По данным сервиса «Авито Услуги», в 2021 году в Удмуртии спрос на клининговые услуги вырос на 80% по сравнению с 2020 годом, а за январь-сентябрь 2022 года увеличился на 56% к аналогичному периоду предыдущего года. Является ли такая динамика следствием развития отрасли, или рынок просто восстанавливается после пандемии, и как на клининговые услуги влияет текущая ситуация в России и мире? 

Статистика

Александр Семочкин, руководитель развития категории «Хозяйственные и деловые услуги» на «Авито»:

– В последние годы жители Удмуртии всё чаще делегируют уборку специалистам. Так, по данным сервиса «Авито Услуги», с января по сентябрь 2022 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года спрос на услуги клининга в Удмуртии вырос на 56%. Объявлений от исполнителей, готовых помочь с домашними хлопотами, за этот же период стало больше на 30%. По России рост спроса на клининговые услуги в III квартале составил 40% к аналогичному периоду годом ранее.

Наиболее востребованными в январе-сентябре 2022 года в сравнении с девятью месяцами прошлого года оказались услуги по мойке окон – спрос на них вырос на 98%. Также в топ услуг по росту спроса в Удмуртии вошли генеральная уборка (+90%), чистка ковров (+59%), мягкой мебели (+54%), простая уборка (+20%) и уборка после ремонта (+11%). Свои объявления наиболее активно размещали помощники по чистке мягкой мебели (+48%) и генеральной уборке (+39).

Среди заказчиков и исполнителей клининговой сферы – как частные лица, так и компании. Также, согласно исследованию «Авито Услуги» и агентства Data Insight, за прошедший год на рынке услуг в России среди людей, работающих в одиночку, в полтора раза выросла доля самозанятых, с 31% до 46%.

Александра Севостьянова, руководитель пресс-службы hh.ru Поволжье:

– По данным hh.ru, за январь-август 2022 года спрос на специалистов по клинингу в Удмуртии вырос в 1,4 раза  – на 49% к январю-августу прошлого года. Чаще всего работодатели ищут уборщиков, административный персонал, менеджеров по продажам услуг.

Требования в вакансиях различаются в зависимости от специализации соискателей. Например, от администраторов или бригадиров группы клинеров часто требуется наличие таких качеств, как мобильность, стрессоустойчивость, организаторские навыки, способность быстро принимать решения. В числе часто встречаемых компетенций в вакансиях уборщиков/уборщиц – аккуратность, трудолюбие, умение пользоваться инструментами для уборки.

Взгляд из отрасли

Юлия Ворончихина, генеральный директор ООО «ЭкоГород» (Ижевск):

– Сервис «Авито» в большей степени рассчитан на молодые предприятия и недорогой сегмент. Если человек захотел подрабатывать, оказывая услуги по уборке помещений, то он размещает там объявление, и люди его приглашают. Вполне вероятно, что феноменальный рост спроса, согласно данным сервиса, обусловлен тем, что люди отказываются от дорогих услуг в пользу более дешёвых. 

Поскольку мы предлагаем более высокую цену, то не почувствовали резких подъёмов и падений спроса в последние два года. Зато увидели другие изменения. Например, во время пандемии коронавируса вырос спрос на обслуживание юридических лиц. Клининг стали чаще заказывать заводы, поскольку среди наших ОКВЭДов есть дезинфекция и дезинсекция, которые были актуальны в тот момент. Однако спрос на обслуживание физических лиц тогда, наоборот, упал. Люди перестали приглашать персонал домой, опасаясь вируса. Сейчас по процентному соотношению мы вернулись к допандемийным показателям в B2B и B2C сегментах.

Активно и ежегодно увеличивается себестоимость клининговых услуг. В них заложены затраты на средства для уборки и расходные материалы, цена которых за последнее время выросла примерно в два раза. Мы всегда использовали отечественные материалы, поскольку зарубежные «расходники» нерентабельны в нашем регионе. Однако все российские производители закупают сырьё за рубежом. Весной 2022 года мы столкнулись с проблемами в поставках и сужением ассортимента химии для уборки – производитель не мог закупить сырьё, реализовывал продукцию в ограниченном количестве и под заказ. 

Ксения Юркова, директор по персоналу ГК «Эксцельсиор» (Москва):

– С пандемии 2020 года спрос на клининг удерживается на одном уровне. За последнее время он даже немного упал, потому что клиенты стараются экономить. Потребности производств и общепита остались на прежнем уровне – здесь экономия грозит рисками нарушения санитарных норм. Но значительно снизились затраты на клининг в офисах, где часть сотрудников ушла на удалённый режим, и в торговых центрах в условиях уменьшения посещаемости.

Например, кейс: 18 сотрудников обслуживали торговый центр. С началом пандемии его посещаемость сначала резко упала, затем восстановилась, но не до прежнего уровня. ТЦ посещают меньше людей, соответственно, не так пачкаются полы и меньше клининговых действий необходимо для соблюдения чистоты. Руководство центра приняло решение о перераспределении рабочего времени и уменьшении персонала. Теперь наш штат на этом объекте составляет 14 человек.

Другая статья экономии – техника, закупка химии, инвентаря. До 2020 года предприниматели чаще заказывали клининг «под ключ» в местах общественного питания, гостиницах, на производствах. При такой системе сотрудничества мы полностью представляем штат уборщиков, горничных, посудомойщиков, дворников и обеспечиваем их необходимыми предметами и материалами. Теперь заказчики чаще просят предоставить только персонал. Расходные материалы и технику закупают сами – ищут, где дешевле. Также наши сотрудники выходят под управление клиента, тогда стоимость труда меньше, нам не надо закладывать расходы на контроль и администрирование.

Клиентский опыт

Никита Горохов, руководитель направления эксплуатации ГК «Острова» (Ижевск):

– Мы пользуемся услугами уборки помещений разного уровня сложности: от ежедневного наведения порядка в офисе компании до клининга многоквартирного дома на этапе его приёмки. 

Более близко с клининговыми компаниями взаимодействуем на объектах, которые находятся в нашей эксплуатации. Например, в здании Открытого офиса, где трудятся сотрудники «Островов». Мы работаем по договору с клининговой компанией, которая берёт на себя вопросы подбора и взаимозаменяемости персонала, обеспечения их больничных и отпусков. Благо, сейчас таких предприятий на рынке много.

Ещё одна механика по взаимодействию с услугами по уборке происходит при приёмке готовых многоквартирных домов от генерального подрядчика. По завершении строительства мы оцениваем чистоту площадей: квартиры с чистовой и предчистовой отделкой, места общего пользования – подъезды, лестничные пролёты, лифты. В этом случае с клининговыми компаниями мы не взаимодействуем напрямую. С ними работает генподрядчик. Как правило, у него есть бюджет на клининг и подобранные контрагенты, а мы выступаем окончательным приёмщиком работ, оценивая, устраивает нас чистота помещений для передачи объекта собственникам или нет. 

Павел Люлин, вице-президент Союза Торговых Центров России, Беларуси, Казахстана (Москва):

– Если в пандемию тщательная уборка и дезинфекция регулярно контролировались органами власти и проверялись управляющими компаниями, то после снятия ограничений такое пристальное внимание сошло на нет. Сейчас уборка вернулась в состояние обычной услуги для каждого здания, к которой предъявляются традиционные санитарные требования: регулярность, чистота и тщательность. 

Сегодня в сфере торговых центров к услугам профессиональных клининговых компаний прибегают как для постоянного содержания моллов и прилегающей территории, так и для разовых, сезонных и специализированных работ, например, мойка фасада, чистка снега, высотные работы и т. д. В последнее время наметился тренд отказа от внешнего клининга в сторону привлечения собственных работников для постоянной уборки – причины в росте стоимости услуг из-за так называемого «обеления» рынка и слабой выраженности уникальности компетенций у большинства клининговых компаний.

Самым важным аспектом при выборе клининговой компании является цена, которая должна укладываться в заданный бюджет. В коммерческой недвижимости последние три года наблюдается фиксация бюджетов на уровне 2019 года без индексации или даже с сокращением. При этом стоимость и себестоимость услуг клининга только растёт из-за увеличения реальной налоговой нагрузки в отрасли и зарплатных требований работников. Кроме цены услуги, заказчики при выборе компании проверяют объём работ – нет ли здесь сокращения, наличие релевантных объектов в опыте компании, а также учитывают отсутствие налоговых претензий и споров у юридического лица.

Раньше одним из важных критериев при выборе клининговой компании было её участие в профильных организациях, например, АКФО (Ассоциация клининговых и фасилити операторов) или АКОН (Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость). Но сейчас, когда у ФНС появился автоматизированный и эффективный механизм отслеживания цепочек контрагентов, более важной стала возможность компании подтвердить отсутствие проблем с уплатой налогов. Заказчики хотят обезопасить себя от возможных потерь – если предприятие воспользуется услугами компании, которая работает «в серую» и при проверке не сможет доказать, что выбор клинера основывался на принципах должной осмотрительности, то налоговые органы могут доначислить предприятию налоги, не уплаченные клининговой компанией.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).