Финансирование отраслей социальной сферы – образования, науки, культуры, молодёжной политики – входит в число основных статей бюджетных расходов. В 2018 году динамика положительная – средств вкладывается не меньше, чем в прошлые годы, а по некоторым направлениям даже больше.

Удмуртия динамично и позитивно работает по привлечению федеральных средств из разных источников – по целевым программам, партийным проектам. В перспективе необходимо оценить эффективность их распределения. Важно не только получить деньги, но и освоить их без нарушений, чтобы не пришлось ничего возвращать. Тем не менее все поручения, отмеченные в майских указах президента России Владимира Путина, в Удмуртии выполнены.

Конечно, все потребности удовлетворить невозможно. Некоторые из них увеличиваются с каждым годом. Даже выплаты педагогам за работу на ЕГЭ в размере от 80 до 150 руб. в час – казалось бы, небольшие суммы – в масштабах республики вырастают до 41 млн рублей.

Впервые из республиканского бюджета полностью профинансировали приобретение комплектов школьных учебников – на эти цели выделили около 170 млн рублей. В прежнем объёме выполняются обязательства по подпрограмме «Детское и школьное питание», в рамках которой школьники 1–5-х  классов в городах республики получают молоко с хлебобулочным изделием, а в сельской местности – горячие завтраки. Причём в Удмуртии эту систему наладили раньше, чем о ней заговорили на федеральном уровне. Подпрограмма позволяет поддержать местных сельхозтоваропроизводителей, привить ученикам культуру здорового питания. 

В настоящее время на особом контроле находятся вопросы строительства школ и дошкольных учреждений, в том числе ясельных групп. В 2018 году предусмотрено строительство 15 новых яслей, что позволит предоставить 1200 мест для малышей в возрасте от двух месяцев до трёх лет. Ведётся поиск частных инвесторов, у которых построенные ясли будут выкуплены за счёт республиканских и федеральных средств, выстраивается система взаимодействия бизнеса с республиканской и муниципальной властью. На эти цели выделяются значительные средства из федерального бюджета – 1, 101 млрд рублей. 

Мы пытаемся поддерживать частные детские сады. Идеальный вариант – застройщик, возводя крупный жилой комплекс, может предусмотреть в проекте строительство детского сада, хотя бы для детей ясельного возраста, и потом получать поддержку из республиканского бюджета. Потребность в услугах таких учреждений очень высока. В последние годы демографическая ситуация в Удмуртии улучшается. Под прирост населения нужна социальная инфраструктура. И эти потребности надо уметь прогнозировать, чтобы не допустить повторения ситуации 90-х годов, когда в условиях спада рождаемости многие детские сады были переданы в частные руки и перепрофилированы. Открытие новых дошкольных учреждений влияет и на рынок труда – если мать отдаст ребёнка в ясли с доступной ценой, она сможет раньше выйти на работу. Также создаются новые рабочие места для сотрудников детских образовательных организаций.

Положительная тенденция – строительство новых школ. В 2018 году уже сданы объекты в Можге и пер. Прасовский в Ижевске. Строятся школы в пос. Совхозный Завьяловского района по федеральной адресной инвестиционной программе и в с. Алнаши  по государственной программе «Развитие образования». В планах – в 2019 году начать строительство школ по ул. Леваневского в Ижевске и п. Кез.

Остро стоит вопрос капитального ремонта образовательных организаций – детских садов, школ, школ-интернатов. Нужно актуализировать список работ по каждой организации, оптимизировать сметы, найти подрядчиков. Проблему обветшания социальных объектов вполне можно вынести на федеральный уровень, поскольку она актуальна для большинства российских регионов. 

В качестве позитивных примеров можно отметить создание в некоторых образовательных организациях попечительских советов. Так, генеральный директор АО «Ижевский мотозавод «Аксион-

холдинг» Геннадий Кудрявцев оказал существенную поддержку Можгинскому детскому дому, воспитанники которого теперь могут получать качественно другой уровень образования и развития. 

Важный вопрос – подготовка образовательных организаций к учебному году. При принятии бюджета на 2018 год эта строка не была наполнена, но в течение года средства удалось изыскать. Каждое муниципальное образование получило по 1 млн руб. и добавило собственные деньги.  

Министерству культуры и туризма УР в этом году удалось привлечь федеральные средства на переоборудование сельских Домов культуры под кинотеатры, что позволит создать дополнительные возможности для культурно-образовательного развития села. Кроме того, около 8,5 млн руб. выделено на реализацию в Удмуртии партийного проекта «Театры малых городов».

Социальные законы

В прошедшем парламентском сезоне наша комиссия приняла объёмный, необходимый законопроект, согласно которому выпускники детских домов теперь могут временно проживать в своих учреждениях и по достижении ими 18-летнего возраста. Вопросы обес-печения детей-сирот жильём в республике решаются, однако не всем удаётся вовремя предоставить квартиру. Возникают сложные ситуации, когда выпускникам детских домов некуда возвращаться из армии, из общежитий на каникулы либо из-за проблем с успеваемостью они не окончили школу до 18 лет. Законопроект разрабатывался при участии директоров школ-интернатов и детских домов. Он предусматривает ряд условий: чётко определяется период проживания, ребята должны иметь хорошие показатели в учёбе и поведении, положительную характеристику. Детский дом должен обеспечить изолированное пребывание выпускников, чтобы избежать проблем при проживании разновозрастных категорий воспитанников. Закон выполняет важную социальную роль и при этом не требует дополнительных бюджетных расходов. В документ уже вносились изменения, в том числе касающиеся механизма оплаты подготовительных учебных курсов для детей-сирот.

В настоящее время мы разрабатываем несколько важных законопроектов. Первый – о патриотическом воспитании – комплексный документ, который предполагает внесение изменений сразу в несколько действующих нормативных актов. Второй – закон «О кадетском воспитании». В республике по этому направлению наработан большой опыт. В городе Вот-кинске действует Удмуртский кадетский корпус, где учатся дети со всего Приволжского федерального округа. Также на базе образовательных учреждений созданы кадетские классы. Новый закон позволит чётко определить все понятия, прописать функционирование таких образовательных организаций, разделение полномочий, доплаты педагогам. И третий документ, над которым в данный момент ведётся работа, – базовый республиканский закон «Об образовании». 

Наша комиссия активно взаимодействует с Государственной Думой РФ. Мы участвуем в обсуждении профильных законопроектов, выносим заключения, направляем замечания и предложения, проводим сов-местные мероприятия, участвуем в парламентских слушаниях. Плодотворным является взаимодействие с депутатом Госдумы, членом комитета по образованию и науке Алексеем Загребиным. 

Отдельно стоит отметить кампанию по формированию Молодёжного парламента четвёртого созыва при Госсовете УР, который начал работу в мае 2018 года. В настоящее время молодые парламентарии начинают реализовывать представленные проекты и разрабатывают интересные законотворческие инициативы. 

Образовательные тренды

В Удмуртии исторически сложилась разносторонняя система высшего образования – медицинского, сельскохозяйственного, технического и гуманитарного. Республика обладает уникальным потенциалом по подготовке кадров по ведущим отраслям экономики. Это показывает не только мониторинг оценки качества знаний, но и востребованность выпускников в других регионах и за рубежом. 

Одна из главных задач, которая сегодня стоит как перед учебными заведениями, так и перед органами государственной власти, – выстроить эффективную систему взаимодействия высших учебных заведений с муниципальными образованиями, с промышленными предприятиями, чтобы обеспечить подготовку необходимых для республики кадров. 

Серьёзный повод для беспокойства – миграция абитуриентов в другие регионы. Немногие выпускники готовы вернуться обратно после учёбы в большом городе. Но подобные процессы происходят и на селе, откуда молодёжь переезжает в город, и в Москве или Санкт-Петербурге, где лучшие выпускники местных вузов стремятся уехать учиться в Европу. Во времена открытых границ и возможностей бороться с этим явлением очень сложно. 

Прослеживается и другая интересная тенденция – многие успешные ученики после девятого класса нацелены получить сначала среднее профессиональное и только потом – высшее образование. Эти школьники считают, что программа 10–11-х классов будет посвящена «натаскиванию» на ЕГЭ, и предпочитают потратить два года на получение рабочей специальности. К тому же после окончания учреждения СПО проще продолжить обучение в вузе. 

Меня радует развитие системы дополнительного образования в Удмуртии. Педагоги используют передовые методы работы, позволяющие раскрыть таланты каждого ребёнка. Некоторые учреждения допобразования сотрудничают с вузами и промышленными предприятиями, благодаря чему ученики осваивают современные технологии, получают полезные навыки. 

Отдельная тема – система национального образования. В плане преподавания родного языка Удмуртия считается одним из успешных регионов. У нас разработаны собственные методики. Учебники удмуртского языка высоко оценены экспертным сообществом. Подбор и подача материала, оформление соответствуют всем требованиям. Но они до сих пор не включены в федеральный перечень учебников по одной простой причине – соответствующая комиссия при Министерстве образования России не собиралась больше двух лет… Надеюсь, с помощью депутатов Госдумы РФ вопрос удастся сдвинуть с мёртвой точки.

В Удмуртской Республике изучение удмуртского языка всегда было добровольным. Сегодня наша позиция – создавать условия для изучения языка всем желающим, вне зависимости от национальности и базового уровня владения. Радует, что всё больше людей записываются на курсы по изучению удмуртского языка в муниципальных образованиях и хотят применять знания на практике. Причём не только обрусевшие удмурты, но и представители других национальностей. Этот вопрос ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Без государственной поддержки на одном чувстве патриотизма его не решить. Изучение национального языка должно проходить под чутким руководством государства без перекосов как в сторону насильственного насаждения, так и в сторону отказа от преподавания.