Рынок лизинга, ответивший на ухудшение геополитической обстановки довольно серьёзным падением в первом полугодии 2022-го, по итогам годового периода всё же показал движение вверх. Насколько ситуация и инвестиционная активность бизнеса повлияли на самочувствие лизингодателей, каким эксперты видят траекторию дальнейшего движения сегмента, объёмы и наполняемость лизинговых портфелей в перспективе?

Татьяна ДОНЧЕНКО, генеральный директор компании «ТСС-Лизинг», Санкт-Петербург:

– Безусловно, в 2022 году экономическая ситуация оказала существенное влияние на рынок лизинга. Среди ключевых факторов, с которыми столкнулась лизинговая отрасль, я бы отметила серьёзные скачки в части процентных ставок в начале года, существенную трансформацию рынка поставщиков лизингового оборудования, достаточно длительную адаптацию логистических схем доставки лизингового имущества и, конечно, значимые изменения в структуре экономики, которые повлияли на бизнес наших клиентов.

Наиболее сложными для всех участников лизингового рынка оказались февраль и март – по причине резкого скачка процентных ставок. Рыночная ситуация заставила банки резко поднять ставки финансирования лизинговых компаний, что существенно увеличило стоимость фондирования операций и в конечном итоге должно было сильно ударить по конечному потребителю услуг – лизингополучателям. Но в целом лизинговый бизнес сумел демпфировать этот процентный удар по своим клиентам. В дальнейшем в течение года ставки находились на весьма приемлемом процентном уровне.

Что касается статистики, по данным РА Эксперт, объём нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2022-го сократился на 15%, при этом впервые за последние годы уменьшилось количество новых договоров (-24%). Падение наблюдалось практически по всем сегментам лизинга, но к наиболее «пострадавшим» можно отнести лизинг морских и речных судов и авиализинг. Первый снизился почти в два раза, второй упал чуть менее, чем на 50% к 2021 году.

К перспективам этого года мы относимся с осторожным оптимизмом, ожидая некоторой стабилизации рынка лизинговых услуг. Несмотря на серьёзную трансформацию финансовых рынков, изменение условий работы производителей и поставщиков техники, корректировки бизнес-моделей, мы видим, что запрос на инвестиции со стороны бизнеса будет расти. В частности, с уходом из России иностранных компаний освободились ниши, которые предстоит занять отечественным предприятиям. Для развития новых бизнесов потребуются серьёзные производственные мощности, инвестиционные вложения. Соответственно, будет стабильным и спрос на лизинг.

Кроме того, по опыту предыдущих кризисов, можно сделать однозначный вывод, что лизинг является очень адаптивным инструментом, который достаточно быстро принимает новые условия и продолжает развиваться дальше.

С другой стороны, в отрасли остаётся целый ряд вопросов, закрыть которые полностью, скорее всего, не получится и в рамках этого года. В первую очередь это касается импортозамещения техники, передаваемой в лизинг. Снижение объёмов техники на рынке стало одной из основных проблем в 2022 году. Скорее всего, и весь этот год мы будем заниматься вопросом стабилизации предложения и спроса на лизинговую технику и оборудование.

Определённые подвижки в решении этого вопроса, конечно, есть. Растут закупки техники из Китая, Турции и ряда других стран. В частности, по оценкам экспертов, доля китайского грузового автотранспорта выросла почти на 300% по сравнению с прошлым годом. Наша компания также активно расширяет южное и восточное направления, развивая сотрудничество с поставщиками техники, реализован ряд прямых импортных контрактов. Ещё одним важным фактором снижения дефицита техники является активизация работы с б/у техникой, которая, в том числе, приобретается за границей. Если у компании накоплены серьёзные компетенции в вопросе лизинга б/у техники и оборудования, думаю, в текущем году доля перечисленных выше активов в общем портфеле будет только расти.

Владислав МЫМРИН, директор по продвижению  ООО «ВБА», Ижевск:

– На самом деле то, что сейчас происходит на рынке лизинга, можно назвать своего рода оттепелью, потому что действительно тяжело было в конце февраля – начале марта 2022 года, когда ключевая ставка ЦБ взлетела до небес. На тот момент 90% наших клиентов были вынуждены отказаться от лизинга и кредитования. Кто-то искал альтернативные способы финансирования, а некоторые вообще отказались от расширения и обновления бизнеса. Словом, предпринимателям приходилось выживать. Для нас это обернулось определёнными сложностями, но остаться на плаву помогли другие продукты, актуальность которых на тот момент лишь возросла. Например, валютные счета.

Сейчас интерес к лизингу снова вырос. Помимо снижения ключевой ставки, влияние на это оказало импортозамещение. Многие предприниматели начали производить продукцию брендов, ушедших из России. Яркий пример – компания Siemens, оборудование которой внедрялось практически повсеместно, пока производитель не покинул рынок. Когда это произошло, многие промышленные предприятия, сотрудничавшие с этой организацией, испытывали опасения по поводу остановки ряда производственных линий, где была задействована аппаратура этого бренда. К счастью, на смену Siemens быстро пришли российские аналоги, которые буквально за пару месяцев научились делать местные производители.

Сейчас предприятия такого рода интересны для финансовых учреждений вдвойне – и в качестве лизингодателя, и как лизингополучатель, но изначально пришлось преодолеть некоторые сложности. Дело в том, что далеко не все готовы были обеспечивать им финансирование. Нам потребовалось определённое время, чтобы согласовать с лизинговыми компаниями финансирование некоторых предприятий, и это были абсолютно обоснованные трудозатраты, которые в последующем принесли свои плоды.

В целом спрос среди клиентов ВБА на лизинг во втором полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не просто вернулся в прежнее русло, а возрос почти в два раза, и это стало для нас приятной неожиданностью. Особым спросом пользуется коммерческий транспорт, оборудование и, что любопытно, недвижимость.

Ожидает ли нас новая волна сложностей, прогнозировать трудно. Но одно можно сказать точно: в 2022 году мы твёрдо убедились в том, что непростые времена нужно просто пережить. Это дано не всем. Например, некоторые лизинговые компании в Удмуртии приняли непростые кадровые решения, претерпели реорганизацию или вообще прекратили деятельность в нашем регионе.

Мария ГАБУНИЯ, директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг», Москва:

– Отрасль автолизинга закончила третий квартал 2022 года на подъёме, хотя в октябре и наблюдалось небольшое падение. С июня показатели продаж практически по всем сегментам перестали падать, стала видна положительная динамика. Удалось восстановиться грузовому сегменту, кроме определённых позиций (седельные тягачи, прицепная техника). Восстановление происходит в основном за счёт самосвалов – спрос на них растёт благодаря госпрограммам по развитию дорожного строительства. В легковом сегменте восстанавливается спрос на машины для таксопарков и каршеринга.

Спрос на российскую колёсную технику стимулируется субсидией Минпромторга, кроме этого, государство развивает дорожно-строительную отрасль через федеральные программы.

Лилия МАРКОВА, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», Москва:

– В 2022 году лизинговые компании, оказывающие услуги финансовой аренды автотранспорта, столкнулись с проблемой острого дефицита новой техники в связи с уходом из России крупных иностранных импортёров.

Несмотря на сложную ситуацию на рынке, компании находят возможности для роста. Например, в нашем случае объём нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2022 года увеличился в 2,3 раза.

Если говорить о направлении автолизинга, то ключевым трендом первых трёх кварталов прошлого года во всех сегментах стал растущий спрос на китайские автомобили и технику с пробегом, доля которой по сравнению с аналогичным периодом 2021-го увеличилась в шесть раз, до 24%. Кроме того, структура рынка перераспределилась в пользу грузового транспорта и спецтехники.

Анастасия РОТАРЬ, региональный директор по УФО «Интерлизинг»:

— Прошлый год, безусловно, оказался непростым. Весь мировой и российский рынок, в том числе российский рынок лизинговых услуг, были вынуждены перестроиться. От первичного шока первых двух кварталов 2022 года, характеризующихся сбоем каналов поставок, сбыта, резким ростом и затем падением ключевой ставки, мы все перешли к стадии адаптации.

Человеческая реакция на стресс всегда одна из трёх: «бежать, сражаться или замереть». Логично ожидать, что в течение этого года и ближайших нескольких лет какие-то бизнесы предпочтут продаться/объединиться или уйти с рынка. Кто-то, наоборот, подхватит образовавшиеся пустые ниши, в том числе по импортозамещению, параллельному импорту, открытию новых производств и т. п.

Соответственно, это будет касаться и рынка лизинга – часть компаний с рынка ушла или уйдёт (в том числе через объединение с более сильными игроками) в ближайшие годы, но, в общем и целом, рынок лизинга в России достаточно «живучий», гибкий, и переживает не первый кризис. В 2022 году лизинговые компании достаточно быстро изменили свою продуктовую линейку, начав активно работать с китайскими производителями, которые множились в России в течение всего 2022 года. Также практически все лизинговые компании успешно стали работать по программам б/у имущества и возвратного лизинга.

Виктор БОЧКОВ, генеральный директор ЛК «Директ Лизинг», Москва:

— За последние десять лет рынок переживал несколько кризисов, в том числе повышение ключевой ставки ЦБ РФ, девальвацию рубля. Эти факторы, безусловно, отражались на развитии лизингового сегмента. Но компании научились с этим работать, грамотно расставлять приоритеты и акценты. Да, возможно, лизинг дорожает, но возрастает и стоимость услуг, то есть вложения лизингополучателей окупаются.

К негативным факторам в ситуации, которая складывалась в 2022 году, можно добавить уход зарубежных представителей рынка авто и техники. И здесь всё сложнее, чем с другими негативными факторами, доля автолизинга за прошлый год значительно просела. Есть, безусловно, и положительные аспекты: в частности, отмечается спрос на оборудование, выход на рынок аналогов транспорта, заменивших ушедших из России и Китая.

Как в складывающихся условиях ответить на вопрос: что сегодня выгоднее – кредит и лизинг? Здесь нужно конкретизировать – для каких сегментов? Для индивидуальных предпринимателей и компаний с УСН, конечно, выгоднее кредитные продукты. Для организаций с общей системой налогообложения, безусловно, – лизинг, поскольку они могут возместить налоги, а это зачастую достаточно приличные суммы. Также рекомендую бизнесу не упускать из внимания программы, реализуемые Минпромторгом, предоставляющие дотации на приобретение имущества в лизинг.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).