Уход иностранных компаний с российского рынка поставил в сложное положение франшизы. Самый яркий пример — «Макдоналдс», который в середине мая объявил о продаже бизнеса в стране. Эксперты «Деловой Репутации» — о сложностях открытия франшизного бизнеса в текущих условиях, роли этого бизнес-направления в будущем и о том, стоит ли инвестировать во франшизы и кому это подойдет. 

Светлана Дахненко, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ:

— В условиях, когда российский рынок покинуло и продолжает покидать значительное число иностранных компаний, судьба договоров франчайзинга зависит прежде всего от того, право какого государства было выбрано при заключении договора франчайзинга. Как правило, это английское или американское право, и в этом случае, согласно нормам компетентного правопорядка, вполне реальна ситуация, когда расторжение договора в одностороннем порядке может быть вызвано непредвиденными обстоятельствами (в этом случае спецоперацией). Одновременно в договоре в качестве органа, компетентного рассматривать спор, могут быть названы органы юрисдикции соответствующих государств, что сводит на нет перспективы иска для российского правопользователя.  

Другое дело, когда в качестве применимого названо российское право. В этом случае правообладатель по общему правилу вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок. Меньший срок — 30 дней — предусмотрен в случае предоставления отступного. Кроме того, правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае: 

— нарушения пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; грубого нарушения пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав; 

— нарушения пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок. 

Таким образом, если, согласно условиям договора, компетентным в случае рассмотрения спора будет являться российское право, российская сторона будет защищена. 

Основные проблемы российских франшиз связаны с отсутствием регулирования договора франчайзинга в ГК РФ и необходимостью использования либо договора коммерческой концессии либо целой системы договоров, включающих лицензионный договор, договор возмездного оказания услуг и т.д. 

Вместе с тем рынок франшиз без всяких сомнений будет развиваться. Во-первых, уход иностранный компаний детерминирует российские компании к тому, чтобы они заняли освободившиеся ниши. Во-вторых, рынок российских франшиз будет развиваться за счёт российских правообладателей, а также правообладателей из дружественных государств.  

Андрей Волхонский, основатель клининговой компании «Братья Чистовы»: 

— Самая известная иностранная франшиза в России — это «Макдоналдс». Как показала текущая ситуация, бренд ушел, а франшиза осталась, соответственно новый владелец всё равно будет работать. Большинство крупных брендов, на мой взгляд, ждёт примерно та же ситуация. Есть вероятность, что под другим брендом будет даже проще развиться, сделать продукт по-своему лучше и качественнее. 

В российских франшизах особенных проблем нет, однако в целом можно выделить одну — отсутствие регуляторов, в связи с чем тяжело с первого взгляда понять, какая франшиза действительно является работающей бизнес-моделью. Несмотря на ситуацию в мире, многие российские франшизы продолжили работать и развиваться на международном рынке в дружественных странах. 

Я считаю, что в кризис стоит покупать франшизу, так как это поддержка от компании, проверенная модель и дополнительные гарантии. Однако здесь важно выбирать не рискованные франшизы, а существующие на рынке хотя бы пять лет, где есть опыт продления договора с уже имеющимися франчайзи. Покупайте только проверенные франшизы с хорошей репутацией, запрашивайте контакты франчайзи и берите реальную обратную связь.

Елена Попова, директор по развитию франшизы магазинов «Стильпарк»:

— Франчайзинг как был, так и остается одним из самых востребованных направлений. Сейчас довольно активно уходят компании с импортным товаром, одна из основных причин — разрушены цепочки поставок. К сожалению, многие зарубежные франчайзеры просто не смогут в дальнейшем обеспечивать партнеров достаточным товарным запасом. С новой логистикой это становится нерентабельно. Продолжить работу смогут те, у кого получится переориентироваться на более доступных в новых реалиях поставщиков. Например, в России или в странах СНГ.

Что делать партнерам таких франшиз? Тут есть несколько вариантов:

— реализовать товар и выйти из бизнеса;

— реализовать товар и продолжить работать как собственный розничный проект (здесь минут в том, что придется делать ребрендинг точки, искать новых поставщиков и т.д.); 

— искать доступные сторонние опции. Например, мы на этой волне запустили программу перехода в франшизу «Стильпарк» с возможностью реализовать сторонние остатки в рамках бренда. Подобные предложения есть и в других сегментах, что позволяет франчайзи выйти из ситуации и минимизировать потери.

Кроме того, на рынке остаются крупные российские федеральные проекты, которые имеют опыт работы в рамках форс-мажорных ситуаций. Поэтому сейчас можно сосредоточить внимание на сегментах, которые европейские компании освободили на временной или постоянной основе (общепит, ритейл одежды и обуви, крупные обучающие программы, консалтинг и пр.) и попытаться занять эту нишу. 

С финансовой точки зрения франшиза тоже нужный актив — это стабильный доход в разных реалиях (с учетом выбора хорошего партнерского проекта). Главное — взвешенно принимать решение и тщательно изучить всю доступную информацию о сегменте, нише или конкретном франчайзере.

Если говорить о рынке в целом, часть франшиз уйдет, но это, скорее всего, будут начинающие проекты без адаптивной модели, компании без своего производства и так далее. При этом останутся стабильные франчайзеры, крупные федеральные сети и компании, которые на рынке уже 10-15 лет.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).