Все масштабные изменения предыдущих трёх лет неизменно влияли на торговые центры. Пандемия 2020 года не только на время закрыла места притяжения покупателей, но и ускорила процесс развития онлайн-торговли, что отразилось на использовании коммерческих площадей. А уход зарубежных брендов вкупе с изменениями в потребительском поведении и вовсе привёл к падению оборотов розничной торговли за 2022 год более чем на 6% (по данным Росстата). Узнали подробнее, как турбулентность последних лет в экономике и мире изменила положение торговых центров и какие тенденции в сохранении и развитии ТЦ, ТРК и ТРЦ существуют сейчас.

Павел Люлин, вице-президент Союза Торговых Центров (Россия, Беларусь, Казахстан):

– С 2019 года посещаемость торговых центров постепенно снижалась – были взлёты и падения, но тренд в целом на снижение. Например, количество посетителей в январе 2023 года в среднем ниже на 24%, чем в январе 2019-го. Однако причины снижения в основном внешние, внерыночные: пандемийные ограничения, уход западных брендов, мобилизация, кризис контента в кинотеатрах, поэтому восстановление также происходит естественным путём, хотя и не так быстро, как ожидалось.

Бурный рост онлайн-торговли в пандемию не «закрыл» классические магазины, а сейчас пришло понимание, что заказ через Интернет также имеет свои недостатки: не всегда удобная доставка, ожидание, утечка персональных данных и т. д. С другой стороны, торговые центры также адаптируются: размещают постаматы, открывают ПВЗ, форматы шоу-румов. Развитие онлайн-продаж – это прогресс, который не остановить, но его можно применить себе на пользу, «отстроившись» и разделив рынок.

Арендные ставки  с 2019 по 2023 год в среднем выросли пропорционально инфляции, но есть важные нюансы. Во-первых, у многих арендаторов договоры долгосрочные, в которые уже «зашиты» условия по индексации арендной ставки. Во-вторых, подавляющее большинство арендаторов в эти пандемийные и санкционные годы получали временные скидки на арендную плату, которые в среднем составляли от 10 до 30%, но в некоторых случаях достигали и 70%. В-третьих, в разных центрах свои условия – в некоторых есть очередь из арендаторов, а в других вакансия 50% и выше. Поэтому «средняя температура по больнице» в арендных ставках может значительно различаться для конкретных объектов.

Сегодня для привлечения арендаторов торговый центр должен находиться в хорошей локации (желательно центр города, рядом с транспортными артериями), быть заполненным сильными брендами и якорными арендаторами, такими как супермаркет, fashion ритейл, операторы развлечений, иметь стабильную посещаемость. Для покупателей же в первую очередь важно соответствие своим ценовым предпочтениям и комплексное предложение магазинов и сервисов. Например, типовой успешный центр может выглядеть так: районный формат в центре города, площадью 25 тыс. кв. м, с супермаркетом, фуд-кортом, бытовыми услугами, аптекой, магазинами одежды, обуви, наличием детских и семейных развлечений и кинотеатром.

Валерий Фетисов, старший преподаватель департамента финансового и инвестиционного менеджмента, г. Москва, к. э. н.:

– Пандемия показала преимущества электронной торговли, где чаще можно найти акции и скидки на одежду, бытовую технику или что-то другое. С началом СВО стало очевидно, что уход иностранных брендов сильно подорвёт посещаемость ТЦ. На этом фоне неясное будущее вызывает у людей тревогу, поэтому они начинают переносить покупки на более благоприятное время. Отложенный спрос – вот что сейчас характеризует поведение россиян. Для нивелирования падения посещаемости торговым центрам необходимо «заманивать» покупателей различными активностями, например, детскими мероприятиями, мастер-классами, потому что цель каждого родителя – счастливый ребёнок, также проведением тематических мероприятий. Кроме того, высвободившиеся площади можно перепрофилировать в развлекательные или батутные центры, скалодром, пространства для выставок или проведения презентаций. Не новым для нас является оборудование на площадях фитнес-клубов танцевальных или спортивных секций. Остаётся вопрос с теми иностранными магазинами, которые взяли паузу. Останутся они или нет, время покажет. Но в 2023 году ждать позитивных политических или экономических новостей не приходится. Поэтому торговым центрам стоит сделать акцент в своей деятельности на развлечениях, культуре, спорте.

Елена Зиннатуллина, директор ООО «Азбука Ремонта», Ижевск:

– Уход зарубежных брендов не повлиял на наполняемость арендных площадей и магазинов. Поставщики в нашей отрасли оперативно нашли достойную замену ушедшим из России брендам без просадки по товарным группам и качеству. Более того, выбор представленных товаров радует своим обилием.

Онлайн-торговля сейчас активно развивается, и это отражается на наполнении торговых центров. На протяжении пяти лет в строительном центре открыты пункты выдачи заказов сразу нескольких интернет-магазинов. Они привлекают свой трафик покупателей, которые совершают дополнительные покупки в оффлайн-отделах.

На количестве арендаторов развитие онлайн-торговли в нашем случае сказалось в наименьшей степени. Пока сохраняется высокий спрос на консультацию профессиональных продавцов, от оффлайн-продаж отказываться рано. Консультанты помогают выявлять потребности и предлагают товар с характеристиками, которые максимально подойдут каждому покупателю, объясняют различие функций и параметров однотипных товаров – в интернет-магазинах такой опции нет.

Дальнейшие изменения в торговых центрах будут напрямую зависеть от потребностей покупателей. Сейчас мы видим, что людям необходимы комфорт, удобство и максимум информации при ограниченном количестве времени для выбора. Этого сложно достичь без помощи квалифицированных продавцов. Значит, важной составляющей современного торгового центра будет профессиональный консультант, а также возможность оперативного совершения и получения покупки, быстрая доставка.

Всегда существует ещё одна составляющая – развлекательная часть торгового центра, которая позволяет повысить лояльность покупателей и увеличить количество регулярных посещений. Мы проводим развлекательные мероприятия, практические мастер-классы и экспресс-обучения, в СЦ обустроена зона отдыха.

Также считаем важным для развития торговых центров грамотно выстроенную логистику, чтобы покупатель смог найти всё необходимое в одном месте, расположение отделов позволяло легко ориентироваться в товарных группах, а широкий ассортимент удовлетворял большинство потребностей.

Александр Ботников, директор компании «Этажи», Ижевск:

– Удмуртия несколько раз возглавляла рейтинг ПФО по количеству торговых площадей на одного жителя. Но при обилии квадратных метров в республике существует много «бестолковой» коммерции: торговых центров с однотипными магазинами, без парковок и качественного сервиса для арендаторов и покупателей.

Например, на ул. 10 лет Октября стоит торговый центр, где предусмотрено минимальное количество парковочных мест. В другом ТРЦ  в спальном районе – сложный заезд на парковку и плохая транспортная развязка. Возможно, 15 лет назад этот фактор не имел значения. Но сегодня при наличии выбора покупатели едут туда, где с парковкой и транспортом всё в порядке. Так снижается посещаемость и, соответственно, наполняемость ТЦ с плохой инфраструктурой. 

Ещё одна проблема, которая снижает наполняемость ТЦ, – качество управления. Возможно, данный фактор и стал одной из причин банкротства ТРЦ «Италмас». Например, в 2018 году я лично пытался снять там помещение и столкнулся со странным отношением: со мной не стали даже разговаривать, поскольку о нашей компании «ничего не слышали». Кроме того, коммунальные сборы для арендаторов этого ТЦ включали два пункта: за личное и за общее потребление. Для себя я сделал вывод, что грамотные люди построили перспективный торговый комплекс с большой парковкой, но поручили его управление непрофессионалам. 

В регионе есть и хорошие примеры – относительно новый ТРЦ «МОЛЛ Матрица», наполнение которого подходит под запросы разных людей и где количество парковочных мест коррелирует с числом посетителей. Ещё одна новая и продуманная площадка строится за ТЦ «Мой Порт». Это выгодное место для торговых площадей, поскольку здесь прекрасная транспортная доступность, огромная парковка, а рядом уже существует большое количество разного ритейла, что привлекает покупателей. 

Основная тенденция, которую мы видим сегодня, – снижается цена на аренду площадей в старых ТЦ, местах без инфраструктуры или с низкой клиентоориентированностью. Нужно чётко понимать, что клиент  торгового центра – это арендатор. Для арендатора клиент –  это покупатель. Если конечный покупатель не остаётся доволен, то страдает вся система. Непонимание этой логической цепочки ведёт к финансовым потерям ТРЦ в дальнейшем ввиду снижения стоимости квадратного метра.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).