Состоявшаяся отставка и. о. премьера Удмуртии, по моему предположению, связана с разной ментальностью команд.
Нынешнее правительство, которое формировалось ещё Александром Волковым и слегка корректировалось Виктором Савельевым, ментально не подходит под новую команду. Это разные подходы и цели совершенно разные. Команда Александра Бречалова ориентирована на развитие, прежняя команда была нацелена на удержание ситуации, и сегодня это не работает.
По логике премьер мог бы доработать до осени, потому как наверняка должен был помогать в выборном процессе. Но так как серьёзной конкуренции у господина Бречалова не намечается, то весь выборный процесс новая команда взяла в свои руки.
Не исключено, что премьер в дальнейшем и вообще не потребуется, что уже не раз обсуждалось. Фактически всё равно процессами в республике управляет глава, а председатель правительства является, по сути, модератором, реализующим его решения. Если глава реально заинтересован в том, чтобы управлять республикой и держать ситуацию на контроле, то он должен возглавить правительство, сидеть в здании правительства и отдать свой дворец, который ничего не олицетворяет, кроме убожества архитектуры в центре Ижевска, каким-нибудь общественным организациям.
Из состоявшегося назначения господина Семёнова я бы пока не делал далеко идущих выводов. Для возможной отмены поста премьера, скорее всего, нужно провести ряд нормативных изменений, в том числе в Конституции, а для этого нужен новый Госсовет, который примет соответствующие решения.
Кроме этого, в моём видении правительство можно было бы объединить в два больших блока: расходов и доходов, которые бы возглавили два вице-премьера в равном уровне полномочий и статусе. Блок расходов – это социальный блок. Блок доходов – это всё, что приносит доходы, промышленность, предпринимательство, экономика. Если глава возглавляет правительство, то он всё равно будет нести и политические функции, а для непосредственного управления было бы достаточно этих людей.
При этом на социальный блок я бы поставил человека, который профессионально вышел из отрасли, но последнее время работал в бизнесе. Ставить директоров школ, главврачей на такую должность – это грубейшая ошибка. Это люди из системы, мыслящие потребительски, обросшие связями и зависимостями, без желания и возможности проводить реформы. Нужен человек, который знает изнутри эту систему, но умеет считать и измерять эффективность вложений в образование и здравоохранение.
Что касается создания Корпорации развития Удмуртии. Многое зависит от руководителя, который её возглавит, и полномочий, которые ему будут переданы. Подчинение должно быть непосредственно председателю правительства или главе, без каких-либо «прослоек». Корпорация должна отладить систему привлечения инвестиций, презентации нашего бизнеса, лоббирования его интересов как внутри РФ, на уровне российских предприятий, так и на внешних рынках, где Удмуртии необходимо вписываться в международные цепочки. Здесь должны работать не только удмуртские ребята, но и московские, со знанием языков, со знанием российских и международных рынков. Нужен хороший экспертный совет из независимых экспертов и с минимальным количеством чиновников. Это очень хорошее дело, главное, чтобы оно получилось и не превратилось в очередную корпорацию чиновников. Или структуру для лоббирования, что у нас в республике очень любят.