Пока вопрос импортозамещения упаковки в России не решён, отечественный бизнес вынужден искать альтернативные варианты для закрытия своих потребностей. Насколько глубока проблема, какую стратегию выбирают предприниматели, чтобы по-прежнему «упаковывать и продавать, – об этом журналу «Деловая Репутация» рассказали представители бизнес-сообщества, а также исследователи сегмента FMCG.

Дарья АКИМОВА, руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech, Москва:

– Как исследователь FMCG-рынка (товары повседневного спроса) могу сказать, что в этом сегменте на данный момент с упаковкой существуют определённые трудности, но дефицита не ожидается. Большинство упаковочных линеек продуктов питания можно перестроить на другие форматы. Об этом уже заявили производители молочной отрасли, об этом говорят производители колбасы и мясных деликатесов. Единственное требование – чтобы новый формат соответствовал стандартам для качественного хранения. Современная упаковка – не просто упаковка. Её задачи шире. Она должна дольше сохранять продукт свежим, защищать его от воздействия внешней среды, микробов и т. д.

Российские производители пищевой плёнки говорят, что готовы к расширению импортозамещения в этой области и активно занимаются этим. Они производят барьерные плёнки для упаковки пищевых продуктов (те самые плёнки, которые не дают окружающей среде как-то влиять на продукт внутри). По словам производителей, в 2020 году доля импорта на рынке барьерных плёнок оценивалась в 25–30%. То есть всё остальное было отечественным. На данный момент российские производители запустили несколько новых линий и готовы полностью покрыть потребности. Они увеличивают производственные мощности до 38 тыс. т плёнки в год.

Что с тарой для жидких продуктов: молоко, соки и т.п.? На рынке сейчас есть сложности с многослойным картоном, который составляет упаковку тетрапак. В России есть несколько предприятий, которые заявили о готовности изготавливать подобную упаковку. Тут вопрос в скорости. Если скорость превысит необходимость соблюдать какие-то внешние параметры упаковки, привычные для потребителя, можно достаточно быстро перейти с белёного картона на картон серый, которого в России сейчас достаточно. Да, внешний вид станет менее привычным для потребителя, как, например, было с экобумагой, но зато мы быстро получим упаковку для соков, молочных продуктов и т. п.

«Исследователи FMCG-рынка утверждают: в этом сегменте на данный момент с упаковкой существуют определённые трудности, но дефицита не ожидается»

С ПЭТ-бутылками в стране как таковых проблем нет. Были временные сложности у одного из крупных производителей – компании «СИБУР». Производственная линия предприятия ремонтировалась как раз в тот момент, когда начались проблемы с импортом. Рынок упаковки отреагировал моментально повышением стоимости продукции. На данный момент предприятие восстановило производственную линию, проблем нет.

Гораздо больше дефицита и проблем может возникнуть с коробками под молоко и со скрепками для упаковки хлебобулочных изделий, а также с аналогами тетрапака, но альтернативные варианты можно найти. Плюс всегда можно перестроить производственную линию и начать разливать молоко и кисломолочные продукты в стеклянную тару. Да, это не лучшим образом скажется на стоимости продукта, но такая тара никаких особых проблем для пользователя не несёт. Другой момент – нужно будет что-то делать с вторсырьём (большое количество стекла выйдет на рынок и будет утилизироваться через «мусорку», это неэкологично).

Как ситуация влияет на ценообразование? Например, в ценнике на хлеб стоимость упаковки – порядка 30%. Соответственно, любые изменения, происходящие с упаковкой, не могут не сказаться на стоимости конечного продукта.

Как утверждают сами производители, нет ничего нереального в том, чтобы найти альтернативы прежним поставщикам упаковки. Вполне возможно заменить финских, немецких и других европейских поставщиков на азиатских, например корейских. Но к стоимости самой упаковки прибавится стоимость транспортировки. Плюс время на эту транспортировку изменится. Раньше автотранспортом можно было за несколько недель привезти упаковку или её составляющие из Финляндии или Германии. Из Китая, Кореи, Юго-Восточной Азии контейнер будет идти морем, и это займёт не менее трёх месяцев. Эти моменты также скажутся на цене.

Какие лайфхаки можно предложить бизнесу? Рекомендую производителям искать новых подрядчиков, может быть, даже в России. Можно найти их как внутри страны, так и, например, в Юго-Восточной Азии. Многие сейчас так и поступают.

Надо отметить, что самые крупные производители молока, мясных деликатесов, кондитерских изделий, которые сами производили упаковку, не заявляют, что у них есть трудности. Чаще всего о проблемах с упаковкой говорят те компании, которые приобретали её у иностранных поставщиков. Понятно, что не все могут сами производить упаковку, это требует дополнительных затрат на оборудование, компоненты и пр. Надо, повторюсь, искать подрядчиков внутри страны – это реально.

Андрей КОЧЕНОВ, основатель сообщества предпринимателей «Бизнес – Бизнесу», директор цветочной сети «Цветобаза», Ижевск:

– На наши бизнес-планы ситуация с упаковкой принципиально не повлияла. Мы вовремя сориентировались и осуществили закупки – упаковочного «ресурса» хватит до конца года. В целом выиграл тот, кто имел хороший запас упаковки или быстро его пополнил. 

Те, кто не пошёл или не смог пойти по этому пути, столкнулись с объективными трудностями. Сегодня по ряду позиций им приходится закупать упаковку по завышенному ценнику – к сожалению, некоторые поставщики спекулируют на ситуации. Кроме того, компании чувствуют на себе влияние проблем с логистикой – материалы приходят не в те сроки, которые были ранее. 

Сложнее сейчас небольшому бизнесу с низкой маржинальностью. Поставщики упаковки завышают цену – приходится перекладывать это на плечи потребителей, повышать конечную стоимость продукции. Крупные компании за счёт своей прибыли могут сдерживать ценовой рост. 

«Сейчас – самое время отреагировать на потребительский запрос, открыть производство упаковочных материалов, либо переориентировать на это бизнес-направление имеющиеся мощности»

Но я ещё раз убеждаюсь: любой барьер – это не только препятствие, он помогает генерировать возможности для преодоления. Поставщики упаковочных материалов находят альтернативные способы работы – устанавливают контакты с новыми производителями, пересматривают логистические решения и пр.

Ситуация сыграла на руку тем, кто планировал запустить бизнес, войти в новую предпринимательскую нишу. Можно переориентировать имеющиеся производственные мощности под выпуск упаковки или с нуля развивать это бизнес-направление. Думаю, такие отечественные проекты будут востребованы и рентабельны. В новых условиях, когда есть спрос на отечественный продукт, найти покупателя проще, равно как и занять свою рыночную нишу. Сейчас – самое время быстро отреагировать на имеющийся потребительский запрос. После того, как ситуация нормализуется, компании, реализовавшие такие проекты, смогут составить хорошую конкуренцию зарубежным.

Раньше по ряду позиций было выгоднее закупать импортные упаковочные материалы. Сейчас, когда действуют новые правила игры, в том числе определяющие длинные логистические цепочки, выгоднее производить продукцию у себя. Выпадающие звенья будут замещаться отечественными аналогами.

Возвращаясь к вопросу о спекуляции поставщиков, историям с завышенным ценником, отмечу: позитивный момент состоит в том, что новые игроки, выходящие на рынок, для привлечения потребителя, повышения лояльности покупателей предлагают комфортную ценовую политику. Это в сложившихся условиях, определённо, – плюс.  

В перспективе не вижу особых проблем для бизнеса, которые связаны с упаковкой. «Шторм» уже становится привычным, более того – преодолимым. Для сегмента упаковочных решений в том числе.

Алексей БИЛЯК, генеральный директор ООО «ЦКТ-Ладога», Санкт-Петербург:

– Для решения проблем с упаковкой бизнес сегодня использует следующие алгоритмы: вся необходимая информация размещается сразу же на упаковке, то есть компании не используют отдельные этикетки, дополнительную маркировку и т. п. Предпочтение отдаётся пластику (в сравнении с картоном или бумагой), так как пластиковое сырьё доступнее и дешевле.

Упрощаются «упаковочные» стандарты. Например, раньше у крупных маркетплейсов были жёсткие требования к упаковке своих компаний-продавцов: коробка определённого формата, специальный скотч, этикетка обязательных размеров. Сейчас эту политику пересматривают, видимо, поставщики просто не справляются с такими заявками.

Меняются и дизайн-подходы. В ближайшее время погоня маркетологов за красивой, сложной, запоминающейся упаковкой поутихнет. Простота, функциональность и цена будут иметь решающее значение, в отличие от креатива.

Грозит ли стране дефицит упаковочных материалов? Рынок упаковки очень большой и разнообразный. С 2020 по 2021 год рынок оценивался в 1,3 трлн руб., к концу 2022 года должен был достичь 1,5 трлн. Он включает в себя всю упаковку: картон, бумагу, пластик, стекло. С какими-то направлениями действительно есть сложности, и это всем известно: бумага, упаковка из «сложного» картона – тетрапак. Но с другими видами как такового дефицита пока нет, хотя из-за роста стоимости рассматриваются альтернативные виды упаковки. Например, переход от бутылок из твёрдого пластика на мягкую упаковку (пример – кетчуп). Или отдаётся предпочтение барьерным реторт-пакетам вместо лотков под запайку. Клиенты готовы упрощать технические задания или макеты, использовать аналоговые материалы, чтобы была техническая возможность изготовить упаковку в нашей стране. В перспективе стандарты качества упаковки и маркировки будут снижаться. Например, плотность этикетки будет меньше, картон – тоньше и т. п.

Как вопрос влияет на ценообразование? Сильных скачков, что касается упаковки, не было. Рост наблюдался, но в районе 10–20%, не более.

Егор ПАРИЛОВ, сооснователь и директор по развитию цветочной лавки «Фисташка», Москва:

– Скачок цен на бумагу привёл к негативным последствиям в некоторых отраслях, в их числе – рынок флористики. Для упаковки букетов мы используем крафтовую бумагу и/или корейскую плёнку. Сегодня произошло подорожание этих позиций на 15%. С нашей стороны мы делаем всё возможное для удержания прежних цен на цветы и не планируем повышать розничную стоимость букетов.

Дефицита на текущий момент не наблюдается, но всё может измениться. Тогда мы будем предлагать клиентам выбрать букет без упаковки. Кроме этого, в ближайшее время планируем запустить коллекцию «интерьерных» букетов, которые изначально собираются и отправляются без упаковочного материала (что позволяет компании сэкономить).

«Можно заказывать упаковку в Китае, экономия – ощутимая, однако объёмы партии будут исчисляться сотнями тысяч штук, плюс придётся закладывать транспортные расходы»

Мы доставляем букеты в транспортировочных коробках из плотного картона, чтобы защитить цветы от ветра, солнца, пыли. Начали вести переговоры об увеличении объёма закупки, чтобы снизить стоимость коробки. Если раньше мы заказывали коробки в количестве 1 тыс. штук, после повышения цен будем заказывать в два раза меньше, чтобы сохранить текущую стоимость.

Также к букетам мы прилагаем инструкцию по уходу за цветами и открытку. Раздаточный материал (памятка, открытка) подорожал в два раза. Но мы, увеличив объём, смогли получить почти ту же цену, что и до повышения. И ещё один момент: мы не готовы экономить на качестве бумаги, краске и нанесениях, так как хороший материал устойчивее к внешним воздействиям.

Александр ПЛЕХАНОВ, генеральный директор службы курьерской доставки nePochta, Москва:

– Нехватки упаковочных материалов мы пока не наблюдаем. Приобретаем упаковку у нескольких подмосковных производителей, спокойно закупаём её в необходимых объёмах прямо со склада. Можно также покупать на заказ, что выходит гораздо дешевле, чем приобретение готовой продукции (даже вдвое, в зависимости от заказываемых объёмов). Цены пока не поменялись. Более того, поставщики периодически предлагают акции со скидками.

Также можно заказывать упаковку в Китае, в таком случае может быть и до пяти раз дешевле, однако объёмы партии будут исчисляться сотнями тысяч штук, плюс придётся закладывать транспортные расходы.

Анна ТИХАЯ, руководитель службы закупок и снабжения СДЭК, Новосибирск:

– СДЭК не сталкивался с нехваткой упаковки для отправки посылок. Коробки для упаковки товара у нас имеются в достаточном количестве. Наши производители и поставщики не сообщали о каких-либо проблемах в этой сфере.

Стоимость коробок выросла, но не настолько значительно (6–9%), чтобы говорить о каких-либо существенных трудностях. Конечно, удорожание упаковочных материалов, в том числе коробок, усложнит работу сервисов доставки. При отправке посылок физическим лицам придётся самостоятельно искать коробки для упаковки. Но у СДЭК проблем с поставками нет и не предвидится, об этом можно говорить на основании информации от наших поставщиков гофрокоробов.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).