Ожидаемая и заранее анонсированная перезагрузка фискальной политики государства состоялась. Принят закон, вносящий серьёзные корректировки в НК РФ, большинство из них вступят в силу с января 2025 года. Пожалуй, главное, что вносят новеллы нового документа, – пятиступенчатая прогрессивная шкала налога на доходы физлиц с максимальной ставкой 22%, повышение ставки налога на прибыль организаций. Как нововведения скажутся на гражданах и на работе бизнеса?

Ольга КОЛОЗИНА, советник налоговой практики ООО «Аудит Груп», заместитель директора ООО «Юридическое Агентство «Сезар Консалтинг»:

– Президентом было анонсировано «справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». Соответственно, ожидалось, что однозначно будут приняты изменения в области НДФЛ. Ожидания оправдались.

Введена прогрессивная шкала ставок НДФЛ, которая зависит от уровня годового дохода физического лица:

13% – менее 2,4 млн руб. годового дохода;

15% – от 2,4 млн до 5 млн руб. годового дохода;

18% – от 5 млн до 20 млн руб. годового дохода;

20% – от 20 млн до 50 млн руб. годового дохода;

22% – более 50 млн руб. годового дохода.

Если говорить о дивидендах и продаже имущества, ставки НДФЛ сохраняются:

13% – до 2,4 млн руб. годового дохода;

15% – свыше 2,4 млн руб. годового дохода.

Есть изменения, связанные с продажей акций, облигаций, долей. У резидентов будет возможность не платить налог при реализации долей (ценных бумаг) при длительном владении. Не менее 5 лет – доли, акции, 1 год – облигации. Это в случае, если доход не превысит 50 млн рублей.

Теперь что касается справедливого распределения налогового бремени по корпоративным налогам. Справедливость – это некий баланс между интересами государства и интересами бизнеса. Я предполагала, что можно ожидать повышения ставки налога на прибыль, которое будет уравновешено, в свою очередь, инвестиционными вычетами для бизнеса.

Новшества таковы. Ставка налога на прибыль организаций увеличена с 20% до 25%. Изменения коснулись ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, – 8% вместо 3%. Часть налога для региональных бюджетов не изменилась.

Для компаний ИТ-сегмента в период 2025–2030 годов нулевая ставка заменяется на ставку 5%. Средства будут направляться в федеральный бюджет.

Регионы смогут в этот же период устанавливать пониженные ставки для организаций, включённых в реестр малых технологических компаний. Здесь средства зачисляются в бюджеты субъектов.

Бессрочно будет действовать нулевая ставка для участников региональных инвестпроектов. И будет введён такой инструмент, как федеральный инвестиционный вычет.

Александр ПЯТИНСКИЙ, автор подкаста о бухучёте «тчк баланса», преподаватель-практик:

– Президент задал стратегию в области фискальной политики на современный период и на будущее.

Чтобы понять, какие ещё изменения нас ждут, можно посмотреть в недалёкое прошлое и вспомнить факты:

– в 2018 году изменилась основная ставка НДС с 18% до 20%;

– в 2021 году для НДФЛ применили прогрессивную шкалу, доходы свыше 5 млн руб. стали облагаться ставкой 15% против 13% годом ранее;

– в 2023 году – разовый налог на сверхприбыль для компаний, которые заработали больше 1 млрд рублей.

Тенденция последних лет – справедливое налогообложение через увеличение ставок для тех, кто растёт в доходах. Поэтому изменения логичны на фоне экспертных прогнозов, обращающих внимание на динамику.

Кроме новых повышенных ставок, появятся и новые налоговые льготы, вычеты. Такие преференции можно будет использовать для уменьшения налоговой базы при исчислении дохода, подлежащего налогообложению. Например, пересмотрены стандартные вычеты на детей, рассматривается возможность семейной выплаты для тех, у кого более двух детей и доход не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума.

Выгоды и последствия от повышения налогов не могут быть одинаковыми для всех. Например, ситуация с повышением налога на прибыль до 25% может быть выгоднее для крупных компаний – для них это лучше, чем платить налог на сверхприбыль. Небольшим организациям, которые попадают под условия применения УСН, стоит пересмотреть новые правила с 2025 года. Возможно, компаниям выгоднее будет отказаться от УСН в пользу общей системы налогообложения. В некоторых случаях использование ОСНО может быть экономически целесообразнее даже сейчас, до введения НДС на «упрощёнке».

Компании и физлица будут искать способы снижения налоговой нагрузки, например, бизнес станет чаще привлекать предпринимателей и самозанятых вместо лиц, работающих по договорам ГПХ, несмотря на усиливающийся контроль со стороны налоговых органов за такими бизнес-схемами.

Павел САМСОНОВ, управляющий партнёр консалтинговой компании «Ком-Юнити»:

– Глава государства, помимо прочего, обращает внимание на вопросы стимулирования инвестиционной активности. Президент прямо призвал повысить коэффициент списания затрат на НИОКР с 1,5 до 2 (то есть при расходе, например, в 100 руб. можно будет учитывать 200). Возможно, будут предусмотрены и иные механизмы налогового стимулирования деятельности, связанной с модернизацией оборудования, вложений в социально важные объекты и пр.

В части вопросов структурирования бизнеса и применения упрощённых систем налогообложения очевидными кажутся шаги по изменению лимитов для УСН. Проблема многих компаний, работающих на УСН, заключается в том, что при превышении лимита в декабре они должны делать перерасчёт с начала квартала, в котором произошло превышение. Для многих это – неподъёмное финансовое бремя.

Налоговая миграция в регионы с пониженной налоговой нагрузкой по УСН, ставшая популярной в 2023 году, точно попадёт в зону повышенного контроля. Формальный переезд без реальной деятельности в регионе и сейчас признаётся злоупотреблением, инспекторы могут пересчитать налоговые обязательства, исходя из реального места нахождения предпринимателя или места фактического осуществления  бизнеса.

Лимиты действительно изменились для перехода на УСН с 1 января следующего года:

– максимум доходов за 9 месяцев – 337,5 млн руб. (до 12.07.2024 – 112,5 млн руб.);

– средняя численность работников – 130 человек (сейчас – 100);

– остаточная стоимость ОС – 200 млн руб. (сейчас – 150 млн руб.);

– предельный лимит годового дохода – 450 млн руб. (сейчас – 200 млн рублей).

Александр КУЗИН, юрист, арбитражный управляющий, управляющий партнёр юридической компании «Кузин, Мохорев, Савенко и партнёры»:

– В последнее время в России активно обсуждался вопрос о возможном повышении налогового бремени для граждан с доходами от 1 млн и от 5 млн руб., а также о повышении налога на прибыль компаний с 20 до 25%.

Позитивная сторона в вопросе повышения налогов – дополнительные доходы, которые могут использоваться для финансирования социальных программ и развития инфраструктуры, что в конечном итоге может быть полезно для бизнес-среды.

Что касается повышения подоходных налогов для граждан и организаций. С 1992 по 2000 год налоговая система новой России в части обложения доходов граждан строилась на основе прогрессивной шкалы налогообложения. И имела в разное время от трёх до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемых по ставкам от 12 до 35%. Существовавший в то время теневой оборот денежной наличности и связанные с этим сложности в администрировании подоходного налога привели к очередной налоговой реформе и введению для регулярных активных доходов граждан плоской шкалы налогообложения по ставке 13%. Данное решение привело к обелению части доходов и росту поступлений налогов в бюджет.

В то же время рост безналичных расчётов, особенно во времена пандемии, а также совершенствование методов администрирования послужили базой для проведения с 1 января 2021 года эксперимента. Он заключался во введении прогрессивной шкалы налогообложения путём повышения ставки подоходного налога до 15% для доходов (зарплата, дивиденды и тому подобные регулярные активные доходы), превышающих 5 млн руб. в год. Данный эксперимент оправдывался необходимостью сбора средств для решения вопросов социальной направленности. В 2021 году за счёт ввода налоговой ставки 15% на доходы россиян свыше 5 млн руб. федеральный бюджет получил 636,4 млрд рублей. То есть только за первый год эксперимента.

Последняя инициатива, озвученная президентом, наряду с другими мерами по ужесточению денежно-кредитной политики подтверждает успешность такого эксперимента, выражающуюся в росте собираемости подоходного налога после введения прогрессивной шкалы. Повышение ставок оправдано  с учётом необходимости дополнительной мобилизации доходов бюджета, в том числе на нужды СВО, развитие вновь присоединённых территорий и пр. Для компаний наступило время быть более гибкими и готовыми к изменениям в налоговой политике. Анализ финансовых показателей и бизнес-моделей, поиск возможных льгот и стимулов, изучение нюансов, связанных с обновлениями в налоговом законодательстве, помогут бизнесу успешно адаптироваться к новым условиям.

Дарья Стёпочкина, руководитель группы бухгалтеров 1C-WiseAdvice:

— Что касается налога на доходы физических лиц, ставка долгое время держалась на уровне 13%. Новая шкала, вводимая со следующего года, включает в себя сразу несколько ступеней. Пока годовой доход сотрудника не достигнет 2,4 млн руб., работодатель будет по-прежнему удерживать НДФЛ по ставке 13%. Далее с суммы превышения нужно будет удерживать больший налог. Как и сейчас, повышенный процент действует только на сумму «сверхзаработка».

Взимать налоги будут с постоянных источников дохода — заработной платы, процентов от вкладов и прочих регулярных поступлений.

Российский бизнес уже столкнулся с различными увеличениями налоговых платежей, точечной перекройкой законодательства. И я  согласна с экспертами, которые считают, что для компаний увеличенная, но постоянная ставка налогов всё же удобнее разовых незапланированных отчислений. Позитивный момент состоит и в том, что рассматривается возможность предоставления пакета льгот для некоторых отраслей, чтобы стимулировать инвестиционную активность.

В условиях дефицита федерального бюджета на 2024 год и с учётом прочих факторов повышение налоговых ставок является естественным течением событий.

Александр Драгнев, партнёр консалтинговой компании «Ком-Юнити»:

— Увеличение НДФЛ, с одной стороны, повысит доходы бюджета, с другой, меняет ситуацию для бизнеса. Немного статистики. В прошлом году НДФЛ принёс в консолидированный бюджет 6,5 трлн руб., это более 10% от общего дохода. Налог на прибыль обеспечил 7,9 трлн руб., это также – более 10% от доходов консолидированного бюджета.

В условиях СВО бюджет 2024 года предполагает, что расходы на национальную оборону и безопасность составят 40% расходов федерального бюджета, или 14 трлн рублей. При этом Минфин в отчёте об исполнении бюджета за два месяца 2024 года оценил дефицит федерального бюджета в 1,474 трлн рублей при запланированном показателе по всему году 1,595 трлн. Позицию бизнеса относительно повышения налоговой нагрузки ранее высказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Крупный бизнес не против увеличения ставки налога на прибыль – в обмен на новые инвестиционные вычеты и расширение существующих. Повышение налога на прибыль для бизнеса лучше, чем непредсказуемые изъятия через чрезвычайные меры, например, через разовые платежи со сверхприбыли, курсовые экспортные пошлины.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).