Защита прав на объекты интеллектуальной собственности занимает важное место в системе правовой защиты авторов и иных правообладателей. Гарант данной системы и добросовестности её участников – Федеральная антимонопольная служба и Удмуртское УФАС России как её территориальный орган. О том, как выстраивается работа в этом направлении, как регулируется и как бизнесу в процессе деятельности не нарушить требования антимонопольного законодательства, журналу «Деловая Репутация» рассказал руководитель Удмуртского УФАС Евгений КАПСУДИН.

Право на исключительность

Что же скрывается под формулировкой «результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»? Прежде всего, необходимо понимать, что законодатель разделяет эти объекты на две группы.

Результаты интеллектуальной деятельности – это результаты творческой деятельности, независимо от способа и формы их выражения и области использования. К ним относятся произведения науки, литературы и искусства, изобретения, ноу-хау и т. д.

Средства индивидуализации – определённые условные обозначения (изобразительные, звуковые и др.), при помощи которых юрлицо или ИП выделяется среди множества остальных. К ним относятся фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак и т. д.

Сущность исключительного права заключается в праве его владельца пользоваться и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности и корреспондирующей обязанности остальных лиц воздерживаться от его несанкционированного использования.

Наличие исключительного права само по себе является ценным активом, использование которого различными способами предоставляет правообладателю ряд преимуществ.

Нарушение такого рода исключительных прав – пример паразитической конкуренции. Не затрачивая собственных средств на разработку нового изделия, конкурент-нарушитель пользуется плодами деятельности другого лица. Поэтому основное преимущество, получаемое в данном случае, – снижение издержек на разработку аналогичного товара либо бренда. В свою очередь, это даёт возможность продавать товар по более низкой цене и привлекать к себе потребителей. Кроме того, нарушитель получает преимущество перед добросовестными конкурентами, воздерживающимися от нарушения чужих исключительных прав.

В большинстве случаев суть нарушения исключительного права на средства индивидуализации заключается в реализации своего товара под видом товара конкурента. Часто это сопровождается введением потребителей в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара (под товаром Закон «О защите конкуренции» подразумевает объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), поскольку поддельная продукция редко соответствует оригинальной по качеству.

Предпринимателям, которые пытаются продать покупателям товар с лейблом известного мирового бренда или принтом с популярным мультгероем, необходимо помнить: у данных объектов есть правообладатель, который может вполне обоснованно возражать против использования результатов его интеллектуальной деятельности без его согласия.

В сфере защиты интеллектуальных прав добросовестных предпринимателей Удмуртское УФАС России чаще всего сталкивается с актами недобросовестной конкуренции, связанными с созданием смешения с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента. К таким типичным нарушениям можно отнести следующие акты недобросовестной конкуренции (ст. 14.6 Закона «О защите конкуренции»):

– использование фирменного наименования (то наименование, которое зарегистрировано в ФНС) или коммерческого обозначения (то наименование, которое используется на вывесках, визитках и т. д.) конкурента в своей деятельности. Например, регистрация сайта, в доменном имени которого содержится наименование конкурента либо использование вывески с наименованием конкурента;

– копирование или имитация внешнего вида товара конкурента. Например, товар может продаваться под разными брендами, но потребитель идентифицирует товар как принадлежащий определённому производителю или продавцу за счёт дизайна упаковки, цвето-графического решения, вида и размера шрифта, его расположения в той или иной части упаковки и т. д.

С правом или без прав

Для пресечения таких недобросовестных практик Удмуртское УФАС России возбуждает в отношении нарушителей дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выдаёт предписания, привлекает виновных лиц к административной ответственности. Кроме того, Удмуртское УФАС России вправе обратиться в арбитражный суд с исками/заявлениями о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства и о понуждении к исполнению своих решений и предписаний.

Особый интерес представляет ст. 14.4 Закона «О защите конкуренции», определяющая в качестве акта недобросовестной конкуренции приобретение и использование средств индивидуализации. Нарушителем по данной статье выступает правообладатель исключительного права, который реализует своё право таким образом, что нарушает права иных лиц. Отличием данного вида правонарушения является тот факт, что формально правообладателем не допущено нарушений в процедуре регистрации приобретённых прав на товарный знак.

Показательным является дело, рассмотренное ФАС России, связанное с использованием товарного знака STAHLER. В ходе рассмотрения дела Комиссией ФАС России было установлено, что компания «ВаказимПропертиз Лимитед» приобрела и использовала исключительные права на товарный знак с целью не допустить на рынок своего конкурента StadlerFormAktiengesellschaft. Правовая охрана товарного знака STADLER FORM на территории РФ была признана недействительной по причине сходства с товарным знаком STAHLER. Действия компании «ВаказимПропертиз Лимитед» были признаны актом недобросовестной конкуренции.

Здесь налицо злоупотребление правом, запрет на которое установлен ст. 10 Гражданского кодекса РФ (не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав).

Правильная защита

Конечно, у бизнеса возникает вопрос: как защититься от посягательств на свои интеллектуальные права? В первую очередь необходимо своевременно оформить право на результаты интеллектуальной деятельности. Но здесь вновь не всё так просто.

Некоторые объекты интеллектуальных прав можно зарегистрировать, получить документы о регистрации и попасть в соответствующий реестр, например, получить свидетельство на товарный знак или патент на изобретение в Роспатенте, зарегистрировать фирменное наименование в ФНС. Такая регистрация неопровержимо подтверждает права на объект интеллектуальной собственности.

Но в отношении некоторых объектов такая регистрация просто не предусмотрена (например, фотография). Кроме того, невозможно зарегистрировать коммерческое обозначение в качестве товарного знака, если оно состоит из общеупотребляемых слов. В таком случае закон будет на стороне того, кто докажет, что первым стал использовать данное обозначение. Поэтому, чтобы обезопасить свой бизнес, нужно любыми способами документировать даты начала использования коммерческих обозначений, наименований, слоганов, логотипов.

Ещё пример. В деле, рассмотренном Удмуртским УФАС России, заявитель – индивидуальный предприниматель, оказывающий парикмахерские услуги и осуществляющий продажу париков, выбрал верную стратегию доказывания нарушения прав. Нарушение выразилось в использовании логотипа в виде стилизованной головы девушки на вывеске конкурента.

Заявитель предоставил договор на оказание услуг дизайнера, заключённый в 2018 году, иные доказательства того, что логотип использовался заявителем с 2019 года. Ответчик заказал разработку логотипа лишь в 2020 году. При этом дизайнер ответчика предложил данный логотип, пояснив, что изображение имеется в общем доступе в сети Интернет и не зарегистрировано как товарный знак.

Заявитель предоставил неопровержимые доказательства того, что логотип является принадлежащим ему результатом интеллектуальной деятельности. Действия ответчика были признаны актом недобросовестной конкуренции.

Как поступить, если вы обнаружили нарушение своих интеллектуальных прав. Есть несколько вариантов защиты:

– В судебном порядке путём предъявления иска к нарушителю, например, с требованием о пресечении действий, нарушающих исключительное право. Также можно попросить суд возместить убытки, причинённые нарушением.

– В административном порядке путём обращения в контрольно-надзорные органы, в частности, в ФАС России и её территориальные органы.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию в данной сфере предусмотрена ч. 2 ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Некоторые составы правонарушений могут образовать уголовно наказуемое деяние (статьи 146, 147 УК РФ), тогда за защитой прав необходимо обращаться в правоохранительные органы.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).