На фоне «санкционной» реальности меняются среднесрочные макроэкономические прогнозы, стратегии бюджетного планирования и перераспределения расходов. Как чувствуют себя региональные финансы, системы управления финансово-бюджетной сферой субъектов? Как Удмуртия реагирует на изменения, какие стоят задачи в работе финансового блока правительства, рассказывает заместитель председателя правительства УР Роман Ефимов.

Приоритеты – искусство антикризисной политики

– Стремительно меняющаяся ситуация 2022 года требует от нас ещё более быстрого реагирования, фактически «ручного» управления бюджетными процессами. Правительством УР сформирован «стресс-прогноз» бюджета, учитывающий риски снижения доходной части.

Мы провели жёсткую расстановку приоритетов в расходах, распоряжением главы Удмуртии утверждён перечень первоочередных из них. Это выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечение социальных выплат, предоставление населению гарантированных государством услуг, сохранение качества жизни, дальнейшая реализация мероприятий нацпроектов. Другие статьи расходов будут финансироваться, исходя из возможности доходной базы.

В настоящее время положительная динамика поступления доходов в бюджет республики сохраняется. На 1 мая 2022 года поступление налоговых и неналоговых доходов составило 25,8 млрд руб., рост к уровню аналогичного периода прошлого года – 12%.  

Мы в постоянном режиме оцениваем достаточность бюджетных ассигнований и сфокусировались на защите бюджетных приоритетов. Их расстановка и есть искусство антикризисной политики.

Сейчас перед нами стоят серьёзные вызовы. В плане бюджетных процессов эффективность – главный показатель, который необходимо обеспечивать. Если, допустим, есть два проекта и нужно сделать выбор в пользу одного из них, то ставка – на тот, который открывает больше источников для будущих доходов бюджета.

Выполнить плановые показатели

В последние пять лет приоритет бюджетной политики региона – выполнение социальных обязательств, формирование оптимальной, управляемой структуры государственного долга. Для достижения заявленных ориентиров правительством республики приняты кардинальные решения по укреплению собственной доходной базы, повышению эффективности использования имеющихся ресурсов. Реализованы мероприятия экономического, фискального и организационного характера, направленные на совершенствование бюджетного процесса, меры по консолидации средств: усилена работа с имущественным комплексом республики, пересмотрена кадастровая стоимость помещений, расширена налоговая база по налогу на имущество организаций, увеличены ставки транспортного налога, отменены неэффективные и невостребованные налоговые льготы. За счёт объединения учреждений актуализирована бюджетная сеть, централизована и усовершенствована система закупок.

Принятые меры принесли результаты. За пять лет (с 2016 по 2021 год) прирост налоговых доходов, собираемых в республике, составил 157 млрд рублей. В 2021 году с территории республики собрано доходов 297,3 млрд рублей. Это выше годового объёма 2020 года на 125 миллиардов, годового объёма «докризисного» 2019 года на 69 млрд рублей.

За первый квартал текущего года с территории республики собрано 84,4 млрд рублей, рост в 1,6 раза к уровню первого квартала 2021 года.

Республика принимает меры по наращиванию доходного потенциала. За пять лет (с 2016 по 2021 год) прирост собственных доходов в консолидированный бюджет составил 19,1 млрд рублей. По итогам 2021 года республика по темпам роста налоговых и неналоговых доходов занимает пятое место среди субъектов ПФО, среди всех регионов России – 22-е место.

По состоянию на 1 мая положительная динамика поступления доходов в бюджет сохраняется, в том числе за счёт уплаты налога на прибыль.

Вместе с тем Удмуртия – регион с промышленной специализацией, и в условиях санкций, в связи с нестабильной экономической ситуацией, существуют риски снижения доходов бюджета во втором полугодии текущего года. В то же время при формировании бюджета на 2022 год были приняты достаточно осторожные прогнозы по поступлению доходов. Мы надеемся выполнить плановые показатели бюджета в полном объёме. Мониторинг исполнения доходов ведётся в ежедневном режиме.

Госдолг: с «негативного» на «стабильный»

В 2021 году правительство России приняло действенные меры по поддержке регионов. В августе 2021 года Удмуртия получила из федерального бюджета кредит в размере 30,9 млрд руб. по ставке 0,1% годовых на погашение банковских кредитов. Все средства бюджетного кредита были направлены на досрочное погашение коммерческих кредитов. Экономия по выплате процентов за 2021 год составила 754 млн руб., в 2022 году цифра будет на уровне 1,4 млрд рублей.

В результате принятых правительством республики мер объём госдолга за 2021 год сократился на 1 млрд 190,2 млн руб. и составил на 1 января 2022 года 63 млрд 52,3 млн рублей. На 1 января в структуре госдолга рыночные заимствования составили 15,8%, кредиты из федерального бюджета – 84,2%.

В ноябре 2021 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне «BBB-». Прогноз по рейтингу изменён с «негативного» на «стабильный».

В текущем году по поручению президента России Владимира Владимировича Путина субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям также будут предоставлены бюджетные кредиты для погашения коммерческой задолженности. Для Удмуртской Республики это 10,69 млрд руб., из которых 5 млрд будет направлено на погашение рыночных заимствований республики и 5,69 млрд – на погашение рыночных заимствований муниципальных образований.

Кредиты будут предоставлены со сроком погашения до 2028 года по ставке 0,1% годовых. Учитывая, что ставки по коммерческим кредитам находятся сейчас на максимальном уровне, бюджетный эффект от замещения рыночных заимствований бюджетными кредитами может составить в 2022 году порядка 850 млн рублей. Кроме того, в соответствии с указанным поручением президента России субъекты освобождаются от погашения в 2022 году задолженности по бюджетным кредитам. Для бюджета республики эта цифра составит 1,2 млрд рублей.

Ответственность за результат

Сегодняшняя ситуация ещё раз подчеркнула необходимость работы на сверхрезультат, максимальной отдачи и фокуса внимания на достижение поставленных целей. Здесь уместно высказывание президента России Владимира Владимировича Путина: «Каждый должен мотыжить свой участок – постоянно, ежедневно, и тогда успех будет обеспечен». Согласен полностью. Восхождение к вершине не может быть несистемным.    

В моём случае ответственный подход к работе – плод воспитания, выбора жизненных приоритетов, опыта прошлых лет: я прошёл немало ступеней становления и развития. Многое почерпнул, будучи на должностях в госструктурах, курирующих вопросы управления строительным комплексом, земельных отношений. Независимо от того, какая задача была поставлена, я не просто её отрабатывал – пропускал через себя, выполнял «тотально», на все 100%.

Особый период – это, безусловно, руководство Региональным центром закупок УР. Командная работа позволила выстроить в республике единую систему закупок, она уже не раз признавалась лидером Рейтинга эффективности и прозрачности закупочных систем регионов страны.

Сказать, что на профессиональном пути было легко, не могу. Но всегда помогали выбранные принципы: трудолюбие, системность, ответственность, верное формирование вокруг себя атмосферы, которая притягивает проактивных и «командных» людей.

В работе также помогает физическая активность. Я отношусь к тем, кто занимается личной эффективностью профессионально, и уверен, что энергия – один из ключевых ресурсов человека. Выбираю циклические виды спорта, позволяющие не только укреплять здоровье, но и развивать жизнестойкость, системное мышление.

Закупки в кризис

В 2022 году вступило в силу большое количество изменений в Закон о контрактной системе, отдельные подзаконные акты, регламентирующие вопросы осуществления закупок. К изменениям можно отнести сокращение количества конкурентных способов осуществления закупок и уточнение порядка их проведения, перестройку требований к участникам закупок, новые правила оценки заявок, увеличение годового лимита закупок у субъектов МСП и социально ориентированных некоммерческих организаций, введение обязательного электронного оформления приёмки товаров, работ, услуг.

Значительное количество изменений 2022 года связано с адаптацией закупочной деятельности к сложившейся экономической и геополитической ситуации. В числе основных «антикризисных» изменений – сокращение сроков оплаты по контрактам, увеличение предельных размеров аванса, возможность не требовать обеспечить исполнение контракта (гарантийных обязательств) и списывать неустойки по контрактам, возникшие из-за санкций недружественных государств. Также дополнительные случаи закупок у единственного поставщика, возможность изменения существенных условий контракта при возникновении не зависящих от сторон обстоятельств.

«Откорректированы» вопросы осуществления закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, отдельные вопросы заключения и исполнения строительных контрактов.

Для заказчиков Удмуртской Республики в рамках реализации «антикризисных» положений федерального законодательства о закупках правительством УР предусмотрены дополнительные основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Контракты с единственным поставщиком могут быть заключены на основании решения Республиканской комиссии по повышению устойчивости развития экономики в республике в условиях санкций, если предмет контракта – поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий одноразового применения, продуктов питания, услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также услуги по организации питания.

Правительством УР также определены правила принятия решений об изменении существенных условий контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд республики, заключённых заказчиками до 1 января 2023 года. Предусмотрена возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контракта (при наличии положительного решения профильной республиканской комиссии).

Для эффективной работы в сфере закупок необходимо развивать механизм непрерывного обучения заказчиков. Планируется открытие учебного центра на базе Республиканского центра закупок. Сейчас идёт работа по оформлению и получению документов для осуществления образовательной деятельности. 

Цифры

Собрано налоговых доходов на территории УР, руб.

140,3  млрд – 2016 г.

297,3 млрд – 2021 г.

Замещение коммерческих кредитов бюджетными, руб.

30,9 млрд –  2021 г.

10,69 млрд  – 2022 г.

Бюджетный эффект, руб.

754 млн – 2021 г.

2,25 млрд – 2022 г.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).