В Удмуртии подвели предварительные итоги отраслевого проекта ФНС «Общественное питание», направленного на повышение прозрачности работы этого сектора. О том, кто попадает в зону внимания налоговиков, каких результатов удалось добиться и каковы задачи на этот год, рассказала в интервью «Деловой Репутации» начальник отдела оперативного контроля Управления ФНС России по Удмуртской Республике Татьяна Ямщикова.

Правила для всех

– Основная задача проекта, который стартовал в начале 2024 года, – создание равных конкурентных условий для всех участников предпринимательского сообщества, обеспечение повсеместного применения контрольно-кассовой техники и выдачи кассовых чеков, сокращение теневого рынка занятости и легализация налоговой базы при выплатах работникам кафе и ресторанов заработной платы.

Это правила работы, которые должны соблюдаться всеми, для того чтобы в отрасли был порядок: нужно платить сотрудникам официальную заработную плату, выдавать чеки, пробивать выручку. Таким образом и выбраны критерии, которые применяются к тем налогоплательщикам, которые были отобраны для проекта.

Это рестораны, кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетерии, рестораны быстрого питания и самообслуживания. Причём вне зависимости от наличия или отсутствия посадочных мест, официантов, способа доставки готовых блюд, суммы среднего чека или расположения. Исключение сделано для столовых и буфетов на заводах и предприятиях, в офисах, органах власти, учебных заведениях и больницах. Также пока под проект не подпадают организации, оказывающие услуги кейтеринга, кулинарии в магазинах, предприятия по изготовлению шаурмы.

На старте проекта отслеживалась работа 425 налогоплательщиков, на текущий момент их 441. Из них 130 юридических лиц и 311 индивидуальных предпринимателей. Количество точек выросло за год с 557 до 610.

Все заведения разделены на три основных сегмента по среднему чеку. Наибольший объём – 67% – составляют те, в которых средний чек не превышает 900 рублей. 31% – от 900 до 3500 руб., и, наконец, самая небольшая категория со средним чеком от 3500 руб. – всего 2%.

По критериям разницы нет, но, что касается подхода, конечно, есть. Таким образом, мы можем учесть нюансы ведения бизнеса, в том числе с точки зрения применяемой системы налогообложения, которую использует бизнес: патент, упрощённая, общая и так далее.

«Красная зона»

Самые проблемные налогоплательщики попадают в так называемую «красную зону». Это происходит при срабатывании двух маркеров риска:

  1. Уровень заработной платы ниже МРОТ. На старте проекта под наше внимание в первую очередь попадали налогоплательщики, которые совершенно искренне считали, что могут выплачивать заработную плату ниже минимального размера оплаты.
  2. Отклонение соотношения наличных и безналичных расчётов на конкретной торговой точке. Клиент, безусловно, может расплачиваться так, как ему удобно. Но в среднем по нашему региону доля расчёта наличными в общепите составляет 16%. Значительное отклонение от этого показателя, как в большую, так и в меньшую сторону, является для нас «звоночком». Например, совсем нет наличных – это, естественно, для нас повод предположить, что кассиры на этой точке наличные не пробивают и в доходах не учитывают. Если доля расчета наличными 50–60% – это может говорить о том, что на точке что-то не в порядке. Возможно, кассир просто не умеет правильно пользоваться аппаратом. Такое происходит сплошь и рядом, так как каждый третий работодатель говорит нам о текучке кадров.

Продуктивный год

За год работы число налогоплательщиков  в «красной зоне» сократилось в шесть раз. В январе 2024 года в ней находились 243 налогоплательщика. Спустя год – только 39. Мы планомерно в течение года общались с бизнесом на рабочих встречах, доводили необходимую информацию, спрашивали о причинах отклонения показателей и, соответственно, следили за тем, чтобы модель поведения была скорректирована. То же касается и тех, кто находится в «жёлтой зоне» (когда проблемы все же есть, но не столь критичные).

Зато количество налогоплательщиков  в «зелёной зоне» спустя год работы проекта выросло в 3,4 раза – с 159 до 539. Это не значит, что они выходят из проекта, мы продолжим их мониторинг, но внимания им всё же будет уделяться меньше.

Косвенным показателем успешной работы проекта также можно считать рост выручки по заведениям нашего региона. По тем, кто находится в проекте, за год выручка увеличилась с 1,1 млрд руб. до 1,7 млрд. Сумма кассовых чеков коррекции за прошлый год составила 49 млн рублей.

Эти чеки коррекции были сформированы предпринимателями после проведения рабочих встреч и доведения рисков, которые мы видим в их деятельности, либо после наших контрольных (надзорных) мероприятий.

Планы на 2025 год

В этом году эта работа, безусловно, будет продолжена. Но в отличие от прошлого периода, где мы, в частности, боролись с «серой» занятостью и добивались, чтобы оплата труда не была меньше МРОТ, в этом году мы ставим более высокую планку и нацелены на разъяснительную работу по доведению уровня официальных зарплат в сфере общественного питания до средней по отрасли. Она на начало года составляет 41823 рублей.

Также отмечу, что с 1 марта меняется законодательство о применении контрольно-кассовой техники для сферы «Общепит». Кассовый чек с QR-кодом посетителю заведения должны выдать до того, как он фактически расплатится. Не счёт, не предчек, а именно кассовый чек. Это очень важные изменения, которые в первую очередь повлияют на легализацию выручки.

Надо отметить, что наша работа не была бы так эффективна без поддержки и помощи уполномоченного по защите прав предпринимателей Олега Овчинникова, сотрудников Роспотребнадзора по Удмуртии и администраций городов, Ассоциации по туризму и гостеприимству.

Цифры

Общая выручка в сегменте общепита в Удмуртии:

2023 г. – 13,9 млрд руб.

2024 г.– 30,3 млрд руб.

Налоги в бюджет Удмуртии (по УСНО и ПСН по виду деятельности «Общественное питание»):

2023 г. – 359 млн руб.

2024 г. – 562 млн руб.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).