Общественный совет при ФАС предложит правительству вывести маркетплейсы из-под моратория на проверки IТ-компаний, пишут «Ведомости». Отмечается, что эта мера позволит ФАС анализировать деятельность интернет-платформ «на предмет соответствия их действий по отношению к поставщикам, антимонопольному законодательству». В Wildberries, у которого в марте вспыхнул конфликт c владельцами пунктов выдачи заказов, это предложение назвали нерациональным.
Дополнительно может быть изучен вопрос о снятии моратория на антимонопольные проверки в отношении всех аккредитованных организаций в области IТ, что «позволит дополнительно защитить права всех участников рынка, в том числе малого и среднего предпринимательства и потребителей», сообщил изданию представитель ФАС. Такое же предложение о снятии моратория с маркетплейсов ранее было направлено в Минцифры.
В Wildberries считают предложение о выводе маркетплейсов из-под действия нормативного акта нерациональным.
«Статус IT-компании не освобождает маркетплейсы от проверок, и в случае необходимости надзорные органы имеют право применять широкие полномочия», — сообщил «Ведомостям» представитель Wildberries.
Введенный решением правительства от марта 2022 года мораторий действует в отношении аккредитованных IТ-компаний и предполагает запрет до конца 2024 года на проведение всех видов государственного и муниципального контроля, за исключением внеплановых проверок по фактам утечек в интернет персональных данных или ненадлежащей рекламы. Обсуждение вопроса о возобновлении проверок в отношении маркетплейсов возобновилось на фоне конфликта Wildberries c владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ), который вспыхнул в середине марта из-за штрафов для ПВЗ за возврат товаров из-за брака или подмены. Конфликт привлек внимание Госдумы и Минтруда и Wildberries пришлось заморозить планы по новым штрафам.
«Очевидно, что инструменты саморегулирования не справляются, как показали последние конфликты Wildberries с контрагентами», — считает председатель генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова.
По мнению партнера Cross Insights Бориса Овчинникова, конкуренция между маркетплейсами и формирование ассоциаций, «профсоюзов» селлеров могли бы более эффективно оптимизировать отношения маркетплейсов и продавцов, чем проверки и госрегулирование.