Профессия геолога всегда была одной из самых романтичных. Её выбирали особенные мужчины – сильные духом, энтузиасты, готовые на лишения ради открытия новых месторождений. Теперь разведка недр – дело технологий и инноваций, да и современный геолог уже не похож на своего старшего «ветра и солнца брата», однако его роль в работе добывающих предприятий, в экономике региона, страны только увеличивается. О том, как «растят» новое поколение романтиков в области геологии в Удмуртии, о сегодняшнем дне и перспективах этой профессии – в интервью заведующего кафедрой геологии нефти и газа УдГУ Виктора Савельева.
– Виктор Алексеевич, в Удмуртии геологические работы по изучению нефтеносных горизонтов ведутся без малого век, однако «местный» научный фундамент под них был заложен многим позднее. Расскажите об основных вехах развития нефтяного образования – от первых шагов до создания профильной кафедры на базе УдГУ. Какое участие в этом процессе принимали лично вы?
– В начале 1990-х годов я приехал в Ижевск молодым специалистом, стал заниматься развитием новых технологий разработки месторождений и развития горизонтального бурения в институте «НИПИнефть». И буквально через месяц после начала работы Валентин Иванович Кудинов – патриарх, основатель нефтяной промышленности в республике, задумав в 1993 году организовать нефтяной факультет в университете, вызывает меня и говорит, что я должен преподавать геологию. На тот момент преподавательских кадров в регионе в этой области не было. И, организовав обучение, мы начали выпускать универсальных специалистов – геологов-разработчиков.
В 2006 году на факультете открылась профильная кафедра, специальность «Прикладная геология» со специализацией «Геология нефти и газа». А в 2011 году в УдГУ при финансовой поддержке предпринимателя, мецената Михаила Гуцериева, нефтяных компаний республики был открыт институт нефти и газа. Идеологами строительства нового нефтяного корпуса были Валентин Иванович Кудинов и ректор УдГУ того периода Виталий Анатольевич Журавлёв, а роль исполнителя их инициативы досталась мне.
Каждый этаж, аудитории, исследовательские лаборатории института проектировался под конкретные задачи. Это был новый, качественный этап в развитии нефтяного образования региона. Наша кафедра с того момента и по 2021 год подготовила 110 специалистов с квалификацией «Горный инженер-геолог», из них 21 окончили учёбу с отличием. Это полноценные специалисты, которые получают право работать на любых месторождениях, без дополнительных допусков. И я очень рад, что сегодня наши выпускники востребованы и успешно работают по всей стране, в том числе главными геологами на крупных предприятиях – в структурах «Роснефти», «Газпромнефти» и других нефтегазодобывающих холдингах.
– В настоящее время специалистов в области нефтеразведки готовят многие вузы. В чём перед ними преимущества нашей, удмуртской, школы?
– Поскольку институт нефти и газа – не такая титаническая структура, как крупные вузы, мы изначально понимали, что не сможем вести масштабные исследования и изыскания. И поэтому сосредоточили усилия на подготовке специалистов-производственников. Для этого в основу учебного процесса мы заложили, возможно, немного нестандартный подход. Наши студенты в обязательном порядке проходят летнюю практику – геодезическую, геологическую, геофизическую. Выезжая в поле, они работают с нивелиром, теодолитом, геофизическими приборами – этому ни на одной лекции не научиться. С третьего курса в обязательном порядке – производственная практика на предприятиях. В результате уже к старшим курсам они чётко определяются с будущим местом работы. Далее, имея практический опыт, студенты готовят высококвалифицированные дипломные работы – на доразведку, на доизучение недр, с экономическим обоснованием, многие из которых можно внедрять в производство. А из стен института они выходят «универсальными» солдатами, готовыми к труду, умеющими применять полученные знания на практике.
Естественно, чтобы воспитывать такие кадры, мы искали преподавателей с огромным опытом, багажом знаний. К примеру, дисциплину подсчёта запасов у нас ведёт, наверное, лучший специалист в Удмуртии Рамзиля Завдатовна Юсупова. Гидродинамическое моделирование преподаёт тоже профессионал своего дела Анатолий Вениаминович Берлин. Нефтепромысловую геологию – геолог с огромным практическим багажом Геннадий Савельевич Иванов. У нас отличные преподаватели-практики по геофизике и по всем другим направлениям. На этом и стоим все годы.
– Раньше геология была сугубо мужской профессией, и даже – образом жизни. Судя по вашим студентам, это гендерное разделение сохраняется?
– Действительно, в прошлом на нефтяной факультет УдГУ принимали только парней. А сейчас у нас обучается примерно равное количество студентов обоих полов. В профессию идут и девушки, причём такие, что юношам дают фору. Я наблюдал на распределении, как парни выбирали для себя «кабинетные» должности, а слабый пол заявлял о желании работать на промысле. И такой выбор достоин похвалы. Считаю, что если у человека в душе есть романтическая жилка, он однозначно станет успешным геологом.
– Эту жилку можно развить? И какими профессиональными компетенциями в идеале должен обладать хороший специалист по разведке недр?
– Вспоминая себя, мы, конечно, были романтиками. Современная молодёжь более прагматична. Но задор можно привить и развить в процессе обучения. Я всегда говорю, что мы должны «зажигать» студентов. У геолога должны блестеть глаза, должен быть настрой отстаивать свою позицию относительно перспективности территории. Таким мне видится настоящий специалист, который умеет мыслить, анализировать и на любом уровне сможет доказать необходимость применения той или иной технологии в целях наращивания запасов и нефте- и газодобычи.
Вся ресурсная база Удмуртии создавалась умами геологов. Сегодня на государственном балансе УР находится 820 млн т извлекаемых запасов, из них 460 млн т добыто, это – целиком и полностью их заслуга. И я очень рад, что огромный вклад в это дело вносят наши выпускники, которые, в том числе, определяют будущее нефтяной отрасли.
– В последние годы в мире активно обсуждаются вопросы «зелёной» энергетики. Как эта тенденция отразится на будущем геологии как профессии? Сохранится ли в ней потребность?
– Переходный период по «зелёной» энергетике определён до 2050 года, но не исключено, что он может быть и продлён. Поэтому мы следим за всеми новостями и сразу же рассказываем о них студентам. Но я уверен, что геология – профессия вечная. В настоящее время в Удмуртии степень изученности базовых горизонтов достигает 80%. Тем не менее ежегодно в республике открываются по два-три новых месторождения, они пусть и небольшие, но уникальные. До сих пор остаются нетронутыми, хотя в советское время над ними велась работа, глубоко залегающие горизонты рифейского-вендского комплекса, и сегодня есть все возможности – геофизика, методология и интерпретация обработки материалов – для их дальнейшего изучения, исходя из новых предпосылок р. Предстоит изучение девонского комплекса, он характеризуется сложным строением залежей нефти и требует особых технологий. Поэтому наше будущее – это активизация работ по поиску и разведке новых ресурсов. Считаю, что 1 млрд т извлекаемых запасов в Удмуртии – совершенно реалистичная цифра.
– Какими достижениями кафедры, студентов вы особо гордитесь? И какие задачи на перспективу вам предстоит решать, чтобы обеспечить, названный объём извлекаемых ресурсов?
– Работа проделана огромная. Если раньше у нас было всего пять бюджетных мест, то на протяжении последних лет их количество достигает 20, при сокращении числа обучающихся на внебюджетной основе. И на самом деле я очень этому рад: значит, у нас учатся те, кому это действительно надо и кто готов «вкалывать» ради своего образования. Благодаря поддержке нефтяных предприятий мы смогли приобрести современное оборудование и проводим исследования пористости, проницаемости, насыщенности горных пород, как и крупные научные центры. Кафедра оснащена базовыми программными продуктами по обработке, интерпретации материалов, геологическому и гидродинамическому моделированию. В результате наши студенты достигают отличных результатов на конференциях, семинарах, симпозиумах, олимпиадах. Нам есть чем и кем гордиться, и я больше чем уверен, что за такими ребятами – будущее.
Вместе с тем, мне бы очень хотелось, чтобы наши вчерашние студенты и дальше могли успешно реализовывать свой высокий потенциал, сохраняли интерес к обучению, саморазвитию, научной деятельности. Чтобы искры, которые они получили в институте, «горели» дальше и превращались в статьи, научные работы, новые достижения. Что для этого необходимо? В первую очередь, чтобы работодатели развивали наставничество осознанно, а с пониманием всей его сути. Молодёжь надо направлять, расширять её кругозор, передвигать с одного направления на другое. И тогда они – сегодня пока ещё маленькие алмазы – за счёт дальнейшей огранки станут для предприятий теми «бриллиантами», вместе с которыми мы точно сможем лет через 20 достичь этого миллиарда.