После недавнего ввода запрета на использование иностранных сервисов для обмена сообщениями, который коснулся ряда российских организаций, многие задумались: а какова альтернатива иностранным мессенджерам, удобная для компаний? Наши эксперты помогают ответить на вопрос. 

Татьяна Савко, менеджер по развитию корпоративной платформы Frisbee:

— Расскажу об альтернативах зарубежным мессенджерам, которые теперь нельзя использовать в оказывающих госуслуги или выполняющих госзадания организациях. Как разработчики корпоративного мессенджера мы видим: проблема перехода на новые средства коммуникации зачастую сводится к тому, что пользователи просто привыкли к определённым продуктам и сложно выходят из зоны комфорта. На российском рынке есть достойные альтернативы, как публичным, так и корпоративным мессенджерам. Разработчики уже не первый год предлагают продукты, в которых упор сделан именно на сохранность передаваемых данных.

За последний год отечественные разработчики заметно активизировались, чтобы предоставить российскому пользователю продукты, которые имеют схожие с уже привычными сервисами функции. Это касается абсолютно всех сфер, не только онлайн-коммуникации. Запрет на использование зарубежных мессенджеров затрагивает банки, компании с государственным участием, финансовые организации. Для этой сферы как нельзя лучше подходят российские корпоративные мессенджеры, включенные в Реестр отечественного ПО. Достаточно вбить в поисковую систему «российский мессенджер на своём сервере» и выбирать средство коммуникации под свой запрос. Ориентироваться также можно на рекомендации Минцифры России, данные около года назад. Там указаны мессенджеры разного формата, которые являются аналогами зарубежных сервисов. Из корпоративных решений, к примеру, рекомендуется коммуникативная платформа Frisbee.

Критерии, на которых Минцифры основывает своё решение, на наш взгляд, включают в себя:

— Сохранность личных данных. Вся передаваемая через мессенджер информация зашифрована, а данные хранятся в известном месте. То есть сервер, где развёрнут мессенджер, установлен в компании, которая его использует, или в доверенном дата-центре.

— Устойчивость к санкциям. Когда мессенджер изготовлен отечественным разработчиком, это гарантирует его стабильную работу вне зависимости от событий в мире.

— Привычный интерфейс. Пользователи знают, как устроены привычные публичные и бизнес-мессенджеры, они не готовы переучиваться для работы в отечественных корпоративных платформах. Поэтому российский корпоративный мессенджер должен быть интуитивно понятным, с привычным набором опций и элементов интерфейса.

— Контроль за доступом в мессенджер. Если в корпоративном мессенджере можно администрировать аккаунты, добавлять пользователей централизованно, закрывать доступ ушедшим сотрудникам, то утечка ценной информации сведена к минимуму.

Мария Вылегжанина, управляющий директор MDK Creative:

— Практически все альтернативные российские мессенджеры имеют все те же инструменты, которые есть в иностранных – чаты, групповые чаты, видеозвонки, возможность ведения каналов, бесплатные стикеры и гифки, исчезающие сообщения и т.д. Таких мессенджеров даже несколько, но до этого момента они не имели популярности. Один из самых известных – VK Мессенджер. Не все знают, что в нём можно зарегистрироваться, не имея аккаунта во «Вконтакте». Человека можно пригласить в групповой чат, отправив ему сообщение через SMS. Этот мессенджер довольно технологичный, в нем можно переписываться, звонить, создавать групповые чаты и совершать групповые видеозвонки, скрывать статус, включать функцию исчезающих сообщений и совершать множество других действий.

Также уже популярен Яндекс.Мессенджер. Он позиционируется как инструмент для корпоративной работы. В нем также можно делать голосовые и видеозвонки, отправлять стикеры, реакции, сохранять посты в избранное. Аудиосообщения можно конвертировать в текст через технологии Яндекса. Удобно, что есть и десктоп-, и веб-версии.

У людей, зарегистрированных в «Одноклассниках», есть возможность использовать мессенджер от создателей этой соцсети – ТамТам. В нем, помимо текстовой переписки, можно совершать групповые видеозвонки с большим количеством участников – до 100 человек. Также можно создавать большие групповые чаты, назначать до 50 админов. Бесплатные стикеры и гифки. Зарегистрироваться можно либо по номеру телефона, либо через аккаунт в «Одноклассниках».

На мой взгляд, «Вконтакте» является ключевой платформой для компаний и организаций, так как ей можно пользоваться и как мессенджером со всем необходимым функционалом, и как каналом для позиционирования своей компании, совершения продаж, проведения консультаций, отправки обращений или запросов в большое количество других компаний и организаций через сообщения внутри самой соцсети. Рекомендую всем организациям организациям, которым, скорее всего, в течение года предстоит отказаться от привычных платформ, изучить подробнее весь инструментарий «Вконтакте».

Кирилл Упоров, основатель российской IT-платформы Skilla.ru:

— Ответим на вопрос, исходя из собственного опыта. В сфере бизнеса по предоставлению линейного персонала очень распространена практика поиска исполнителей через чаты и мессенджеры. В них же происходит назначение на смены и контроль выполнения работ.

Мы давно поняли, что вести бизнес через мессенджер нечестно по отношению к исполнителям заказов, и совершенно точно неудобно для предпринимателей. Поэтому с 2014 года разрабатываем собственную IT-платформу для всех сторон бизнеса. Для заказчиков и исполнителей, а также посредников-предпринимателей, которые открывают офисы по лицензии и зарабатывают комиссию за заказы, выполненные исполнителями. Вся коммуникация с исполнителями происходит через мобильное приложение, без использования сторонних мессенджеров.

Здесь – свои преимущества: вся документация прикрепляется сразу в личный кабинет предпринимателя-партнёра (не теряется в бесконечных чатах) прямо из приложения. Для исполнителей повышается прозрачность работы: время прибытия на заказ и ухода с него фиксируется GPS-метками, график работы исполнитель назначает сам в приложении.  Оплата за услуги самозанятых исполнителей также автоматизирована через собственную CRM-систему.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).