1500 человек, по оценке Корпорации развития республики, посетили шестой форум «Сделано в Удмуртии». Порядка 50 спикеров на шести площадках делились успешными кейсами и историями неудач (отдельный блок на afterparty), а также пытались ответить на главный вопрос: «Что будет дальше?». У бизнеса в Удмуртии есть два главных праздника в году – День предпринимателя и форум «Сделано в Удмуртии», сказал в ходе мероприятия первый вице-премьер правительства Константин Сунцов. Кратко рассказываем, если вы пропустили.

В целом форум стал подтверждением пяти трендов о настоящем времени бизнеса, которые в том или ином виде прозвучали от многих в этот день.

Предпринимательство в Удмуртии как класс и явление растёт количественно и качественно.

  1. О первом говорит недавно зарегистрированный 100-тысячный предприниматель, которого торжественно поздравили на форуме. О втором – рост поступления налогов со стороны МСП и самозанятых в бюджет региона. 7,6 млрд руб. в текущем году против 6,4 млрд за весь 2021 год.
  2. Не знаешь, что делать в эпоху перемен, – спроси у тех, кто знает. Учись, ходи на форумы, общайся с коллегами и экспертами. Два вышеперечисленных момента и привели к тому, что на некоторые выступления попасть было невозможно. И как назло, трансляции тоже не было. Организаторы обещали учесть эти моменты на будущее.
  3. Уровень неопределённости достиг непрогнозируемого предела, когда гибкость и способность быстро адаптироваться становятся чуть ли не ключевым фактором.
  4. В то же время уровень поддержки бизнеса постоянно растёт. Государство никогда так не помогало предпринимателям, как сейчас. При этом знания стали максимально доступными
  5. Ну и, конечно, лейтмотив всего форума: «Кризис – время возможностей».

«Придётся привыкать к работе на одной ноге и под порывами ветра». Эти слова прозвучали от главы Удмуртии Александра Бречалова на пленарной сессии форума, которая была посвящена теме «Что будет дальше?». Он отметил, что, находясь «в точке идеального шторма», можно сделать только одно – «работать ещё более активно здесь и сейчас, не тратить время на вздохи и гипотезы». При этом он подчеркнул, что именно такие ситуации заставляют искать новые, нетривиальные решения и резервы, новые пути, а не идти по «проторённой дорожке».

Про IT

«IT-отрасль в принципе ничем радикально не отличается от всех остальных», – с этой мысли начал своё выступление основатель компании «ЦВТ» Олег Вылегжанин. Так же как в остальных отраслях, в сфере IT происходит многовекторное движение и переосмысление внешних, прежде всего глобальных, изменений. Он подчеркнул, что тренды эти характерны не только для российского бизнеса, поскольку кризис сейчас происходит именно в глобальной экономике (сокращения в Twitter тому подтверждение).

Если пять лет назад главной задачей было выйти на глобальный рынок и это считалось естественным этапом развития бизнеса, «сейчас рынок резко перестал быть глобальным». То, что казалось незыблемым, – право частной собственности, общность технологий, облачных и других массовых продуктов – перестало быть таковым частично или полностью. Поэтому вместо выхода на глобальный рынок, участия в мировых разработках, вместо массовости приоритетом становятся развитие суверенных технологий и повышение экспертности, которая для этого необходима.

«Задача архисложная», – подчёркивает спикер, учитывая отсутствие доступа к крупным инвестиционным ресурсам, а также повсеместное использование глобальных информационных продуктов. Вместо превалирующей прежде массовости (речь именно о количестве специалистов IT-сферы), важнее становится уровень экспертности, качество образования. Именно его предстоит прокачать в ближайшее время, чтоб создать фундамент  для развития собственных технологий и продуктов.

Ещё одним трендом становится то, что IT в России перестаёт быть чем-то отдельно развивающимся и начинает глубоко заходить во все смежные отрасли, участвует в их развитии.

Международные рынки

Что бы ни говорили о сложности международного бизнеса для россиян в современном мире, основатель сети пиццерий «Додо Пицца» Фёдор Овчинников точно скажет, что возможность есть всегда.

Фёдор Овчинников общался с ижевской аудиторией из Дубая, куда поехал, чтобы выступить на международной конференции общепита. А значит, организаторам форума бизнес и опыт российского бренда явно важнее политики. Помимо этого, в Дубае до конца года сеть открывает собственные точки. Сейчас «Додо Пицца» работает в 16 странах, в том числе и в Восточной Европе.

По мнению бизнесмена, самое важное в выходе на международный рынок – иметь крутой продукт и хорошо работать. «Во многих бизнесах важна даже не идея, а реализация – насколько ты качественно сможешь организовать процессы, менеджмент».

Преимуществом, которое помогает развиваться его компании, он назвал IT-направление.

«Сила нашего бизнеса – это IT в России. Разработчики – это конкурентное преимущество. Россия – одна из трёх стран мира (США, Китай и Россия), у которой есть собственный поисковик, собственные социальные сети. Мы максимально используем это преимущество. Мы не просто франшиза пиццерий, мы вместе с нашей франшизой ещё даём системы для управления бизнесом», – пояснил он.

Перспективными рынками Фёдор Овчинников назвал не Азию и Африку. По мнению бизнесмена, есть достаточно много стран, где можно развиваться.

Женский взгляд

Одним из наиболее популярных блоков на форуме стала площадка «Бизнес по-женски», где успешные бизнес-леди делились историями своего предпринимательства и лучшими кейсами из практики (развёрнутые материалы от спикеров этой площадки форума – на repinlife.ru).

Как пройти через формулу «то, что тебя не убивает, делает тебя сильнее» и увеличить оборот своего предприятия в 10 раз, рассказала Ольга Созина, основатель компании «Ворота Плюс», руководитель комитета по развитию женского предпринимательства удмуртского отделения «Опоры России». 

«Даже если проблемы валятся на голову, как снежный ком, нужно попытаться обмануть свой мозг, чтобы дать себе возможность справиться с ними сначала на психологическом и эмоциональном уровне. Для этого нужно смотреть на них с другого ракурса: если не можешь поменять ситуацию – поменяй отношение к ней. И тогда платежи по обременительному долгу можно превратить в инвестиции в своё дело».

Сложности будут всегда. А чтобы добиться изменений в собственной голове, важно работать с собой, вкладывать в себя. В прошлом году на работу со своим мышлением и окружением она потратила более 1 млн руб., тогда как раньше на обучение сложно было выделить даже 30 тысяч. Затратами на себя могут стать и работа с психотерапевтом, и тренинги, и возможность попасть в окружение к крутым и успешным людям.

«Моё мышление стало абсолютно другим. Но я не смогла бы стать той, кем являюсь сейчас, без этих трудностей», – резюмировала она.

Не только про успех

Владимир Макаров, основатель международной сети пекарен «Настоящая пекарня» (более 537 точек по всей России и в семи странах) и сети ресторанов «Кинза», поделился, почему стоит десять раз подумать, прежде чем превращать свой бизнес во франшизу (материал со спикером также на сайте).

«Франшиза на самом деле – это большой детский сад, который целыми днями бегает за тобой», – объясняет он. Она требует не намного меньше времени, чем бизнес под собственным управлением. А вот денег реально приносит меньше. Поэтому он принципиально не намерен, например, продавать под франшизу ресторан «Кинза». И настоятельно рекомендует подумать, прежде чем развивать свой бизнес в этом направлении. «Я могу с одного ресторана, который сам открою, зарабатывать 3 млн руб., а если откроет франшизный партнёр, я буду зарабатывать 250 тысяч в месяц».

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).