К финишной прямой 2021 года «Ростелеком» пришёл с ощутимыми результатами: оператор разработал цифровую карту республики, расширил географию связи в сельской местности, оснастил интернетом более 900 социально значимых объектов региона и увеличил количество пользователей облачных услуг. Об этих и других итогах года рассказал директор филиала ПАО «Ростелеком» в Удмуртской Республике Сергей Тульчинский.

Сергей Тульчинский, директор филиала ПАО «Ростелеком» в Удмуртской Республике

– Сергей Викторович, как развивался «Ростелеком» в Удмуртии в прошлом году?

– Команда «Ростелекома» реализовала целый ряд федеральных и региональных проектов, проложила сотни километров оптики, возвела более 80 станций сотовой связи и даже получила бизнес-премию за вклад в развитие региональной телемедицины.  Строительство вышек стало рекордным за последние пять лет по объёму и по скорости. Этот рывок потребовал огромных усилий от технических подразделений компании.

– В Удмуртии 2021 год был объявлен Годом села. Какие работы вёл «Ростелеком» на территории сельской местности?

– В прошлом году «Ростелеком» завершил в Удмуртии федеральный проект «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Мы обеспечили доступом к скоростному интернету порядка 900 социально значимых учреждений региона. В их числе – сельские администрации, ФАПы, учреждения культуры, подразделения МЧС. Теперь все республиканские школы подключены к интернету. Это значит, что школьники Удмуртии получили доступ к электронным учебным ресурсам.

Второй федеральный проект – «Устранение цифрового неравенства» (УЦН). Если раньше связисты монтировали в деревнях точки Wi-Fi, то теперь возводят полноценные станции сотовой связи. Дальность их действия составляет от трёх до пяти километров. В Удмуртии таких вышек появилось 32.

Региональная программа получила название «Сельсовет». При поддержке Министерства цифрового развития Удмуртской Республики мы построили девять базовых станций. И жители многих отдалённых территорий получили доступ к качественной мобильной и голосовой связи.

– Как будут региональные программы развиваться в этом году?

– Естественно, многолетнюю проблему отсутствия связи в деревнях и сёлах невозможно решить за один год. Проблема в том, что при малом количестве жителей операторам экономически невыгодно самостоятельно строить в удалённых деревнях базовые станции. Поэтому существуют проекты государственно-частного партнёрства, например, «Сеть как сервис». Он подразумевает сотрудничество нескольких операторов – «Ростелеком» предоставляет свою телеком-инфраструктуру в аренду для оказания услуг мобильной связи населению. В прошлом году в Удмуртии по проекту «Сеть как сервис» мы построили 27 базовых станций, в этом построим ещё 47.

– Как за последний год изменились запросы регионального бизнеса на цифровые сервисы?

– Спрос регионального бизнеса на наши облачные решения вырос. Предприниматели активно внедряют их в бизнес-процессы и всё чаще выбирают сразу несколько услуг, например, «Виртуальную АТС», Wi-Fi и систему видеонаблюдения. За последние два года количество пользователей наших облачных сервисов увеличилось втрое, потому что бизнес понял: цифровые технологии – эффективный инструмент развития, особенно в условиях ограничений из-за пандемии.

Появился спрос на услуги виртуального центра обработки данных. В облачные хранилища легко перенести корпоративные системы документооборота и бухгалтерии и организовать дистанционную работу сотрудников. Ответственность за защиту информационных активов делегируется провайдеру. Клиенты платят только за использование мощностей наших серверов, при этом владельцам бизнеса не нужно и покупать дорогостоящее оборудование, и тратить средства на его обслуживание. Сейчас гораздо выгоднее пользоваться облачными сервисами, чем создавать и содержать собственную ИТ-инфраструктуру.

– Какие облачные сервисы сейчас наиболее востребованы?

– Самый востребованный сервис – «Виртуальная АТС». Спрос на умную телефонию вырос на 30%. В период ограничений бизнес столкнулся с необходимостью дистанционно проводить совещания, оставаться на связи с клиентами, удалённо контролировать качество обслуживания.

Потребность в сервисе испытывал и госсектор, прежде всего медицина. Во время пика  заболеваемости в поликлиниках и больницах начался коллапс с дозвоном. Граждане не могли дозвониться, а медицинские работники – справиться с потоком звонков. Навести порядок в этом хаосе помогла виртуальная АТС. Мы подключили к сервису 17 медучреждений республики. Чтобы распределить вызовы, разработали специальный алгоритм облачной телефонии. Звонки автоматически распределяются между свободными медработниками. Из регистратуры их сразу можно перевести на горячую линию по COVID-19 или на конкретного врача. При помощи голосового меню легко узнать, как записаться на приём или что делать при обнаружении симптомов коронавирусной инфекции. За внедрение этого облачного решения «Ростелеком» получил бизнес-премию в номинации «Лучший сервис в B2B-секторе». 

Цифровая карта региона – проект, который впервые реализован на территории Поволжья. Деловое сообщество республики сможет эффективно использовать платформу для развития малого и среднего бизнеса.

– Появились ли в прошедшем году технологичные решения «Ростелекома», которых раньше не было?

– Удмуртия стала одним из первых регионов, где появилась цифровая карта территории. Мы реализовали решение по заказу регионального правительства на базе собственной геоаналитической платформы РусГИС. Уникальность сервиса в том, что он отображает всю инфраструктуру региона. Платформа содержит максимальное количество картографических данных об Удмуртии – от агрохимического состава почв до инженерных сооружений, природоохранных зон и линий связи. Потенциальный инвестор может за несколько минут найти место для капитального строительства по нужным ему параметрам: рельефу территории, близости транспортной развязки, доступности аренды выбранного участка.

– Сергей Викторович, какие задачи ставит «Ростелеком» в этом году?

– Опыт прошлого года показал, что команда «Ростелекома» готова при любых обстоятельствах прийти на помощь своим клиентам. Эпидемиологическая обстановка требует от бизнеса и государства поиска быстрых и эффективных решений, а наши специалисты могут в короткие сроки разработать и внедрить необходимые сервисы. В этом году мы обязательно продолжим работу с деловым сообществом Удмуртии, будем строить новые базовые станции в деревнях и сёлах, разрабатывать прикладные решения для цифровизации сферы здравоохранения, образования и безопасности.