В конце ноября депутаты Гордумы Ижевска сделали выбор в пользу кандидатуры Олега Бекмеметьева для продолжения его работы в качестве главы города. На вскоре состоявшейся встрече с представителями СМИ Олег Бекмеметьев рассказал о том, как город прожил непростой 2020 год, и об основных планах в развитии города на новый срок его полномочий.
В 2020 году Ижевску выпали схожие со всей страной и миром испытания. В условиях борьбы с пандемией нам было необходимо продолжать начатые проекты, и, несмотря на неизбежные потери в бюджете, это удалось. Теперь мы ведём работу над запуском новых, с учётом той работы над ошибками, которую провели.
Минусы бюджета
Надо признать ущерб от последствий COVID-19: около 1 млрд руб. составили потери городского бюджета в текущем году. Это недополученный НДФЛ, поддержка бизнеса в период карантина и т. п. Компенсировать удалось малую часть. Кроме этого, и в представленном проекте бюджета 2021 года сокращение доходной части практически на 2 млрд рублей. Это означает, что город будет экономить. Основные направления определены. Мы продолжим административную реформу, за счёт которой уже удалось получить эффект в 300 млн рублей. Ещё один способ, который уже декларировался, – работа с городским долгом. Здесь два направления: снижение процентной ставки, средневзвешенная сегодня составляет 5 ,53%, а начинали с 8%, и снижение собственно самого долга, за два года мы снизили его почти на 800 млн рублей.
Важно искать способы не только экономии, но и пополнения бюджета. Завершена большая работа по аэрофотосъёмке городской территории. Подобная работа в Уфе на 20% увеличила налоговые и неналоговые доходы. Прямо экстраполировать этот показатель на наш город, где собственные доходы составляют 5 млрд руб., некорректно, но мы сможем рассчитывать на дополнительные поступления в пределах нескольких сотен миллионов рублей. Ещё источник – продолжение скрупулёзной работы с дебиторской задолженностью, которая за последние годы накоплена контрагентами городского бюджета. Вся просроченная дебиторка охвачена судебными исками, и это немалые деньги.
Продолжится работа и по плану приватизации городского имущества. Больших источников, как Ижевские электрические сети, в нём нет. Но целый ряд интересных объектов, земельных участков есть, и они востребованы.
Сразу скажу: речь не идёт о приватизации активов наших муниципальных предприятий. В соответствии с указом президента, МУП получат форму акционерных обществ. Кстати, «Ижводоканал» как стратегическое предприятие мы имеем возможность оставить в форме МУП. «ИжГЭТ» станет АО с полным участием муниципалитета. ДРЭУ мы тоже не будем продавать, предприятие будет реорганизовано в другую юридическую форму – ООО со 100%-ным участием муниципалитета как учредителя.
Работа над ошибками
Это, в первую очередь, про проект «Большой ремонт». На аукционы часто приходили подрядчики, готовые демпинговать до такой цены, которая не позволит им выполнить работы в срок и с нужным качеством. С учётом максимальной экономии на сметах качество работы подрядчиков значительно ухудшилось. В будущем году мы учтём это при составлении смет, а приоритет в плане формы торгов будет отдан не аукционам, а конкурсам.
Сделан вывод и про величину лотов: подрядчики просто не справлялись с взятым на себя объёмом работ. Были издержки и в части организации работы технического надзора со стороны администрации. Будем привлекать сторонние организации. В любом случае задача отремонтировать более 100 объектов будет выполнена. Проект продолжается, будут задействованы и другие механизмы финансирования проекта, помимо уже освоенных средств от продажи имущества Ижевских электрических сетей.
Без разбора не обойдётся и пока неудачно идущая работа по дорожной разметке. К сожалению, несмотря на предпринятые преобразования в сезоне-2020, разметка вновь была «съедена». Вывод однозначен – осевые разделительные линии будем выполнять в пластике, в этом году упор был на стоп-линии и пешеходные переходы. Необходимо и качественное улучшение работы – новое техзадание для потенциального подрядчика формируем с учётом этого.
Развитие инфраструктуры
В текущем году был индексирован тариф для водоснабжения и водоотведения. Ижевск в ПФО находился на последнем месте по его величине, а износ сетей за последние годы достиг критического уровня в 60%. Тариф повышать следовало, но не только это является источником для инвестиционной программы «Ижводоканала». Это и сокращение затрат, оптимизация финансовой деятельности, энергосбережение, не обойтись и без оптимизации штата, которая коснулась вспомогательного персонала. Второй источник – работа по техническому присоединению. Средства, получаемые по этой статье, направляются не только на развитие сети и строительство новых участков, но и на реконструкцию действующих. Все эти мероприятия позволят нам выйти на объём ремонта и реконструкции в 20–30 км в год. Это минимальный уровень, который необходим городу, чтобы переломить ситуацию в этой отрасли.
Далее, об обновлении инфраструктуры. В ноябре в Сколково мы начали переговоры с корпорацией ВЭБ.РФ по её участию в проекте строительства и реконструкции системы ливневой канализации в Ижевске. Мы подготовили проект и всю документацию, вторая сторона выразила заинтересованность в реализации подобного проекта. Как известно, проект модернизации ливневой канализации, подготовленный «Удмуртгипроводхозом», оценивался ещё несколько лет назад в 9 млрд рублей. В случае применения механизма концессии его участник будет рассчитывать на возврат средств, вопрос: за счёт кого. Поэтому ВЭБ.РФ ведёт анализ проекта и предложит оптимальный, по её мнению, механизм.
В текущем году мы активно вели работу по ремонту дорог в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Между тем проект не ограничивается только дорогами. Ижевск стал победителем конкурса на обновление подвижного состава общественного транспорта. ИжГЭТ получит до конца 2020 года 16 трамваев, помимо этого, подана заявка на получение 16 новых троллейбусов. Это заметное улучшение для городского электротранспорта.
Кроме этого, мы ведём переговоры с собственником крупнейшего перевозчика ИПОПАТ, чтобы включить в контракт на оказание услуг по общественным перевозкам инвестиционную составляющую по замене автобусов. Речь идёт о закупке 100 новых современных машин, сумма инвестиций в районе 1,2 млрд рублей. Главная задача – обновить парк так, чтобы в полном и комфортном объёме предоставить жителям города возможность для перемещения на общественном транспорте. Переговорный процесс завершится не позднее января.
В 2021 году в городе продолжится масштабный ремонт тротуаров. В этом году из республиканского бюджета мы получили на эти цели беспрецедентные средства – 129 млн руб., что позволило отремонтировать 30 участков. В будущем году принято решение о выделении Ижевску ещё 100 млн рублей на проект «Пешеходный Ижевск», инициатором которого является председатель Городской думы Фарит Губаев. Проект лично поддержал глава Удмуртии Александр Бречалов. Работа по определению перечня ремонтов прошла с активным вовлечением жителей, депутатов Гордумы.