Образовательная среда испытала, пожалуй, одно из самых сильных потрясений в результате изменений, которые в нашу жизнь привнесла пандемия коронавируса. Дистант, внедрение новых методов обучения, перестройка процесса обучения и многое другое. Как всё это повлияло на отрасль и как сегодня чувствует себя образование в Удмуртии, нашему журналу рассказала министр образования и науки региона Светлана Болотникова.

– Светлана Михайловна, в каком состоянии отрасль встречает второй учебный год при пандемии COVID? Как стартовал учебный год в регионе, какие есть опасения по возможному переходу на дистант?

– Учебный год в школах Удмуртии начался очно, линейки прошли на открытом воздухе, и родителям разрешили присутствовать на празднике. В школах обеспечивается выполнение санитарно-эпидемиологических требований, для минимизации массовых контактов учеников используется кабинетная система обучения, «плавающее» расписание уроков и смешанные формы обучения. В настоящее время также проводится работа по вакцинации работников отрасли. Но, конечно, мы не исключаем возможность перехода на смешанное обучение, всё будет зависеть от эпидемиологической обстановки.

– Какие новые форматы и тенденции в образовательную среду внёс COVID? Удалось ли внедрить новые технологии для безопасного обучения? Отвечает ли уровень дистанционного учебного процесса всем требованиям по образованию школьников и студентов?

– Пандемия изменила образовательное пространство, способствовала ускоренному включению пользователей (учителей, родителей и детей) в образовательную онлайн-среду. Началось активное изучение современных дистанционных образовательных технологий и возможностей их применения, в том числе путём обмена опытом между участниками образовательного процесса.

Сегодня с помощью технологий можно участвовать в онлайн-конференциях, изучать языки с их носителями из разных стран, дистанционно изучать материалы разнообразных курсов, побывать на виртуальной экскурсии в музее, зоопарке, в мировых выставочных залах.

Думаю, со мной согласятся и педагоги, и родители, и школьники, что дистанционное обучение не может заменить традиционные уроки. Оно будет дополнять традиционное, а сделанные во время пандемии наработки позволят повысить качество образования и расширить возможности образовательной среды.

Дистант открыл новые возможности и для проведения различного рода конкурсов, олимпиад в формате онлайн. Для людей, которым поездка на мероприятие всегда казалась проблематичной, не хватало финансов, этот вопрос решился. Теперь в конкурсах самого разного уровня, включая международный, стало возможным участвовать, не покидая родных стен.

Кстати, Всероссийскую олимпиаду школьников (ВСОШ), которая даёт ряд льгот финалистам при поступлении в вузы, было разрешено проводить с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Надо отметить, что дистанционный формат больше подходит для студентов с чувством ответственности, самостоятельности, чем для школьников. При дистанционном освоении учебного плана учащимся предстоит много самостоятельной работы: разбираться в вопросах, вникать в тему, решать задачи, закреплять пройденный материал, писать рефераты, доклады, контрольные, курсовые и так далее. К сожалению, не все школьники готовы к этому.

Ещё одной крупной проблемой стала техническая оснащённость. В ряде районов до сих пор отсутствует высокоскоростной Интернет, что осложняет образовательный процесс. С не менее важной проблемой столкнулись семьи, воспитывающие нескольких детей. У каждого из них – своё расписание занятий, свои сроки выполнения заданий, поэтому каждому ребёнку необходим отдельный компьютер, ноутбук или гаджет. Ещё сложнее, если родители работают удалённо – с них никто не снимает ответственности и обязанностей, не отменяет рабочий день. Не все семьи могут себе позволить такое оснащение, что сказывается на успеваемости детей.

При обращении родителей в школы в случаях невозможности обеспечения ребёнка гаджетом им выдавали ноутбуки во временное пользование.

– Поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» вводят в программы общеобразовательных школ воспитательную работу. Как в школах Удмуртии будет организована воспитательная работа, её основные ориентиры? Кто будет её вести с учётом того, что у учителей и так большая нагрузка?

– С 1 сентября этого года все образовательные организации должны были включить рабочие программы воспитания в свои образовательные программы. Отличительной особенностью новой программы является ориентир не на воспитательные мероприятия, а на создание детско-взрослых общностей, объединяющих детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу. Министерство просвещения Российской Федерации разработало примерную программу по воспитанию. Образовательные организации на её основании составляют свою и сами определяют, что включить в неё, а что – нет. К воспитательной работе будут привлечены все учителя, отдельных уроков по воспитанию не будет.

– Система частного образования – конкурент или партнёр государственному?

– Однозначно партнёр. В республике активно поддерживаются предприниматели, создающие дополнительные места для детей в частных детских садах, тем самым помогая решать проблему доступности дошкольного образования. С целью развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования в Ижевске сформирован реестр индивидуальных предпринимателей, реализующих услуги для дошкольников. Подготовлен перечень помещений в строящихся и построенных многоквартирных домах, отдельно стоящих зданиях, пригодных для размещения частных садов. За первое полугодие 2021 года частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Весёлый Светлячок» и детский сад Happy Baby получили субсидии на свою деятельность. На данную льготу могут рассчитывать частные детские сады, которые имеют лицензию на образовательную деятельность.

Частные школы также могут претендовать на аналогичную поддержку при наличии лицензии. Но надо отметить, что в настоящее время её нет ни у одной из частных школ региона.

Частные организации среднего профессионального образования также являются неотъемлемой частью системы подготовки специалистов среднего звена. Им выделяются бюджетные места, они полностью встроены в экосистему среднего профессионального образования республики. Они участвуют в движении профессионального мастерства WorldSkills и готовят профессионалов своего дела.

Существует много различных вариаций диалога бизнеса и власти в вопросах развития образования: форумы, конференции, мероприятия, общественные советы при органах госвласти, где есть возможность высказать предложения и замечания и вступить в конструктивный диалог и реализовать совместные проекты. Руководство республики и Министерства образования всегда готово к открытому и продуктивному диалогу с представителями бизнеса.

– Какой, на ваш взгляд, должна быть школа будущего, чтобы соответствовать требованиям современного мира, общества, рынка труда?

– Будущее уже наступило, современные технологии стремительно развиваются, и система образования не стоит на месте. В эпоху глобальной конкуренции, пандемии COVID-19 победителями оказываются те страны, которые делают основную ставку на человека, на максимальное развитие его потенциала. Ключевую роль в этой новой повестке играет образование. Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке в 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2020– 2024 годах в детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования.

Считаю, что знания нужно получать в приятной обстановке, поэтому школа будущего – это пространство, в котором учителя и ученики сотрудничают и чувствуют себя свободно, комфортно. Кстати, первые шаги в этом направлении сделаны: более чем в 80 школах открыты «Точки роста», где есть зоны коворкинга и отдыха, музыкальные гостиные, места для игры в шахматы. Умственные занятия хорошо сочетать с физической активностью, для этого тоже создаются условия. Каждый год в наших муниципалитетах ремонтируются спортивные залы, создаются клубы, площадки для занятий физкультурой на улице.

Конечно, необходимы и новые знания, например, навыки развития эмоционального интеллекта. Система обучения должна стать практической. Это встречи с представителями разных профессий, диспуты, круглые столы. Хорошо иметь возможность параллельно с учёбой проходить практику на интересуемых для работы предприятиях.

Современный выпускник школы – человек, который умеет быстро обучаться. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.