Последний год был для избирательной комиссии республики временем напряжённым: это и ключевые выборы – главы и депутатов Государственного Совета, и серьёзные структурные изменения. У избиркома сменилось и название –  теперь это не ЦИК, а Избирательная комиссия Удмуртской Республики,  и руководитель: председателем стала Светлана Пальчик, которая хорошо известна по работе в качестве заместителя руководителя АГИП и руководителя пресс-службы главы и правительства Удмуртии. О том, какие ещё изменения ждут удмуртский избирком , – в её интервью «Деловой Репутации».

– Светлана Сергеевна, сложно ли было перестраиваться для работы в новой сфере?

Мы часто опасаемся перемен, представляем риски и сложности, которые в связи с ними возникают. Я не исключение: были и сомнения, и страхи. А потом на собеседовании с руководством ЦИК России мне сказали: все когда-то бывают в начале пути. И всё встало на свои места.

За 17 лет работы в органах исполнительной власти я всегда участвовала в избирательных кампаниях, будучи в штабах первых лиц города или региона. Так что опыт есть, но он, скажем так, больше односторонний. Мне повезло несколько лет работать в избирательной комиссии Ростовской области: там очень сильная команда, и я благодарна за огромное количество проектов, которые мы сделали.

Конечно, перемены в сфере деятельности очень быстро снимают с тебя «корону знатока». Это мотивация учиться и стремиться глубже разбираться в вопросе. Без изменений нет роста.

– Придя на новую должность, какой вы увидели работу избиркома региона?

– Мне повезло: я пришла работать в команду профессионалов из 11 тысяч человек. В течение зимы мы объехали все города и районы, познакомились с территориальными и участковыми избирательными комиссиями, и я теперь точно знаю, что в их командах работают ответственные люди с большим опытом организации кампаний разного уровня. Мы обсуждали все проблемы и трудности, которые возникали у них в процессе работы. Благодарю коллег за идеи и подсказки: часть мы уже внедрили и видим результат.

На всех встречах присутствовали главы муниципалитетов, председатели представительных органов, и это очень важно, потому что работаем мы вместе, и задачи у нас общие: проведение открытых, прозрачных, конкурентных выборов. В абсолютном большинстве муниципалитетов органы власти детально вникают в процесс и оказывают всё необходимое содействие: от установки дополнительных светильников в кабины для голосования до переноса избирательных участков в новые комфортные помещения. Благодарю всех коллег за это.

– Планируете ли что-то менять в работе избиркома?

– Удобство и комфорт для избирателей и членов комиссий – вот одна из наших основных задач. Избирательное законодательство совершенствуется, благодаря инициативам ЦИК России появляется всё больше возможностей для избирателей. Мы должны не просто принимать эти изменения, а внедрять лучшие практики, которые есть в стране. Это касается и процедур избирательных кампаний, и мероприятий по повышению правовой культуры, и новых просветительских, образовательных проектов.

Кроме того, очень важно постоянно улучшать алгоритмы и процессы работы, внедрять своего рода бережливые технологии. Простой пример. В Завьяловском районе за последние пять лет число избирателей выросло на 12, 5 тыс. человек, и существующих помещений для голосования уже недостаточно. Поддержали предложение администрации о создании нового избирательного участка в деревне Сизёво, куда войдут три близлежащих дачных товарищества. Путь до участка у жителей деревни сократится с 8 км до нескольких сотен метров. ЦИК России одобрила наши аргументы.

Ещё один пример: благодаря переименованию комиссии перерабатываем и абсолютно всю нормативную базу и документацию. Те подходы, которые применялись, например, к обучению членов участковых комиссий ещё лет десять назад, уже неэффективны. Не нужно сейчас держать один кабинет с компьютерами, куда бы приезжали люди со всей республики, есть гораздо более действенные способы это сделать, в том числе в онлайн-формате.

– Какие задачи стоят перед избиркомами республики?

– Осенью, в единый день голосования, нас ждут дополнительные и повторные выборы в 11 городах и районах. Самая главная кампания, которая начнётся в декабре, – выборы президента России. Мы уже начали подготовку. Нам предстоит провести масштабное обучение всех организаторов выборов, широкую информационную кампанию.

Помимо выборов, в апреле мы приступили к процессу формирования новых составов участковых избирательных комиссий: это плановая работа, которая проходит раз в пять лет и коснётся более 1 тыс. УИК.

Отдельное направление работы, которое в приоритете у всех комиссий, – это взаимодействие с молодёжью. Причём речь идёт о разных форматах: от работы в составах УИК до общественного наблюдения и волонтёрских проектов.

– Что считаете для себя главным в работе избиркома и его председателя?

– Доверие. К работе комиссий, к системе в целом. Доверие предполагает понимание своего вклада, ощущение причастности к избирательным процессам. С нашей стороны нужно в том числе масштабное информирование о всех направлениях работы комиссий. Многие думают, что территориальные и участковые комиссии работают исключительно в дни голосования, – конечно же, это не так. Нам важно показать их труд, самое главное, показать людей, которые работают в избиркомах. Прекрасные возможности в этом плане у нас будут благодаря проектам к 30-летию избирательной системы.

Ещё один важнейший фактор при формировании доверия – широкое представительство политических партий, общественных организаций в нашей работе. В новом составе регионального избиркома представители девяти политических партий. К такому же подходу мы призываем и при формировании новых составов УИК. Мы создаём экспертный совет при избирательной комиссии, с которым будем реализовывать образовательные проекты, в первую очередь для молодёжи.

Не открою ничего нового, если скажу, что в любом деле главное – люди, команда. А команда у нас отличная. Для меня честь работать в ней.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).