранты сельхозпроизводителям на развитие агротуризма. У нас от республики заявки подали два субъекта МСП. Если они победят, в Удмуртии появятся два новых объекта по сельхозтуризму. 

– Какие новые проекты реализованы летом? Какие направления пользуются особым спросом?

– Такие крупные мероприятия, как гастрофестиваль «Быг-Быг», рок-фестиваль «Улетай» и фестиваль «На родине Чайковского», собрали рекордное количество посетителей. Результаты нас приятно удивили. Событийные мероприятия у нас проходят на очень высоком уровне. Их много, они разные, собирают большое число участников. Наша задача – развивать событийный туризм так, чтобы ежегодно привлекать большое количество гостей.  

В трендах остаются Сарапул, Воткинск и Ижевск. В этом году мы в первую очередь сконцентрируемся на развитии Воткинска и Сарапула. За одно короткое путешествие на выходные можно побывать сразу в трёх городах Удмуртии. В эти направления будем больше вкладывать ресурсов и информационной поддержки.

В Удмуртии не было единого сервиса, где можно найти всю интересную информацию о туризме, поэтому первым делом мы переформатировали сайт. Данные обо всех туристических местах в Удмуртии собираются на VisitUdmurtia. В последнее время люди всё чаще путешествуют на машинах, разбивают палатки, поэтому этим летом мы запустили автомаршруты. Каждую неделю новые маршруты появляются на сайте. 

Когда начала работать наша команда, мы поняли, что местные жители ничего не знают про свой регион. Нам нужно рассказать не только приезжающему туристу, но и местному жителю о том, какая Удмуртия классная и на что здесь можно посмотреть. Ведь пока мы сами не будем носителями этой информации, турист к нам не приедет. С этой мыслью запустили первый экскурсионный трамвай в Ижевске. Кроме стандартных объявлений остановок, автоинформатор рассказывает о культурных объектах и факты ижевской истории. 

Также организовали бесплатные пешие экскурсии «НЕнафталин» для наших жителей. Каждый месяц будет несколько познавательных, нескучных, нестандартных прогулок по Ижевску. Записаться можно в группе во «ВКонтакте» VisitUdmurtia.  Большим спросом пользуется и промышленный туризм. Сейчас около 20 предприятий республики работают в этом востребованном направлении, которым мы, конечно, будем заниматься и дальше.

– Насколько наш регион сегодня привлекателен для турпотока в сравнении с другими субъектами РФ? Чем мы готовы «забрать» туриста? В чем потенциал для роста нашей привлекательности, честно сказать, без наличия ярких федерального уровня достопримечательностей, непростой транспортной доступности и т.п.?

– Не будем лукавить и скажем, что борьба за туриста есть. Мы никогда не станем Байкалом, Дагестаном, Алтаем или Краснодарским краем. Это просто надо принять. Пока что это борьба, ведь люди хотят ехать к морю. Это сложилось исторически. Например, Татарстан свой туристический поток формировал 20 лет. У нас этого времени нет – максимум три года. 

Надо понимать, что самые популярные направления до конца сентября уже забронированы. Другой турист, который не успел или уже много раз бывал там, всё равно куда-то поедет. И мы готовы открыть совершенно новое для него направление – Удмуртию. Сложившаяся ситуация нам на руку, и мы будем бороться за туриста. Вторая наша задача – сделать так, чтобы этот турист в следующий раз приехал в Удмуртию с семь`й, друзьями и рассказал об этом ещё 10–20–30 людям. 

– Насколько эффективна в новых условиях программа туристического кешбэка? И насколько она актуальна для Удмуртии? Смогла ли отрасль региона сформировать востребованные предложения в программу?

– Благодаря программе удалось одновременно поддержать и туристов, и бизнес. Мера стала самой эффективной в отрасли и, по оценкам экспертов, помогла восстановлению внутреннего туризма, в том числе на территории Удмуртской Республики. Особый интерес на территории Удмуртии вызвал санаторный отдых. Мы оцениваем опыт использования программы туристического кешбэка по отношению к санаторно-курортному отдыху как позитивный. 

Постоянные участники программы – санатории «Варзи-Ятчи», «Ува» и «Металлург». Несмотря на то, что программа не способствовала значительному расширению географии клиентов, среди владельцев путёвок с кешбэком появилось много новых туристов, которые ранее не обращались в санатории республики. К примеру, в санатории «Ува» в 2022 году было 773 брони. Сумма кешбэка составила свыше 6 млн рублей. 

– Как можно оценить вклад отрасли в экономику региона сегодня и в перспективе?

– Вклад отрасли в экономику небольшой. Сейчас мы либо развиваем бизнес, либо вкладываем ресурсы в благоустройство – делаем дороги, новые туристические объекты. Вкладывая в инфраструктуру, мы должны понимать наличие отложенного эффекта. Когда мы покажем, что Удмуртия может претендовать на статус туристического региона, создавая здесь комфорт для туриста, предприниматели и инвесторы сами будут подтягиваться. 

Наша первостепенная задача – определить стратегию, по которой мы двигаемся. К концу года на основе примеров других регионов, показателей нашего турпотока и спроса мы определим, куда пойдёт Удмуртия в направлении туризма.  

В 2021 году Ростуризм утвердил список приоритетных регионов, на развитие которых они готовы направить основные федеральные ресурсы. Удмуртия не входит в этот список. Но мы сделали большой шаг вперёд, пригласив к нам генерального директора корпорации «Туризм.РФ» и подписав с ним соглашение о сотрудничестве, без которого участие во многих проектах невозможно. Соглашение позволит создать качественный турпродукт и продвинуть Удмуртию на внутреннем рынке.

Я живу в Ижевске с рождения и ни разу не встречала туристов. Недавно проходила по Центральной площади. Ко мне подошел мужчина с семьёй и друзьями и спросил: а вы не подскажете, где здесь музей Калашникова? Для меня было приятным удивлением. Люди приехали большой компанией отдохнуть. Это маленький, но звоночек, что туристы стали обращать на нас внимание как на туристический регион. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).