Наверное, про каждый уходящий год принято говорить, что он был трудным. Но каждый год имеет свои особенности, свои сложности и свои успехи. 2018 год исключением в этом плане, конечно, не стал, во многом определив и год 2019-й.

Главным политическим событием стали, конечно, выборы президента Российской Федерации. Сформирована новая команда, большие изменения произошли в правительстве, и это не может не влиять на внутриполитическую обстановку. Вместе с тем существенно обострилась внешняя политика. Этот фактор вызвал корректировку в работе политичес-ких партий, прежде всего – по поиску и подготовке новых лидеров. «Единая Россия», кстати, не является исключением: сегодня в ней тоже происходит крупная ротация партийных кадров, способных вывести народ на выполнение очень сложных задач, поставленных президентом в послании Федеральному Собранию.

Поиском новых лиц занимается и общероссийский народный фронт. Но по итогам их съезда, изменений в составе сопредседателей движения (не умаляю достоинств избранных) нет лидеров, имеющих колоссальное влияние в народе.

В этой связи меня волнует, что расстановка на ключевые посты в Госдуме является немного искусственной. В других странах парламенты формируются так: партия большинства расставляет глав профильных комитетов. Мы же ради компромиссов сделали председателями половины комитетов представителей оппозиции. Конечно, они не могут провести свои законы без согласия нашей партии. Но они публично высказывают своё мнение в качестве председателей профильных комитетов, и часто это позиция не думского большинства, а их партий, их личная позиция, за которую они не несут никакой ответственности. Я считаю, в этом есть некоторый дисбаланс.

Изменения в этом году коснулись законотворческого процесса. Во-первых, у Думы появились контрольные функции. Сейчас после каждого отчёта министра выступает председатель вновь созданного комитета по регламенту и контролю, и все тезисы выступлений министров становятся предметом обсуждения.

Второй момент – появилась концепция нового аудиторства. Представляя заключения на тот или иной законопроект, Счётная палата говорит о всё большем числе недоработок.

Отбор законопроектов, вносимых по линии нашей партии, становится всё более эффективным. Есть у этого, конечно, обратная сторона: выйти с законом депутату от «Единой России» очень сложно, для этого нужно пройти путь многоуровневого внутрифракционного отбора. Но тем качественнее эти законопроекты.

Наши коллеги из других партий находятся в более выигрышном положении: у них такого отбора нет. Отсюда часто возникают и проблема качества их законопроектов, и самой их работы. Если мы, как партия большинства, получив непопулярные законопроекты из правительства и видя их обоснованность, берём на себя ответственность за их принятие, то оппозиционные партии считают, что это делать не обязательно. 

Если говорить о республике, то в этой связи я бы пожелал команде Удмуртии системности в работе по выполнению планов. У них очень много идей, но в реализации пока недостаёт системности. Конечно, команда пытается много сделать, исходя из своего предыдущего опыта. Пристрелочный год прошёл, за два года работы необходимо будет дать результат. 

Сегодня руководство Удмуртии имеет большой авторитет в федеральных органах власти. И надо этот потенциал использовать.

Поэтому, считаю, ближайшее время необходимо использовать для активизации работы по развитию республики. Например, по диверсификации военно-промышленного комплекса. Оборонный комплекс – главное достояние республики, и он развивается зачастую независимо от её руководства. Но необходимо помогать предприятиям искать пути диверсификации производства.

Очень много говорится про спорт, но нужна концепция развития массового спорта. Почему не заняться, например, развитием лыж и биатлона зимой, триатлона и скандинавской ходьбы летом? Отстроить новую трассу, организовать подготовку спортсменов, освоить производство экипировки в республике… Это «потянет» за собой развитие многих сфер производства и услуг.

Я бы обратил более пристальное внимание и на проработку проектов для федерального финансирования. Необходимо её усилить, потому что иначе много средств будет проходить мимо региона. Мы говорим о том, что на федеральном уровне есть средства, но чтобы их получить, нужно всё упаковывать.

В этом плане можно, например, использовать проект «Волга», в рамках которого будет проведена очистка реки и её притоков. Татарстан уже включил в этот проект очистку Камы на всей своей территории. Почему Удмуртия и Пермский край не могут сделать это? Когда я приезжаю в республику, всегда прошу в профильном министерстве – постоянно подавать заявки, каждый день. Пусть иногда будут отрицательные ответы, но надо пытаться. Для этого чиновник и поставлен на свой пост.

Реализация этого проекта может поднять и судоходство. Моя мечта – активизировать водный туризм на Каме, и сегодня это сделать реально. Посмотрите на пример Сарапула – там развитие уже началось.

Необходимо проявлять активность и в дальнейшем. Я как депутат Госдумы могу принять участие в реализации любого полезного для республики проекта, направлять письма в любые инстанции. Уверен, что совместной работой мы сможем решить много вопросов, и 2019 год для республики станет годом активного развития.