Совет Федерации одобрил закон, защищающий от уголовной ответственности лиц, ввозящих в Россию товары путем параллельного импорта. Теперь предприниматели могут торговать изделиями целого пула брендов без официального согласия производителей. Эксперты рассказали “Деловой Репутации”, как легализация параллельного импорта повлияет на работу маркетплейсов, какие существуют преимущества и риски у принятого закона. 

Илья Макаров, CEO IT-компании CS-Cart, эксперт в создании цифровых продуктов для e-commerce и ритейлеров:

– Параллельный импорт может стать отдельной нишей на маркетплейсах. Возможно, появятся специализированные площадки, которые будут продавать товары только из списка, например, вещи люксовых брендов.

Теоретически, легализация параллельного импорта должна расширить ассортимент и аудиторию конкретного маркетплейса. Практически же — такие товары ввозились и продавались на маркетплейсах и раньше. Теперь этот процесс зафиксирован законодательно, он даёт возможность крупным брендам спокойнее продавать товары, которые официально ушли из России, меньше рисковать с точки зрения репутации, партнёрских условий и работы на других рынках.

Минусом для продавцов и вендоров станет завоевание доверия покупателей, которые придут на маркетплейсы. Если раньше люди покупали у проверенных дилеров и не сомневались в качестве, то сейчас им придётся присматриваться к новым продавцам и различать оригинальность товаров. Этот процесс может затянуться на несколько месяцев или даже лет. Вопрос в том, насколько быстро и профессионально владельцы платформ и продавцы смогут убедить покупателей в подлинности своей продукции.

 

Сергей Сердюков, директор по спецпроектам группы электронных торговых площадок OTC.ru:

– Пока кардинальных изменений в работе маркетплейсов в связи с легализацией параллельного импорта мы не наблюдаем. В B2C-сегменте поставщики еще сбывают складские остатки. В сфере B2B — в большей степени осуществляются закупки типовых товаров, работ и услуг. Можно отметить, что активность старых поставщиков несколько снизилась, они затаились из-за нестабильности рынка. Тем не менее, о своем желании поучаствовать в закупочном процессе стали заявлять новые партнеры. Это дистрибьюторы из дружественных России стран, которые закупают продукцию в западных странах и готовы перепродавать ее на маркетплейсах.

Думаю, что в будущем конкурентным преимуществом будут обладать поставщики с пометкой «товар иностранного производства». Такие отметки уже появляются в маркетплейсах. Это практика будет укореняться. В ближайшем будущем маркетплейсы сформируют специализированные каталоги иностранных товаров с отметкой страны происхождения. Вся цепочка поставки товара дистрибьютора будет отражаться в таких каталогах: откуда и как был завезен товар. Важно, чтобы этот инструмент был удобным как для заказчика, так и для поставщика.

Нужно понимать, что техническое обслуживание товара ранее ложилось на производителя или его официального представителя. При параллельном импорте они не несут ответственность. Скорее всего, эта роль ляжет на плечи дистрибьютора, что будет закреплено в документации. Покупатель столкнется с необходимостью запрашивать документальное подтверждение гарантийного обслуживания от дистрибьютора. Маркетплейсы смогут помочь в отборе таких поставщиков, проверяя их документы и формируя специальный каталог.


Еще один риск — дистрибьюторы из дружественных стран сами могут попасть под западные санкции, это тоже нужно учитывать. Также при наличии посредника увеличивается стоимость товаров, работ и услуг. Но в данный момент легализация параллельного импорта необходима, эта мера позволит восполнить вакуум на рынке, который возник в результате ухода иностранных брендов и нарушения цепочек поставок. Это временное решение, которое поможет сохранить снабжение на должном уровне эффективности, пока ведется разработка отечественных аналогов.

 

Александр Неверов, д.э.н., директор Института психолого-экономических исследований:

– Параллельный импорт, конечно, всегда дороже прямого, хотя бы на наценку дополнительного посредника, но дешевле и прозрачнее контрабанды и контрафакта, где участники цепочки еще и берут премию за риск поимки со стороны различных органов. Поэтому удорожание до 30% можно считать объективным. Причем оно может быть только на первом этапе. Потом конкуренция посредников должна привести к снижению ими своей наценки, а значит, в итоге получим 10−15% роста цены в магазине. А вот завышение цен — это традиционная проблема в кризисных ситуациях. Именно легализация параллельного импорта и есть один из наиболее эффективных способов сохранить инструменты противодействия этому желанию нажиться на сложностях. С легальными товарами вся цепочка по линии ФАС и Роспотребнадзора продолжает работать.

 

Александр Кузнецов, эксперт по продажам на маркетплейсах: 

– Думаю, в текущей ситуации легализация параллельного импорта — единственный вариант сохранения привычного уровня комфортной жизни.  Эта мера не навредит бизнесу, если параллельным будет импорт оригинальной продукции хорошего качества. Ещё один плюс — возможность покупки оригинальной продукции без наценки официального дилера или продавца.

Однако не избежать и поставки подделок, контрафакта низкого качества. Вырастет доля копий брендов, ушедших с российского рынка. Более того, откроется дорога для новых производителей. Наши компании, которые будут пытаться импортозаместить конкурентов из других стран, столкнутся с небывалым ростом продаж. Это может вызвать всплеск ошибок, связанных с отсутствием проработанных процессов в быстрорастущих компаниях: отсутствием логистических и технических мощностей, срывом срока поставок.

Поэтому всем, кто торгует на маркетплейсах или оффлайн, следует быть предельно внимательными с закупкой продукции, не стараться закупить максимально дешевый товар и проверять случайные единицы продукции из партии товара перед закупкой у поставщика.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).