Два последних года испытывали на прочность все без исключения сферы жизнедеятельности региона. При этом Удмуртия продолжала не только бороться с пандемией. Реализовывались национальные проекты, строилась инфраструктура, жильё, обеспечивалось развитие социальной сферы. И всё это в условиях напряжённой ситуации в экономике, сложного бюджета. Как республика завершает 2021 год, нашему журналу рассказал председатель правительства УР Ярослав Семенов.

– Насколько 2021 год – это год адаптации бюджетной системы к преодолению коронавирусных последствий? Какой опыт регион вынесет из масштабной пандемийной истории?

– Да, всё верно, год адаптации, но начнём с начала. В 2020 году условия реализации экономической политики принципиально изменились. Меры, направленные на борьбу с ковидом, сказались на сокращении экономической активности и падении на сырьевых и финансовых рынках. Конечно, мы тут же ощутили эти изменения. Удмуртия – нефтедобывающий регион, поэтому для нас это аукнулось резким снижением налоговых поступлений.

Общий объём доходов, поступивших в 2020 году в бюджет республики, составил 85,2 млрд руб., из них налоговые и неналоговые доходы – 49,4 млрд рублей. Консолидированный бюджет недосчитался почти 10 млрд рублей. При этом расходы выросли.

На федеральном и региональном уровнях были приняты пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жёстких ограничений были направлены на снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введён мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого, среднего бизнеса и системообразующим предприятиям.

Фото Ивана Козлова

Благодаря этим мерам нам удалось добиться быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. Поэтому 2021 год для нас действительно – год адаптации бюджетной системы к преодолению коронавирусных последствий. По итогам января-октября текущего года в бюджет республики поступило 78,3 млрд руб. доходов, налоговые и неналоговые из них – 53,56 млрд руб. с темпом роста к аналогичному периоду 2020 года в 135,2%.

Опыт работы в условиях пандемии не самый приятный, но, тем не менее, он дал и свои плюсы. Мы научились оперативно реагировать на возникающие внешние факторы, делать гораздо больше и в более короткие сроки. Несколько примеров: Минфин России внёс изменения в Бюджетный кодекс, которые позволили нам максимально оперативно принимать управленческие решения по исполнению бюджета. Финансовый блок и правительство в целом проявили себя настоящей командой, когда у всех была одна задача и ответственность за результат. Бюджетный процесс не прерывался ни на один день, хотя, как вы понимаете, сотрудники у нас тоже болели. Все выплаты проведены в срок, а бюджетная сфера в этом году полностью адаптирована к работе в пандемийной действительности.

– Безусловно, в центре внимания находится тема госдолга республики. Как вы сегодня оцениваете остроту вопроса, перспективы его решения?

– Сокращение госдолга для правительства и для меня лично – одна из самых чувствительных тем. Как вы помните, ещё в 2017 году мы начали активно работать над этим. За три года мы снизили госдолг Удмуртии на 3 млрд – с 49 млрд до 46 млрд рублей. И это был хороший результат, а потом случилось то, что случилось. Я имею в виду пандемию.

Напомню: на фоне недополученных доходов в 10 млрд руб. у нас выросли расходы. Это и повышение зарплаты бюджетников, и меры соцподдержки, и борьба с распространением и последствиями пандемии. Но в этот момент нашей главной целью было выполнение социальных обязательств перед жителями. Её мы исполнили полностью.

Впоследствии мы были вынуждены заимствовать средства в коммерческих банках, чем увеличили госдолг. Какой план теперь? Будем действовать поступательно: сокращение расходов на обслуживание долга, сдерживание расходов, сокращение долга.

Этот план мы уже исполняем. На 1 января этого года госдолг региона составлял 64,2 млрд рублей. Из этих средств больше половины – задолженность коммерческим банкам – 34,9 млрд рублей. В августе благодаря поддержке правительства России, и в первую очередь федерального Минфина, мы получили бюджетный кредит под 0,1% годовых в размере почти 31 млрд руб., которым и заместили «дорогие» кредиты коммерческих банков. Теперь 91,5% задолженности Удмуртии – это бюджетные кредиты. Экономия республиканской казны на выплатах процентов за 2021–2022 годы составит 2,25 млрд рублей.

Наш прогноз по госдолгу на начало следующего года – 64 млрд рублей. Следующий этап – сдерживание расходов. Думаю, под этой эгидой пройдёт 2022 год. Затем мы вновь вернёмся к задаче сокращения госдолга.

– Высокий эффект благодаря системной работе достигнут в реализации проекта по централизации государственных и муниципальных закупок. Есть ли планы по дальнейшей деятельности в этом направлении, позволяющие Удмуртии сохранять позиции лидера среди регионов по эффективности и прозрачности закупочных систем?

– Сначала скажу пару слов о результатах работы Регионального центра закупок. Общая экономия на закупках с момента создания учреждения уже приближается к 11 млрд рублей. За этот год, по данным на начало ноября, она превысила 5 млрд рублей.

Теперь о планах: с 1 января вступят в силу изменения в Закон о контрактной системе, призванные сделать государственные закупки проще и доступнее. В частности, сократится количество способов закупки, упростится документооборот. Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки и документов в ней, тем проще разобраться.

По сути, основным документом станет извещение, в котором будет вся информация. Это исключит необходимость дублирования информации и поиск важных деталей в документации о закупке, оформление которой в открытых процедурах не потребуется.

Появится универсальная предквалификация. Она ограничит возможность участия в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. поставщиков, не имеющих достаточного успешного опыта исполнения контрактов. Такие негативные примеры у нас, к сожалению, тоже есть. Поэтому мера важная, она направлена на защиту интересов как добросовестных поставщиков, так и заказчиков. В таких закупках важно выбрать надёжного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его. В целом внесённые в закон изменения – это упрощение и цифровизация закупок. Ведь мы как государственные заказчики несём ответственность за своевременное и качественное достижение целей, в первую очередь в рамках национальных проектов, и существующие механизмы расторжения контрактов и поиск новых поставщиков, исполнителей или подрядчиков в большинстве случаев влекут за собой перенос сроков.

– Как строительная отрасль Удмуртии прошла кризисное время, с какими основными результатами в сфере жилищного строительства, возведения объектов социальной значимости?

– Уже традиционно для нас в этом направлении планы амбициозные, как это было и в уходящем году. При этом мы понимаем, что сама отрасль требует очередной перезагрузки. Год выдался непростой, одно только удорожание основных видов стройматериалов существенно скорректировало наши планы и графики. Благодаря оперативно принятым правительством Федерации решениям, которые позволили заказчикам увеличить стоимость уже заключённых контрактов на сумму резко подорожавших материалов, нам удалось не допустить расторжения контрактов и, как следствие, появления объектов незавершённого строительства и срыва наших планов.

Теперь что касается строительства в период пандемии. Напомню, что работа ни в одну из волн ковида не останавливалась. Это было осознанное решение, потому что дети должны были пойти в детские сады и школы, дополнительные койки в больницах должны были разворачиваться, а коммунальщики обязаны были подготовить сети к зиме. Тем не менее были введены меры профилактики на стройплощадках. Еженедельно мы мониторили состояние отрасли, на некоторых объектах – ежедневно. Безусловно, были отдельные переживания по поводу сдачи в эксплуатацию многоквартирных домов с участием дольщиков, но в итоге никаких срывов допущено не было.

Немного остановлюсь на жилищном строительстве. В первом квартале в республике мы фиксировали ажиотажный спрос на рынке жилья, в особенности на первичном. Сказались и программы льготной ипотеки, которые расширили круг потенциальных покупателей, и снижение курса рубля, которое подстегнуло покупательскую активность. По данным ЦБ РФ, в республике было выдано 3507 ипотечных кредитов за январь-февраль, это на 51% выше показателя в том же периоде прошлого года. К концу года мы видим стабилизацию рынка жилья.

Тем не менее мы полагаем, что спрос на новостройки сохранится до следующего года, но ажиотажа уже не будет. Прямо сейчас, пока мы с вами разговариваем, в Удмуртии строится 150 многоквартирных жилых домов общей площадью свыше 2 млн кв. метров. В целом в этом году мы должны ввести 850 тыс. кв. м жилья, что почти на 9% больше показателей прошлого года.

Повышенный спрос не мог не отразиться на ценах, жилая недвижимость подорожала. Свою лепту внёс и рост цен на металл, а его себестоимость в стройке домов составляет от 2% до 10%. Этот фактор очень сильно влияет на удорожание. Выросли в цене и другие материалы: бетон, арматура, песок, кирпич, отделочные материалы – везде мы фиксировали существенный рост. Сейчас предполагаем, что нас ждёт и удорожание сантехники, теплового оборудования и радиаторов.

Что касается объектов социальной инфраструктуры. Здесь работаем в рамках заложенных лимитов и взятых на себя обязательств. Сбоев, связанных с эпидемиологической ситуацией, нет. Есть вопросы рабочего характера, есть и ошибки, но об этом, думаю, позже.

Теперь о планах. Расскажу в ретроспективе. Ещё в 2017 году мы строили порядка 15 социальных объектов. В 2021 году у нас в работе более 120-ти. И это я говорю только про стройку, без ремонтов, дорог и т. д. Поэтому, конечно, инфраструктурное направление требует отдельного и очень тщательного кураторства. В том числе поэтому глава Удмуртии Александр Бречалов вынес на обсуждение с депутатами Госсовета новую структуру правительства, в которой восстановится статус-кво – вернётся выделенная позиция зампреда по направлению дорог и стройки.

– Как выполняются программы капитального ремонта в регионе?

– У нас действует две программы: Год села и Большой ремонт. Конечно, и здесь у нас случаются проблемы, связанные со сжатыми сроками подготовки документов на этапах, предшествующих выполнению строительно-монтажных работ, – проектирование и прохождение государственной экспертизы проектов. 

В рамках Года села у нас запланирован капитальный ремонт 23 объектов. Это 14 школ, шесть детских садов, два объекта культуры и одно здание администрации муниципального образования. Также продолжаем ремонт ещё девяти объектов, они были прежде частично приведены в порядок благодаря Большому ремонту. Это четыре школы, четыре детских сада, одно здание учреждения дополнительного образования.

В рамках Большого ремонта планируем капремонт 58 социальных объектов: школы, детские сады, колледжи, кадетский корпус, политехникум, школы искусств, больницы и т. д.

Также в Ижевске за счёт собственных средств отремонтировано 12 объектов – восемь детских садов и три школы, ещё 14 школ и садиков завершили ремонты с прошлого года.

Всего в этом году, с учётом объектов, перешедших с прошлого года, будет отремонтировано 126 учреждений. На 71 объекте работы уже завершены.

– Несмотря на все трудности, в целом по стране активизировался процесс модернизации коммунальной сферы, планомерно увеличиваются объёмы финансирования отрасли. Какова ситуация в Удмуртии, есть ли положительная динамика, каковы основные барьеры и трудности, сдерживающие рост? Какие проекты можно назвать из сферы ГЧП?

– Состояние коммунальной сферы у нас в некоторых населённых пунктах, скажу как есть, критическое. И если в Ижевске уже несколько лет идут активные работы в части модернизации, то, например, в Воткинске и Сарапуле проблемы копились годами, я уже не говорю про районы. Поэтому на сегодня наша цель, безусловно, в наведении порядка в этой сфере.

Что касается крупных проектов, мы с 2019 года участвуем в федеральном проекте «Чистая вода» национального проекта «Жильё и городская среда». Цель – повышение качества воды для населения. До 2024 года мы должны построить девять объектов водоснабжения, из них два уже введены. Также в этом году мы реализуем крупный инфраструктурный проект в Можге – это
очистные сооружения канализации с полной биологической очисткой сточных вод. Работы должны завершиться в 2022-м.

Отдельное направление – привлечение федерального финансирования на завершение строительства зданий и сооружений ГКНС № 3 и коллектора № 26 в Ижевске. Ввод объекта повысит надёжность системы водоотведения города, улучшит экологию, создаст условия для строительства в столице региона и Завьяловском районе около 2,4 млн кв. м жилья. Наша заявка в Минстрое РФ одобрена, ждём окончательного решения.

Остро стоит в республике вопрос со сточными водами. В 20 из 25 районов нет нормативно функционирующих очистных сооружений канализации, в остальных требуется их реконструкция. На федеральном уровне планируется с 2023 года расширить список регионов – участников федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология». Для того чтобы своевременно включиться в проект, уже сейчас ведём работы по проектированию объектов. Общая потребность в строительстве сетей водоотведения и очистных сооружений на территории региона – 11 млрд рублей.

Но уже сейчас вопросы инженерной инфраструктуры решаем и через другие программы, например, «Стимулирование развития жилищного строительства» нацпроекта «Жильё и городская среда». На селе участвуем в программе «Комплексное развитие сельских территорий». Также мы формируем инвестпроекты в сфере ЖКХ, с которыми можно заявляться в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Мы ежегодно доводим республиканские средства до муниципальных образований на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В 2021 году – 190 млн рублей. Данные средства распределяются в соответствии с заявками районов, сформированными на принципах приоритетности. Деньги идут на наиболее критичные объекты коммунального хозяйства. В рамках долгосрочной программы мы разрабатываем проектно-сметную документацию на ремонт и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры будущих периодов. И это очень важный процесс, потому что благодаря готовым документам мы можем оперативно заявляться в различные госпрограммы.

Что касается ГЧП и прочих форм взаимодействия с бизнесом. В Удмуртии действует 31 концессионное соглашение по теплу, водоснабжению и водоотведению – объём инвестиций составляет 7,5 млрд рублей. Например, в прошлом году в посёлке Новом Воткинского района в рамках концессии реконструирована открытая система теплоснабжения. К проекту также привлекали средства Фонда ЖКХ. В результате построены новая газовая котельная, ЦТП, около 3 км сетей горячего водоснабжения, реконструировано более 3 км сетей теплоснабжения.

– Какие задачи стоят перед правительством республики на среднесрочный период? И какие цели ставите лично для себя на посту председателя правительства Удмуртии?

– Частично уже проговорил. Безусловно – работа с госдолгом, повышение доходов республиканского бюджета и оптимальное сокращение расходов через повышение эффективности. Главное – достижение показателей национальных проектов и, безусловно, госпрограмм нашей республики. Из первоочередных также – перезагрузка строительной отрасли. В работе на 2022 год очень много объектов, одних только школ порядка семи. Кроме того, это решение проблем обманутых дольщиков, жильё для детей-сирот. Наверное, не хватит времени, чтобы все перечислить.

– Как бы вы описали вашу роль в этой команде правительства?

– Моя главная задача – организовать работу всего правительства, сделать так, чтобы все поручения президента России, правительства и, конечно, главы Удмуртии были реализованы эффективно и в срок. Потому что за каждым поручением, каждым решением руководства – повышение качества жизни граждан.

– Очевидно, что подвести определённые итоги за период работы на посту председателя правительства сложно – многое делается и предстоит сделать. Тем не менее лично для себя вы составляли некий неформальный «рейтинг» успехов и достижений?

– Я не думаю, что про успехи говорить корректно. Всё, что было сделано командой правительства в части, например, стройки, дорог, парков, скверов, домов для обманутых дольщиков, реализованных мер социальной поддержки граждан, можно найти на сайте удмуртияменяется.рф. Куда важнее, на мой взгляд, анализировать и делать выводы из своих ошибок. Ведь в результате этого мы, и я в частности, сможем сделать больше.

Я могу назвать одну из ключевых задач, с которой мы не справились. И эту неудачу я приписываю себе лично. Речь, конечно, о завершении строительства лечебного корпуса с поликлиникой туберкулёзной больницы. Очевидно, что мы существенно вышли из графика. Да, мы приложим максимум усилий, чтобы всё это компенсировать в будущем году, и, конечно, объект достроим. Но факт остаётся фактом, счёт, как говорится, на табло. Ну и все мы помним про срывы сроков по ФАПам, думаю, что мои эмоции по этому поводу понятны всем. Я не считаю, что это перечёркивает все наши достижения за пять лет, но, к сожалению, не позволяет мне лично им радоваться в полной мере.

– Можете поделиться несколькими личными эмоциями за последнее время? Что прочитали, посмотрели? Чем порадовали близкие?

– Близкие радуют поддержкой, и в этом счастье. По поводу книг: из относительно недавно перечитанного мне по-новому открылись «Моонзунд» и «Реквием каравану PQ-17» Пикуля в части руководства и принятия решений в кризисных ситуациях. Из «делового» в настоящий момент читаю «Синдром шахты» из Библиотеки Сбера – рекомендую!