В период с октября по декабрь 2024 года российские предприниматели подали в Роспатент 35 000 заявок на регистрацию товарных знаков. Этот показатель на 6% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года, подсчитали аналитики «Онлайн патента».
Впервые с 2022 года наблюдается снижение роста регистрации товарных знаков. До этого момента количество заявок постоянно увеличивалось из года в год. Несмотря на замедление темпов роста в конце года, общее количество заявок от российских компаний за год возросло на 10,8% и достигло 259 тысяч.
Российские предприниматели стали реже регистрировать товарные знаки в связи с повышением патентных пошлин и отменой скидок в размере 30% за электронную подачу заявки на патент. Особенно остро это ощутили самозанятые, малый и средний бизнес, особенно в условиях растущей ключевой ставки в 2024 году, рассказала Алина Акиншина, директор «Онлайн патента».
Тенденция к снижению особенно заметна в категориях: косметика и парфюмерия (–38%); одежда и обувь (–16,4%); напитки (–18%).
Уменьшение количества заявок также может быть связано с естественным замедлением активности после бурного периода регистрации новых брендов, который начался в 2022 году. По мнению Анны Дычевой-Смирновой, члена правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, в сфере парфюмерии и косметики спад в количестве заявок связан с подготовкой к введению обязательной маркировки косметической продукции, которая должна начаться в марте этого года, а также с постепенным насыщением рынка.