30 лет назад, 26 марта 1995 года, прошли первые выборы в Государственный Совет Удмуртской Республики. Согласно принятой в декабре 1994 года Конституции УР, он пришёл на смену Верховному Совету и уже три десятилетия является высшим и единственным органом законодательной власти республики. С Председателем Государственного Совета УР 5–7 созывов Владимиром Невоструевым обсудили основные этапы в жизни и работе парламента республики.
– Владимир Петрович, на ваш взгляд, каковы главные результаты 30-летней работы законодателей Удмуртии?
– Конечно, за такой солидный, даже по историческим меркам, срок сделано немало. Только законов принято более 2300. Они сформировали крепкую правовую основу для развития Удмуртии. Причём у нас достаточно гибкое законодательство. Оно менялось с годами, реагировало на новые вызовы.
Государственный Совет первого созыва начинал работу в непростой для Удмуртии и всей страны период. Шли серьёзные реформы, да и политическая нестабильность давала о себе знать. Людей напрягало, что жизнь стремительно дорожает, а производство непрерывно падает, сокращаются рабочие места.
Накануне первых выборов в Госсовет Удмуртии годовая инфляция в России перевалила за 200%. Сегодня покупали продукты по одной цене, а завтра они стоили уже дороже. Валентин Кузьмич Тубылов, Председатель Верховного Совета 12-го созыва, возглавлявший в то время республику, вспоминал, что были дни, когда запаса муки оставалось только на сутки. А взять негде – никаких фондов. Молодому поколению, не заставшему те времена, сегодня трудно представить пустые полки продуктовых магазинов. В те годы очень выручали бартерные взаимоотношения с соседними регионами.
Перед Государственным Советом стояла сложнейшая задача – фактически с чистого листа создавать эффективную правовую основу для сохранения ключевых отраслей экономики, поддержания стабильности в обществе, улучшения жизни людей. А поскольку главой республики был председатель Госсовета, именно депутаты имели возможность вносить конкретные предложения по законодательным основам социально-экономической и инвестиционной деятельности, правовым механизмам бюджетной и налоговой политики.
Благодаря целенаправленной законодательной работе по поддержке реального сектора экономики уже к началу 2000-х годов стали заметны первые признаки его оздоровления. Сокращается удельный вес убыточных предприятий, заметно увеличивается число рабочих мест. Промышленное производство в 2000 году выросло по сравнению с предыдущим годом сразу на 30%. Это был лучший показатель в Приволжском федеральном округе. Аграрии республики также наращивали производство.
Эффективные законодательные меры позволили от решения кратковременных задач перейти к стратегическому планированию. Государственным Советом совместно с исполнительными органами власти принято три пятилетних и пять ежегодных программ социально-экономического развития республики, разработано более 90 целевых программ. Главное – все они были выполнены!
Конечно же, огромный вклад в организацию работы Государственного Совета внёс его первый председатель Александр Александрович Волков. Ему удалось настроить работу депутатского корпуса в условиях стремительно меняющегося федерального законодательства, многочисленных экономических, социальных и политических катаклизмов, выпавших на тот период истории. Впоследствии, став первым Президентом Удмуртии, Александр Александрович провёл большую работу по формированию сильной и эффективной власти в республике, много сделал для её развития, улучшения жизни наших земляков.
– Как вы считаете, в чём разница между Госсоветом Удмуртии 90-х годов прошлого века и сегодняшним органом законодательной власти республики?
– Три десятилетия назад была абсолютно другая страна в плане экономических и политических реалий, иное отношение ко многим привычным нам вещам. Российская государственность находилась на переломном этапе развития. Решения требовались фундаментальные. И принимать их приходилось в непростых условиях, учитывая социально-экономическую турбулентность и связанную с этим неопределённость.
Перед депутатами Государственного Совета первых созывов стояли задачи по созданию крепкого правового каркаса, сохранению стабильности и управляемости в республике. Немало сил тратилось на преодоление межгрупповых и межпартийных разногласий на пути к поставленным целям. Было непросто, но им удавалось находить нужные решения по главным позициям. Консолидировав усилия, депутатский корпус разработал и принял законы, предопределившие дальнейшее развитие региона.
Капитальная правовая база, созданная депутатами первых созывов, открыла новые возможности для созидательной работы. Из года в год законодательство совершенствовалось, из созыва в созыв передавались устоявшиеся традиции, появлялись новые. Депутаты всегда придерживались и придерживаются преемственности поколений, используя в работе опыт коллег.
Сегодня Государственный Совет вместе с главой республики, правительством, органами местного самоуправления, сенаторами и депутатами Государственной Думы, избранными от нашего региона, формирует будущее Удмуртии, раскрывая имеющийся у неё потенциал в различных сферах. Главные ориентиры для нас в этой работе – Указы президента России и задачи, которые он ставит в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Действуем в рамках реализации национальных проектов, инициированных главой государства.
За эти годы изменилось количество депутатов. В пятом созыве число мандатов было сокращено со 100 до 90, а с шестого созыва наш законодательный орган состоит из 60 депутатов, работать стали ещё дружнее.
В нынешней обстановке серьёзно изменилась повестка дня. Мы видим, что требуются новые инструменты реализации государственной политики, постоянное укрепление и совершенствование нормативной правовой базы, в том числе с учётом особенностей Удмуртской Республики.
Столкнувшись с беспрецедентными вызовами извне, депутатский корпус вместе с правительством республики смог оперативно перестроиться и выработать своевременные решения по поддержке экономики, защитить интересы наших граждан, сохранить комфортные условия жизни людей и при этом не сбавить темпов движения вперёд.
– В составе депутатского корпуса всегда были представители разных политических партий, всех отраслей экономики и социальной сферы – промышленники, аграрии, учителя, врачи… Что их объединяет в парламентской работе?
– За семь созывов Государственного Совета депутатский мандат получили 409 человек. Избиратели всегда голосовали за достойных и уважаемых кандидатов. Поэтому депутатами становились ответственные и авторитетные люди, нацеленные на созидательный труд. Их всех объединяло и объединяет желание сделать жизнь людей лучше, внести свой вклад в процветание родного края. Многие из них добились в своих сферах деятельности впечатляющих успехов. Не случайно 25 депутатов удостоены звания «Почётный гражданин Удмуртской Республики».
В числе тех, кто получал депутатский мандат, четыре человека работали председателями правительства республики, 16 человек – заместителями председателя правительства, 11 человек стали главами городов, 10 человек руководили районами, ещё 19 стали министрами. Из состава Госсовета три человека были назначены на должность уполномоченного по правам человека в УР, ещё три человека с парламентским опытом в разные годы возглавляли Центральную избирательную комиссию республики.
Среди депутатов семи созывов немало уважаемых педагогов, медицинских работников, представителей отрасли культуры, много талантливых руководителей предприятий промышленности, малого бизнеса, агропромышленного комплекса, нефтяных компаний. Способствуя росту налоговой базы, они вносили и вносят большой вклад в пополнение регионального бюджета. Увеличение его доходной части позволяло больше денег выделять на строительство и реконструкцию детских садов, школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, Домов культуры и спортивных сооружений.
За 30 лет в Удмуртии построено и капитально отремонтировано более 1500 социальных объектов. Законодательно закреплены меры поддержки учителей, врачей, приняты нормы стимулирования молодых специалистов. Многие законы были направлены на укрепление промышленного потенциала региона, поддержку АПК, малого бизнеса и социальной сферы. Все успехи, которых республика достигла сегодня, невозможно представить без эффективных законов. А они могли быть разработаны и приняты только при плодотворной совместной работе. Только так можно добиться результата. Понимание этого объединяет депутатов, представляющих разные политические партии и сферы жизни.
– Владимир Петрович, вы избраны депутатом в четвёртый раз, и уже в третий раз коллеги доверили вам пост председателя Государственного Совета. Как парламентарий с большим опытом каким видите будущее законодательного органа Удмуртии?
– Государственный Совет всегда оперативно реагировал на изменения, происходившие в жизни страны и республики. Благодаря этому создана прочная законодательная база для повышения качества жизни граждан. Мы видим, как за эти годы изменилась Россия, а вместе с ней и Удмуртия. В стране не было единого правового поля, и только федеративная реформа, инициированная нашим национальным лидером Владимиром Владимировичем Путиным в начале 2000-х, позволила преодолеть правовую разобщённость государства. Сегодня мы живём по единым законам.
История Госсовета Удмуртии – это путь развития и созидания. Благодаря своевременным законодательным решениям в сложные годы республике удалось не только сохранить ведущие предприятия, но и создать благоприятные условия для открытия новых современных производств. Сегодня крупные заводы успешно выполняют оборонный заказ, выпускают широкий ассортимент гражданской продукции. Динамично развивается агропромышленный комплекс. Укрепляется социальная сфера.
Назову ещё несколько цифр и фактов, в достижение которых внесли свой весомый вклад и депутаты разных созывов.
По индексу промышленного производства Удмуртия входит в первую десятку регионов России. И не только благодаря гособоронзаказу. У нас реализуется немало инвестпроектов, нацеленных на импортозамещение и потребности российского рынка. Почти четверть общего объёма производства – гражданская продукция.
Сегодня республика на 2-м месте в ПФО по количеству субъектов малого и среднего бизнеса в расчёте на тысячу человек населения. Этот сектор даёт 30% республиканского бюджета.
Как человека, много лет отдавшего селу, меня очень радует и АПК. В 2023 году Удмуртия получила более 1 млн т молока. Мы здесь в числе лидеров по России и ПФО. Полностью обеспечиваем себя мясом, молоком, яйцом, картофелем и овощами.
В сфере социальной и национальной политики также немало добрых перемен. Мы продолжаем поддерживать работников образования, здравоохранения и культуры, особенно работающих на селе.
Приняли закон о республиканских праздничных днях и памятных датах. Он напоминает нам о событиях и людях, вошедших в историю Удмуртии. В рамках реализации закона о языках отрегулировали использование удмуртского языка, в том числе в сфере информации и рекламы.
Мы знаем, какая сложная демографическая ситуация в России и нашей республике. Но отмечу, что сегодня у нас более 27 тыс. многодетных семей, и их количество ежегодно растёт примерно на 1300 семей.
Все наши достижения, а перечислять их можно ещё долго, были возможны только при активном совершенствовании законодательства и его полной реализации.
Депутаты должны всегда держать руку на пульсе и быстро принимать решения с учётом меняющихся жизненных обстоятельств. Главное, чтобы у каждого из нас была ответственность за результаты своей работы. Тогда будет польза для людей, для общества. Уверен, что именно этого они ждут от парламентариев всех уровней. Таким я вижу и будущее Государственного Совета.
Хочу сердечно поблагодарить депутатов всех созывов за искреннее стремление сделать жизнь в республике лучше, за неоценимый вклад в процветание нашей родной Удмуртии.