Одновременно с восстановлением производственного корпуса Palizh команда компании провела предпринимательский форум «Построение космической команды». На мероприятии выступил Сергей Рязанский – лётчик-космонавт, первый в мире учёный-командир космического корабля, мотивационный лектор с авторскими программами. Спикер рассказал о том, какие принципы существуют в команде космонавтов и что делать, когда всё идёт не по плану.

Всё будет не так

Один из наиболее частых запросов ко мне как к спикеру – просьба рассказать о том, как страшно жить в эпоху турбулентности. На это я всегда отвечаю, что в эпоху турбулентности жить не страшно. Страшно жить в эпоху невесомости — когда у тебя нет точек опоры: семьи, друзей, коллег, работы, хобби. Пока все эти привычные вещи есть в  нашей жизни, режим постоянных изменений приносит в нашу жизнь не разрушительный хаос, а новые интересы и возможности для развития.

Поэтому турбулентность – это нормально. У космонавтов очень часто всё идёт не по плану, несмотря на то, что команду космического экипажа готовят тысячи человек, а в бортовой документации прописан план действий для огромного спектра ситуаций. Однажды во время подготовки к моему первому полёту инструктор демонстрировал нам график, где всё было расписано по секундам, а в это время опытный командир наклонился ко мне и сказал: «Сергей, запомни: всё будет не так». Эта фраза стала девизом полёта – всё действительно пошло не по плану. И да, у нас есть бортовая документация, инструкции. Но бывают случаи, когда нужно работать не по инструкции, а по ситуации. 

Что, если..?

У космонавтов есть методики, которые помогают готовиться к нестандартным ситуациям. Одна из таких называется «Штатные внештатки» и представляет собой заранее продуманный план действий к внештатным ситуациям. Например, мы заранее знаем, что толщина стенки космической станции – 1,5 мм. Существует вероятность того, что если в неё что-то врежется, произойдёт разгерметизация. Для того чтобы разработать план действий на этот случай, мы собираемся с командой, приглашаем опытных космонавтов, инженера-разработчика системы и других экспертов. По итогам встречи у нас формируется предварительный сценарий действий. Этот подход  очень практичен: он помогает убрать панику, делать грамотные действия и экономит время. Более того, мы можем предсказать и прописать план действий на 90% внештатных ситуаций нашей жизни.  

Что такое хорошо? 

Навык, которым должен обладать любой руководитель, – умение работать в команде. Семья, друзья, коллеги и клиенты – всё это наши команды. И если друзей и семью выбрать можно, то на выбор коллег мы зачастую не влияем. Однако для формирования крепкого коллектива очень важно научиться не строить иллюзий и принимать человека таким, какой он есть. И порой это бывает сложно.

Например, мы в России имеем однозначно негативное отношение к коллеге, который  доложил руководству о наших ошибках, отступлениях от правил. В США проинформировать вышестоящее руководство о нарушениях – дело чести. Я сталкивался в своей работе с такой особенностью менталитета американского коллеги, в итоге мы договорились вести честный диалог, когда ему что-то не нравится. 

Хорошо выстроенная горизонтальная и  вертикальная коммуникация – залог идеальной команды. Надо уметь общаться и давать обратную связь. Это крайне актуальный навык при развитии онлайн-сервисов. Интернет действительно выручает во многих моментах. Но не заменяет живого общения. Существуют исследования, доказывающие, что при общении в формате онлайн мы теряем до 50% информации. 

Например, мы прекрасно взаимодействуем с сотрудниками центра управления полётов, находясь на Земле. У нас хорошие отношения. Но когда я в космосе, эти же самые люди недовольны тем, что я делаю. А я, в свою очередь, в такие моменты тоже имею претензии к их распоряжениям. Так происходит потому, что нарушается коммуникация.

Мы бесим

На космической станции мы проводим около полугода. Всё это время живём в команде из шести человек. Нас учили друг с другом работать, но не учили друг с другом жить. А все члены команды чем-то бесят: кто-то носки по станции разбрасывает, кто-то обёртки от конфет оставляет. Для того чтобы сохранить хорошие отношения, мы научились ругаться «по-доброму»: если нас что-то разозлило, мы молча отходим, успокаиваемся, находим правильные слова и в дружелюбном формате сообщаем о том, что вызвало недовольство.

Ещё один приём на пути к уменьшению количества конфликтов – помнить, что мы тоже кого-то бесим, и давать от себя отдохнуть. Например, у нас на космической станции есть правило: если человек летает по станции в наушниках, его лучше не беспокоить. Не факт, что он слушает музыку, но он точно хочет, чтобы его не беспокоили. 

Феномен штурма

Один из иностранных руководителей крупной компании однажды мне сетовал на то, что его русские сотрудники очень активно обсуждают работу предприятия между собой в коридоре, но молчат в процессе мозгового штурма. Я вновь увидел разницу менталитетов и объяснил: в России не принято высказываться вперёд начальства. Также у нас есть удивительная боязнь показаться глупыми, некомпетентными.

Тем временем мозговой штурм – это полезный инструмент, открывающий возможность услышать мнение других и высказать своё собственное. Когда со своими сотрудниками я обсуждаю проект или ставлю задачу, то напоминаю, что полезен не тот, кто положит на стол правильное решение, а тот, кто предложит как можно больше возможных решений. Пусть они будут смешными или нереалистичными. Глупых мнений не бывает, бывают глупые действия. 

Сильная команда

Команда, которая работает чётко по плану и инструкции, – профессиональная команда. Но действительно сильная команда – это та, которая сама меняет графики, инструкции, придумывает свои правила и при невозможности изменить ситуацию меняется сама.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).