Российско-китайский оборот торговли товарами за 10 месяцев 2022 года увеличился на 33% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, до 153,9 млрд долларов. Достигнутый показатель уже превысил весь прошлогодний объем двусторонней торговли (147,2 млрд долларов), который был рекордным для Москвы и Пекина. О том, за счёт каких проектов Россия и Китай могут увеличить товарооборот и выгодно ли сейчас российскому бизнесу сотрудничать с китайским, объясняют эксперты журнала. 

Елена Жиряева, эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук:

— По сведениям информационного агентства Neftegaz.ru, Китай за 9 месяцев 2022 года сократил объемы импорта нефти, природного газа и угля. Говорить о сокращении торговли можно только измеряя её в физических объемах. Китай сократил импорт нефти за 9 месяцев 2022 года на 4,3% в физических единицах, в годовом выражении — до 370,406 млн тонн. В денежном выражении импорт нефти вырос на 47%, до 272,46 млрд долларов США. 

Поскольку данные таможенной статистики ФТС за последние месяцы закрыты, обратимся к зеркальной статистике Главного таможенного управления Китайской Народной Республики. Заметен резкий рост импорта газа за август-сентябрь. По сравнению с январем в сентябре импорт нефти был больше на 19%, нефтепродуктов – на 20%, газа – в 3,5 раза, каменного угля – в 1,5 раза. Таким образом, перспективы развития товарооборота заключаются в торговле газом.

По данным 2021 года, первые три группы в экспорте из России в Китай составляют 27 (минеральные топлива, сырая нефть на первом месте), 26 (руды, на первом месте железная руда) 44 (древесина, на первом месте доски товарной позиции 4407). Китай экспортирует в Россию товары групп 85 (электрические машины и оборудование, на первом месте телефоны), 84 (неэлектрическое оборудование, на первом месте компьютеры), 87 (автомобили, на первом месте легковые). 

Россия переориентировала экспорт газа в восточном направлении. Несмотря на то, что торговля идет с дисконтом (в сентябре сообщалось, что Китай купил несколько партий газа с «Сахалина-2» с поставкой до декабря почти за половину спотовой цены), объёмы приобретенного газа превышали внутренние потребности Китая, и газ перепродавался в Европу, выгоды бизнеса и государства как получателя экспортной пошлины состояли в возможности зарабатывать валютную выручку в условиях политических и технических проблем экспорта в западном направлении. В октябре, однако, Китай прекратил реэкспорт, так как внутренний спрос с наступлением зимы увеличился.

Анна Трофименкова, президент региона Россия компании «Tiens Group» (Китай):

— Наша компания базируется в Китае, но работает во всем мире. В России мы работаем уже 12 лет. На примере нашего бизнеса, я вижу, что рост торгового оборота между Россией и Китаем возможен для обеих сторон. Китаю есть что дополнить в линейке товаров, которые он поставляет в Россию. В частности, представители штаб квартиры нашей компании в Китае заинтересованы в том, чтобы помочь продвигать на международный рынок бренды российской косметики и товаров для дома. 

Утверждение, что Россия на экспорт – это только природные ископаемые, стало мифом. Пандемия дала мощный толчок развитию онлайн продаж и подстегнула трансграничную торговлю. Теперь, чтобы успешно продавать свой товар, не надо вести многолетние переговоры с потенциальными партнерами. Можно искать прямой путь к сердцу потребителей в интернете. Благодаря онлайн торговле мы в России можем купить в Китае любые потребительские товары напрямую. Наша компания считает, что и обратный интерес существует, надо только показать российские товары китайским потребителям. По интересу наших китайских коллег, мы видим, что за рубежом возможен спрос на российские товары для красоты и порядка в доме. Также наши китайские руководители видят большой потенциал в развитии туризма в нестоличных городах России. 

После февральских событий первое время мы получили «бутылочное горлышко» в районе Владивостока, но потом процессы наладились, мы нарастили импорт и воспользовались льготной нулевой ставкой на БАД, действовавшей до сентября этого года. Плюсом этой перенастройки стало то, что руководство «Тяньши» решило увеличить объемы производства продукции для потребителей из России и стран СНГ на российских производственных площадках. Сейчас объем продаж российской продукции 3%, в следующие 2 года мы планируем довести до 15% процентов.

Китайские бизнесмены умеют строить долгосрочные отношения со своими партнерами и проходить вместе с ними через все кризисы. Так, руководство компании решило вложить полмиллиона долларов для поддержки российских производителей. Сиюминутная прибыль для Китая не самый главный фактор успеха. Я считаю, что такой подход безусловно выгоден российским бизнесменам, потому что дает поддержку и пример того, что в любом кризисе, как учит китайская философия, рождаются новые возможности развития.

Оксана Феоктистова, руководитель ПЭК: GLOBAL:

— Россия экспортирует в Китай минеральную и химическую продукцию, древесину, целлюлозно-бумажные изделия, металлы, сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары. Китай поставляет оборудование и транспортные средства, продукцию химической промышленности, текстиль, обувь и другие товарные категории.

Грузопоток растет ускоренными темпами. Например, в ПЭК объем заявок на доставку из Китая каждый месяц увеличивается на 4%. Категории лидеры: автозапчасти и расходные материалы, электроника и бытовая техника, оборудование, бытовая химия, одежда и обувь. 

Российский бизнес переориентировался на альтернативных поставщиков и рынки сбыта в Юго-Восточной Азии. Главный вызов для логистики — справиться с растущим грузопотоком в условиях разрыва цепей поставок, которые выстраивались годами.

Глобальные морские линии приостановили букинги в порты нашей страны, их заменили сервисы китайских и российских операторов. Вместо контейнеровозов большой тоннажности часто используется флот малой вместимости. Сервисы морских линий на маршруте Китай — Россия — Китай продолжают перестраиваются, из-за турбулентности компании могут столкнуться с временными финансовыми издержками.

Россия и Китая планируют нарастить объем взаимной торговли до 200 млрд долларов США к 2024 году. Бизнес уверенно движется к поставленной цели, однако логистика может стать барьером. Сложности при доставке из Китая мы наблюдаем уже два года. Самая напряженная ситуация в морских перевозках. Из-за ухода глобальных линий, число сервисов сократилось, большая часть грузов прибывает в порты Дальнего Востока. Ранее грузопоток распределялся равномерно с портом Санкт-Петербург.  

Морские гавани Дальнего Востока перезатарены, ожидание разгрузки может занимать до 30 дней. Не хватает открытых площадок для таможенных досмотров, что приводит к задержкам в обработке, недостаточно и ж/д-платформ. В итоге, срок морской перевозки из Китая в Россию увеличился до 60 дней. 

Надеемся, что меры, предложенные министром транспорта РФ Виталием Савельевым, помогут решить проблемы вывоза импортных грузов из портов Дальнего Востока в краткосрочной перспективе. Речь об увеличении числа контейнерных составов на три пары в сутки до конца этого года. Также министр предлагает нарастить количество поездов с контейнерами в полувагонах с одного до пяти в сутки. В планах продлить скидку в 20,7% на перевозку контейнеров в полувагонах до конца 2023 года.

Критической остается ситуация и на автомобильных погранпереходах. Между РФ и КНР действует восемь МАПП, пропускная способность которых ограничена — не более 40 грузовиков в сутки на один погранпереход. Действует модель перецепки, когда до границы товар доставляет китайский грузовик и только после этого партию забирает тягач на российских номерах. Грузовики проводят в заторах на погранпереходах от пяти до 10 дней. Самая напряженная ситуация на МАПП «Забайкальск — Маньчжурия».  Доставка занимает в среднем 45-50 дней.

Более 65 автомобильных погранпереходов планирует модернизировать Росгранстрой до конца 2027 года, в их числе «Благовещенск—Хэйхэ» и «Кани—Курган» на границе с Китаем. Объем инвестиций увеличится на 16% и составит 25 млрд рублей в 2023 году. Важно ускоренными темпами повысить пропускную способность погранпереходов, чтобы мощности справлялись с растущим грузопотоком.   

Мы сфокусировались на развитии дополнительных сервисов международной логистики, чтобы помочь российскому бизнесу оперативно перестроиться на альтернативных поставщиков из Юго-Восточной Азии. Для этих целей запустили торговое агентирование в Китае. Специалисты ПЭК помогают компании выбрать поставщика, проверить качество изделия и оформить сопроводительные документы, разработать график отгрузок.

Комментарий АО «РЖД Логистика»:

— Россия и Китай сохраняют прочные торговые связи во многом благодаря тому, что участникам транспортно-логистического рынка удалось за короткое время переориентировать грузопотоки с запада на восток. В новых условиях значительно возросла роль транскаспийских маршрутов и МТК «Север-Юг». Особое значение приобрел транзитный потенциал стран Средней Азии, в частности, Казахстана. 

На примере работы своего филиала в Астане отмечаем высокие темпы роста экспортных отправок из Белоруссии и России в Китай через Казахстан. В первом полугодии 2022 года абсолютный рост был зафиксирован, к примеру, в поставках удобрений, что позволяет говорить о расширении номенклатуры отправляемых в Китай через Казахстан сырьевых грузов. На экспорт в Китай через Казахстан также отправляется сельскохозяйственная продукция в крупнотоннажных контейнерах. 

Китайским потребителям доставляется продукция зерновой переработки, пшеница, пшеничные отруби, семена сафлора, овощная мука и другая сельскохозяйственная продукция. Экспортно-импортные отправки по-прежнему идут через Дальний Восток. Импорт из Китая включает, например, оборудование для строительной техники. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).