2022 год в очередной раз пошатнул авторынок. В течение года зарубежные производители авто планомерно заявляли об уходе из страны и остановке производств, изменениях в цене и логистике. Но при этом, по данным агентства «АВТОСТАТ», доля импортных автомобилей на российском рынке в 2022 году увеличилась на 25%.
Узнали у экспертов, как в России менялись показатели цены и спроса на автомобили за последний год и какие машины заменили ушедшие импортные бренды.
Александр Приходько, директор по развитию компании «КарданБаланс» (Москва):
– По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам 2022 года продажи машин на первичном рынке сократились на 58,8%, на вторичном рынке падение более скромное – примерно 20%. Зато цены в зависимости от марки авто выросли от 25 до 75%. Отечественный автомобиль Lada Largus в 2021 году продавался в салоне за 812,9 тыс. руб. в минимальной комплектации, а в 2022 году цена на такой же автомобиль составляла уже 1, 3 млн рублей. Рост за год на 60,1%, что больше, чем за четыре предыдущих года, вместе взятых. В конце 2022 года АвтоВАЗ заявил, что рост цен неминуем. Можно с уверенностью утверждать, что авторынок в 2023 году ещё будет адаптироваться к новым экономическим условиям, и поэтому ожидать существенного роста продаж не стоит. Цифры, которые называют эксперты в качестве прогнозов на этот год, сильно разнятся: от пессимистичных – около 500 тыс. автомобилей в год – до гораздо более оптимистичных – примерно 700–800 тыс. штук (примерно +12% по отношению к 2022 году). На наш взгляд, тенденций к большему росту нет совсем, но, что всё-таки более важно, продолжится начавшийся «тектонический сдвиг». Взамен ушедших европейских марок приходит всё больше китайских автомобилей. До недавнего времени на долю отремонтированных карданных валов китайских автомобилей приходились сотые доли процента, в 2022 году – уже 1%, а к концу этого года мы ожидаем, что клиентов таких марок будет не менее 10%, по самым скромным оценкам.
Вадим Адиев, руководитель Союза профессионалов авторынка (Москва):
– К концу 2022 года стало очевидно, что параллельный импорт и лояльный китайский автопром не справляются со спросом. Клиенты автосалонов, не имея возможности купить новый автомобиль, ушли на вторичный рынок. Но и здесь спрос значительно превышает предложение, а цены тоже очень сильно выросли. Например, стоимость пятилетних Kia Rio и Hyundai Solaris в хорошем состоянии превысила 1 млн рублей. Владельцы покупали эти авто в 2017–2018 годах новыми в салонах на 200–300 тысяч дешевле.
Казалось бы, самое время продавать свои автомобили дорого. Но рынок б/у авто замедлился. Люди, которые имеют автомобили, уже не спешат с ними расставаться, потому что не могут ничего купить взамен. Продаётся много «автохлама»: авто после ДТП, такси со скрученным пробегом, в залоге, с ограничениями ГИБДД и т. д. В 2023 году ценность автомобилей в России будет всё больше расти из-за дефицита. Я считаю, что цены ещё немного подрастут в 2023 году и примерно к весне остановятся в росте.
Стандартно высоким спросом пользовались иномарки: Toyota Camry, Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo. Вырос спрос на китайские автомобили. К российским авто стабильно высокий интерес, среди б/у в топ-5 могу назвать Lada Granta, Lada Kalina, Lada Priora, ВАЗ-2114 Нива. Они интересны покупателям низкой ценой, доступностью запчастей.
Поставки микроэлектроники продолжаются, но срок поставок увеличился с одного до трёх месяцев, значительно возросло транспортное плечо. Соответственно, выросла и стоимость. В Россию будут активно поставлять запчасти и микроэлектронику из Китая. Самый актуальный вопрос сейчас – нужно ли будет с 1 февраля снова устанавливать на автомобили систему ГЛОНАСС. Если да, то автомобили опять вырастут в цене. Сейчас ценник на ГЛОНАСС около 50 тыс. руб., а доходил до 150 тысяч рублей. Такой скачок снова возможен.
Кира Каддаха, pr-менеджер Агентства автомобильного маркетинга «Синоби» (Москва):
– Автомобильный рынок давно находится не в лучшем виде. Это касается не только России, это объективная реальность, возникшая с началом пандемии по всему миру. Нехватка микрочипов, нарушение логистических цепочек, локдауны в странах – производителях комплектующих – всё это сильно повлияло на количество произведённых автомобилей за последние два года и на рост их стоимости.
В 2022 году пришла другая реальность. Сначала спрос на покупку нового автомобиля снизился на условные 10%, а предложение сократилось в разы. Как следствие – сильный рост цен на новые автомобили и сильное падение спроса по текущим ценам.
В конце февраля – начале марта произошёл скачок курса доллара, который совпал с локальным пиком спроса. Реальные цены у дилеров в этот период доходили до +80% к уровню января. Этот всплеск наблюдался месяц. Далее спрос сильно упал, цены немного понизились (до -30% от пика), но иностранные автомобильные концерны прекратили поставки, сборку, а потом и вовсе заявили об уходе с нашего рынка. По итогам года в среднем реальные цены на иностранные автомобили у официальных дилеров прибавили 40–50%.
Кроме того, до середины 2022 года существовала проблема с поставками полупроводников, которая послужила причиной остановки нескольких заводов в Германии, Чехии, Мексике, Канаде и США. К середине года ситуация стабилизировалась за счёт сокращения производства автомобилей и увеличения поставок микрочипов. Сегодня эта проблема для иностранных производителей уже не стоит так остро.
В 2021 году в России было продано 1,7 млн новых авто, в 2022-м – 626 тысяч.
Первенство по продажам – у Lada Granta – 88 тыс. (на 22% меньше, чем в прошлом году) и Lada Vesta – 32,8 тыс. штук. Дальше «корейцы». Kia Rio – 23,9 тыс. авто. Hyundai Solaris – 19 тыс. единиц (все эти показатели корейских производителей просели в сравнении с прошлым годом ). Но, по последним данным, между Kia Rio и Hyundai Solaris ворвался новичок – Chery Tiggo 7 Pro – 19,3 тыс авто. Следом идёт китайский кроссовер Haval Jolion – 17,1тыс. штук. Китайский автотовар проник максимально плотно и быстро в 2022 году, буквально спас рынок и спрос. Плюс китайские импортёры существенно нарастили дилерскую сеть. Очевидно, объём китайских автомобилей в 2023 году будет продолжать расти, увеличивая продажи на российском рынке.
Юрий Раков, директор «CHERY Центр Интерпартнёр», Ижевск:
– 2022 год был сложным для всей автомобильной отрасли. Однако при общем падении рынка практически на 60% спрос на автомобили бренда Chery за последний год существенно вырос. Факторов, способствующих достижению высоких показателей, несколько: выгодные условия при покупке, широкий модельный ряд и уровень оснащения автомобиля, отзывы людей, уже купивших автомобиль, лояльные условия при сервисном обслуживании.
Проблем с поставкой запасных частей мы не наблюдаем: на складе в Ижевске сформированы достаточные запасы, 94% всех запросов выдаются по первому требованию. Существует несколько федеральных складов дистрибьютора и налажен процесс быстрой поставки напрямую из Китая в случае необходимости.
На 2023 год мы имеем минимум три сценария развития, которые корректируются ежеквартально в зависимости от складывающихся внешних обстоятельств. Наш текущий базовый прогноз рынка – прирост на 10–15% к уровню 2022 года. Прогнозы экспертов варьируются в диапазоне от 600 до 800 тыс. проданных автомобилей в РФ.
Какую цифру мы увидим в январе 2024-го, подводя итоги 2023 года, покажет время. Но в одном мы уверены абсолютно: доля и объёмы продаж Chery в России и Удмуртии будут расти.
Владислав Мымрин, директор по продвижению Всероссийского банковского агентства, Ижевск:
– По нашей статистике, наиболее устойчивым в 2022 году показал себя рынок легковых автомобилей российского производства. Люди, предпочитающие отечественные авто, продолжили их покупать даже в нестабильные этапы года. К тому же, несмотря на общую тенденцию роста цен на машины, наибольшая часть подорожания пришлась именно на иномарки.
В процентном соотношении увеличение цены было более ощутимым для бюджетных импортных автомобилей (например, Hyundai Solaris). Сильно подорожали и новые иномарки премиум-сегмента. Для машин среднего ценового сегмента стоимостью более 1,5 млн руб. изменения в цене стали не так критичны.
Уход некоторых зарубежных марок задал новую тенденцию – повышение интереса к автомобилям китайского производства. До недавних пор в общественном сознании авто из КНР считались машинами низкого класса и качества, были не слишком востребованы. Сейчас китайские модели – одни из самых популярных. Однако стоит понимать, что в полной мере ощутить уход игроков авторынка мы сможем только в течение 2023 года, поскольку сейчас на складах остались модели последних поставок.
Ещё один тренд потребительского поведения на авторынке России заключается в том, что люди шли на определённый компромисс и вместо новых авто премиум-класса покупали подержанные, 2020–2021 года выпуска.
Как повёл себя рынок программ лизинга автомобилей? По нашей статистике, люди отказывались от приобретения авто в начале марта, когда ставки на лизинг превышали 30% при ключевой ставке в 20%. Через полгода спрос на лизинг стал постепенно повышаться, и к концу 2022 года мы пришли с более высокими показателями в сравнении с аналогичным периодом 2021 года и с усреднённой ставкой в 7–9%.
По коммерческому транспорту статистика иная: предприниматели, в бизнесе которых от транспорта зависит бесперебойность производства (нефтяная отрасль или крупное строительство), не могли ждать снижения процентной ставки и приобретали грузовые автомобили как в марте, так и после стабилизации процентной ставки.
Вероятно, рынок будет ещё меняться. На данный момент в ТОП-3 популярных марок легковых автомобилей, по нашей статистике, мы выделяем: 1 – Chery, 2 – ВАЗ, 3 – Mercedes-benz/Lexus. Что касается грузовых автомобилей, здесь наиболее популярной стала марка Shacman, на втором месте – ГАЗ, на третьем – Howo.